Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТОРГОВЛЯ И ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ В РОССИИ. ВЛИЯНИЕ НА ИХ КОЛИЧЕСТВО ПЕРЕХОДА ОТ КОМАНДНОЙ СИСТЕМЫ К РЫНОЧНОЙ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
28 марта 2016г.

Аннотация. В данной статье рассматривается сама торговля как понятие, ее разновидности в Российской Федерации, понятие платных услуг и их разновидности в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН), принятым и введенным в действие постановлением Госстандарта России от 28.06.93 г

Ключевые слова: торговля, платные услуги, предпринимательство, Интернет-торговля.

В настоящее время торговля (если понимать ее как хозяйственную деятельность по обороту товаров, их купле и продаже) является одним из самых популярных способов заработка денег. Открытие собственного бизнеса – мечта многих людей, но не многие могут на это решиться.

Торговлю и платные услуги можно разделить на две категории:

•        Легальные

•        Нелегальные

Существование такой классификации обусловлено в первую очередь психологическим фактором и менталитетом. Официально государство способствует развитию малого бизнеса, для входа в ту или иную отрасль минимальные барьеры, но на практике получается, что свой бизнес – это не только дорого, но и опасно. Велик шанс убытков, разорения и банкротства, к тому же в реальных условиях государственные структуры зачастую сами по себе являются барьером и достаточно веской причиной для отказа о мысли о собственном бизнесе.

Нелегальным бизнесом занимаются те люди или слои общества, которые уже не могут ничего потерять. В эту отрасль их привлекает легкое получение денег и отсутствие налогов.

Почти тождественным понятием торговли является понятие платных услуг (полезные результаты деятельности, удовлетворяющие за плату те или иные потребности граждан), с одним отличием – они не воплощены в материально-вещественной форме. В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению от 28.06.93 г, выделяются следующие типы платных услуг:

•        Банковские услуги

•        Бытовые и жилищные услуги

•        Услуги в системе образования

•        Услуги врачей и ветеринаров (медицинские)

•        Санаторно-оздоровительные

•        Услуги пассажирского транспорта

•        Услуги связи

•        Коммунальные услуги

•        Услуги учреждений культуры, туристские и экскурсионные

•          Услуги физической культуры и спорта

•        Услуги правового характера

•        Прочие услуги населению

Под «прочими услугами населению» следует понимать те услуги, что не были внесены в список.

В последнее время к виду торговли, которую можно назвать контактной, добавилась Интернет-торговля, распространившаяся из-за популяризации сети Интернет и безналичных платежных систем. К 2010 году резко увеличилась доля Интернет-торговли на рынке, а Интернет-магазины начали показывать уровень продаж намного больший, чем многие магазины.

Большинство ведущих компаний создали свои Интернет-магазины, что принесло им удвоенную прибыль. По данным East-West Digital News, рынок каждый год растет на 25%. По данным того же ресурса, основная часть развития будущего рынка будет наблюдаться в регионах, несмотря на высокую концентрацию и развитие электронной коммерции в таких крупных городах, как Москва и Санкт-Петербург.

Также, учитывая отсутствие явно выраженной государственной монополии, ярко выраженной во времена Советского Союза Социалистических Республик (или СССР), многие частные компании вытесняют с рынка государственные образования. В качестве примера можно привести организацию «Почта России»: потребители услуг предпочитаю пользоваться услугами любых альтернативных организаций, например, EMS, потому что находят качество услуг Почты России неудовлетворительным, и, поскольку у них есть выбор, EMS сейчас намного более востребована.

Угроза главенству государственной монополии также приходит из других стран. Российская Федерация отличается от СССР типом рыночной системы и отсутствием запрета на контакты с зарубежными странами, то есть разрешен импорт и экспорт, что так же мешает монополии.

Доля импортных товаров и услуг значительно превышает количество услуг и товаров отечественных, что является еще одним поводом для беспокойства государства. С точки зрения производителя, преобладание конкурентных (во всех смыслах) товаров на российском рынке может вытеснить оттуда отечественного производителя и отнять у него часть прибыли.

С точки зрения потребителей, наличие более качественной альтернативы намного лучше, чем отсутствие выбора.

Переход от командной (административной) системы к рыночной расширил рынок товаров и услуг, показал потребителям, что на самом деле не производитель диктует цены и выбирает сам товар, его модификацию и устанавливает цену, а сам потребитель дает ему направление для дальнейшей деятельности.

В условиях директивно-планируемой экономической системы производитель сам решал, что, сколько производить, какую цену назначать, куда отправлять товары, а потребители «пытались урвать свой кусок», стоя в длинных очередях.

В нынешних условиях капитализма и рыночной системы, производители должны бороться за внимание потребителя к своей продукции. В магазинах встречаются разные товары с различными модификациями, подделки за цены оригиналов, «креативные» вещи… Потребителям это нравится больше, большинству производителей  –  тоже,  поскольку  у  их  бизнеса  нет  монополистического  конкурента  под  названием «государство».

В 2014 году был замечен значительный рост товаров и услуг в России, связанный с политической обстановкой, санкциями и падением рубля. Но многие отечественные производители подняли цены «за компанию», отговариваясь закупкой иностранного сырья. В целом товары и услуги, по данным РБК, выросли на 11%.

За 2015 год подешевели лишь 15 позиций, зато около 500 поднялись в цене, а 23 вообще не изменились.

Интересным и ироничным фактом является то, что больше всего подорожал валидол (в 2,5 раза). На втором месте стоят лекарства для сердечно-сосудистой системы, на третьем – жизненно необходимые лекарства, например, инсулин.

Более всего повышению цены были подвержены электроника и бытовая техника, цены которых очень сильно зависят от курса доллара и евро, и в декабре 2014 года было замечено массовая закупка бытовой техники.

Молоко тоже подорожало и почти полностью заменилось на отечественное, но не потеряло и грамма в корзинах россиян.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что количество товаров и услуг, их качество и цены зависят не только от типа экономической системы, политической обстановки и благосостояния граждан, но и от ряда особенностей, которые нельзя учесть заранее и предугадать.

 

Список литературы

1.      Балашова Е.А.- Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России по специальности « Общественно-экономическая страктура». Научный журнал «Сибирский торгово-экономический журнал» 9/2009

2.      Воробьев М.И. - курсовая работа по дисциплине «Экономика отрасли», на тему «Малые предприятия: преимущества, недостатки, перспективы развития» (Славгород, 2013г.)

3.      Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2014 году малые предприятия, включая микропредприятия НИСИПП -июль 2015- [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://nisse.ru/upload/iblock/01e/4%20kvartal_2014.pdf

4.      Курбанова А.А. Современное состояние и проблемы развития кредитования малого и среднего бизнеса - Проблемы современной экономики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 51-56.

5.      Метелкин А.Е. Предприятия малого бизнеса: современное состояние и тенденции развития — 2012. —№10. — С. 129-132.