Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Авторы:
Город:
Махачкала
ВУЗ:
Дата:
03 января 2016г.

    Для обеспечения устойчивого развития сельских территорий нужно создавать условия для роста благосостояния населения и удовлетворения социальных и материальных потребностей граждан. В настоящее время остро стоят вопросы долговременных направлений использования экономического потенциала сельских территорий, имея в виду не только традиционную кадровую проблематику аграрного сектора, но и перспективные модели воспроизводства и регулирования трудового и кадрового потенциала в других отраслях и сферах деятельности на сельских территориях.

   Создание условий для устойчивого развития сельских территорий является одной из важнейших стратегических целей государственной региональной политики, достижение которой позволит обеспечить продовольственную безопасность, повысить конкурентоспособность российской экономики и благосостояние граждан.

    Таким образом, нарастает потребность в серьезной корректировке целей и приоритетов в сфере регулирования данных процессов, имея в виду поиск эффективных механизмов воздействия на демографические и миграционные аспекты формирования трудовых ресурсов села, воспроизводство его трудового и кадрового потенциала, и в первую очередь, для аграрного сектора экономики. Все это в совокупности актуализирует необходимость теоретического и методологического обоснования разработки и использования таких механизмов в агропродовольственной политике.

   В условиях глобализации аграрной экономики и вступления России в ВТО существующий уровень воспроизводства трудового потенциала не позволит сельской рабочей силе достойно конкурировать на международном рынке сельскохозяйственного труда, будут сдерживать ее трудовую мобильность, способствовать консервации отсталых технологий и формировать низкую цену.

   Для обеспечения устойчивого развития сельских поселений региональная политика включает систему стратегирования организационных, экономико-финансовых и правовых мер, определяющих деятельность федеральных и территориальных органов власти, органов местного самоуправления, направленных на повышение эффективности сельской экономики, уровня и качества жизни сельского населения, а также рациональное использование и воспроизводство природно-ресурсного потенциала сельских территорий.

    Учитывая, что в пореформенный период на большинстве сельских территорий преобладали процессы «проедания» накопленного ранее трудового потенциала, в значительной степени прервалась связь в передаче опыта и знаний молодежи, а также неблагоприятные прогнозы, связанные с сокращением численности сельского населения в трудоспособном возрасте, вполне возможно возникновение различных экономических, социальных угроз, связанных с недостаточным уровнем воспроизводства трудового потенциала.

    В связи с этим выход села на качественно новый уровень развития становится одной из важных государственных задач, но для этого нет научно обоснованной методологии управления сельскими территориями. При этом каждый регион руководствуется своими подходами к развитию сельских территорий, зачастую не учитывая сложившиеся социально-экономические ситуации на районном уровне и особенности сельских поселений, что тормозит процесс устойчивости развития, снижает результативность управления территорией всех уровней. Отсутствие системности в развитии сельских территорий в немалой степени привело к нерациональному размещению производительных сил, неразвитости социально-бытовой инфраструктуры и другим диспропорциям, что отрицательно сказалось на эффективности сельской экономики и условиях проживания в сельской местности [1].

      Сельские территории России, вступая в новую полосу серьезных демографических и трудоресурсных проблем, остро нуждается в формировании новой миграционной политики, которая будет в наибольшей степени соответствовать их социально - экономических требованиям вместе с тем, отвечать геополитическим интересам России в целом.

Стратегирование в области устойчивого развития сельских территорий осуществляется по следующим направлениям:

создание благоприятных социально-экономических условий для выполнения сельским населением общественно полезных функций и включая производственную;

повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения, еѐ конкурентоспособности по сравнению с городскими стандартами комфортности проживания;

улучшение демографической ситуации и увеличение ожидаемой продолжительности жизни; рациональное использованием природных ресурсов и сохранение окружающей среды; сохранение и приумножение историко-культурного потенциала сельского поселения.

    В настоящее время основные мероприятия государственной поддержки развития сельских территорий осуществляется в рамках региональных и федеральных целевых программ за счет средств разных бюджетных источников финансирования по следующим направлениям:

улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;

развитие газификации и водоснабжения в сельской местности;

развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности;

развитие сети учреждений первичной медико-санитарной помощи, физической культуры и спорта в сельской местности.

Одним из направлений, на которых должны сконцентрировать свое внимание операторы регионального

рынка курортных услуг всех форм собственности, является наличие неудовлетворенного спроса на эти услуги и, очевидно, недостаточное их предложение со стороны специализированных операторов. О чем свидетельствуют данные о размещении отдыхающих в частном секторе, который, конечно, не может предоставить рекреантам должное количество необходимых условий.

    В Республике Дагестан имеет место проблема самозахвата участков территорий курортов и курортных местностей под частное строительство и нецелевое использование курортных земель. Медленно развивается инфраструктура - как производственная, так и финансовых рынков. Ее несовершенство задает высокий уровень трансакционных издержек в экономике, препятствует слаженности и эффективности взаимодействия отдельных частей рыночного механизма.

    В свою очередь, на фоне своих проблем горная зона Дагестана обладает уникальными конкурентными преимуществами, к которым в первую очередь относятся его неповторимые природно-климатические и бальнеологические свойства. Регион обладает большой привлекательностью в силу разнообразия, компактности размещения и комплексности лечебно-оздоровительных факторов, к которым относятся  минеральные воды, климат, ландшафт.

     Развитие современных центров горнолыжного и оздоровительного туризма в горах Дагестана потребует значительных капиталовложений в создание гостиничной и спортивной инфраструктуры, лечебно- оздоровительных центров, а также систем водо- и электроснабжения, канализации, подъездных дорог и других объектов хозяйственной инфраструктуры.

    Поддержка инвестиционных проектов по развитию туристической инфраструктуры будет осуществляться путем реализации государственных целевых программ через открытое акционерное общество «Особые экономические зоны», Инвестиционный фонд Российской Федерации. В отборе приоритетных проектов и софинансировании мероприятий по подготовке проектно-сметной документации и строительства будет участвовать создаваемый в настоящее время Институт развития Северного Кавказа.

   Отдельная группа мероприятий будет направлена на улучшение имиджа и продвижение туристического потенциала субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа. В их числе разработка единого бренда территории, разработка и реализация программ продвижения туристического потенциала Северного Кавказа на различных рынках, том числе зарубежных [2].

    Масштабное развитие туристических центров потребует увеличения пропускной способности существующих транспортных узлов и коридоров, а также территориального развития транспортной системы. В числе приоритетных мероприятий можно выделить развитие инфраструктуры аэропортов на территории Северо- Кавказского федерального округа, в том числе наиболее приближенных к развивающимся туристическим центрам, с целью обеспечения доступности основных курортов в пределах 2 - 2,5 часа езды от аэропорта. Также предполагается строительство автодорожной инфраструктуры для соединения ключевых туристических центров Дагестана между собой и с курортами других регионов России и прилегающих стран.

  Активное развитие туризма в регионе не может быть достигнуто без малого и среднего бизнеса.

    Государственная поддержка этого направления будет заключаться в поддержке создания сети гостевых домов, а также развитии туристического сервиса на базе малых предприятий.

 

Список литературы

1.     Новиков В.Г. Трудовой потенциал сельских территорий: его воспроизводство и регулирование / В.Г. Новиков. – М.: РГАЗУ, 2011. – 14,2 п.л.;

2.     Новиков В.Г. Трудовой потенциал республик Северного Кавказа: стратегии развития в сельских территориях / В.Г. Новиков // Человек и труд. - 2010. - №11.