28 марта 2016г.
Аннотация. В данной статье рассматривается сама торговля как понятие, ее разновидности в Российской Федерации, понятие платных услуг и их разновидности в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН), принятым и введенным в действие постановлением Госстандарта России от 28.06.93 г
Ключевые слова: торговля, платные услуги, предпринимательство, Интернет-торговля.
В настоящее время торговля (если понимать ее как хозяйственную деятельность по обороту товаров, их купле и продаже) является одним из самых популярных способов заработка денег. Открытие собственного бизнеса – мечта многих людей, но не многие могут на это решиться.
Торговлю и платные услуги можно разделить на две категории:
• Легальные
• Нелегальные
Существование такой классификации обусловлено в первую очередь психологическим фактором и менталитетом. Официально государство способствует развитию малого бизнеса, для входа в ту или иную отрасль минимальные барьеры, но на практике получается, что свой бизнес – это не только дорого, но и опасно. Велик шанс убытков, разорения и банкротства, к тому же в реальных условиях государственные структуры зачастую сами по себе являются барьером и достаточно веской причиной для отказа о мысли о собственном бизнесе.
Нелегальным бизнесом занимаются те люди или слои общества, которые уже не могут ничего потерять. В эту отрасль их привлекает легкое получение денег и отсутствие налогов.
Почти тождественным понятием торговли является понятие платных услуг (полезные результаты деятельности, удовлетворяющие за плату те или иные потребности граждан), с одним отличием – они не воплощены в материально-вещественной форме. В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению от 28.06.93 г, выделяются следующие типы платных услуг:
• Банковские услуги
• Бытовые и жилищные услуги
• Услуги в системе образования
• Услуги врачей и ветеринаров (медицинские)
• Санаторно-оздоровительные
• Услуги пассажирского транспорта
• Услуги связи
• Коммунальные услуги
• Услуги учреждений культуры, туристские и экскурсионные
• Услуги физической культуры и спорта
• Услуги правового характера
• Прочие услуги населению
Под «прочими услугами населению» следует понимать те услуги, что не были внесены в список.
В последнее время к виду торговли, которую можно назвать контактной, добавилась Интернет-торговля, распространившаяся из-за популяризации сети Интернет и безналичных платежных систем. К 2010 году резко увеличилась доля Интернет-торговли на рынке, а Интернет-магазины начали показывать уровень продаж намного больший, чем многие магазины.
Большинство ведущих компаний создали свои Интернет-магазины, что принесло им удвоенную прибыль. По данным East-West Digital News, рынок каждый год растет на 25%. По данным того же ресурса, основная часть развития будущего рынка будет наблюдаться в регионах, несмотря на высокую концентрацию и развитие электронной коммерции в таких крупных городах, как Москва и Санкт-Петербург.
Также, учитывая отсутствие явно выраженной государственной монополии, ярко выраженной во времена Советского Союза Социалистических Республик (или СССР), многие частные компании вытесняют с рынка государственные образования. В качестве примера можно привести организацию «Почта России»: потребители услуг предпочитаю пользоваться услугами любых альтернативных организаций, например, EMS, потому что находят качество услуг Почты России неудовлетворительным, и, поскольку у них есть выбор, EMS сейчас намного более востребована.
Угроза главенству государственной монополии также приходит из других стран. Российская Федерация отличается от СССР типом рыночной системы и отсутствием запрета на контакты с зарубежными странами, то есть разрешен импорт и экспорт, что так же мешает монополии.
Доля импортных товаров и услуг значительно превышает количество услуг и товаров отечественных, что является еще одним поводом для беспокойства государства. С точки зрения производителя, преобладание конкурентных (во всех смыслах) товаров на российском рынке может вытеснить оттуда отечественного производителя и отнять у него часть прибыли.
С точки зрения потребителей, наличие более качественной альтернативы намного лучше, чем отсутствие выбора.
Переход от командной (административной) системы к рыночной расширил рынок товаров и услуг, показал потребителям, что на самом деле не производитель диктует цены и выбирает сам товар, его модификацию и устанавливает цену, а сам потребитель дает ему направление для дальнейшей деятельности.
В условиях директивно-планируемой экономической системы производитель сам решал, что, сколько производить, какую цену назначать, куда отправлять товары, а потребители «пытались урвать свой кусок», стоя в длинных очередях.
В нынешних условиях капитализма и рыночной системы, производители должны бороться за внимание потребителя к своей продукции. В магазинах встречаются разные товары с различными модификациями, подделки за цены оригиналов, «креативные» вещи… Потребителям это нравится больше, большинству производителей – тоже, поскольку у их бизнеса нет монополистического конкурента под названием «государство».
В 2014 году был замечен значительный рост товаров и услуг в России, связанный с политической обстановкой, санкциями и падением рубля. Но многие отечественные производители подняли цены «за компанию», отговариваясь закупкой иностранного сырья. В целом товары и услуги, по данным РБК, выросли на 11%.
За 2015 год подешевели лишь 15 позиций, зато около 500 поднялись в цене, а 23 вообще не изменились.
Интересным и ироничным фактом является то, что больше всего подорожал валидол (в 2,5 раза). На втором месте стоят лекарства для сердечно-сосудистой системы, на третьем – жизненно необходимые лекарства, например, инсулин.
Более всего повышению цены были подвержены электроника и бытовая техника, цены которых очень сильно зависят от курса доллара и евро, и в декабре 2014 года было замечено массовая закупка бытовой техники.
Молоко тоже подорожало и почти полностью заменилось на отечественное, но не потеряло и грамма в корзинах россиян.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что количество товаров и услуг, их качество и цены зависят не только от типа экономической системы, политической обстановки и благосостояния граждан, но и от ряда особенностей, которые нельзя учесть заранее и предугадать.
Список литературы
1. Балашова Е.А.- Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России по специальности « Общественно-экономическая страктура». Научный журнал «Сибирский торгово-экономический журнал» 9/2009
2. Воробьев М.И. - курсовая работа по дисциплине «Экономика отрасли», на тему «Малые предприятия: преимущества, недостатки, перспективы развития» (Славгород, 2013г.)
3. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2014 году малые предприятия, включая микропредприятия НИСИПП -июль 2015- [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://nisse.ru/upload/iblock/01e/4%20kvartal_2014.pdf
4. Курбанова А.А. Современное состояние и проблемы развития кредитования малого и среднего бизнеса - Проблемы современной экономики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 51-56.
5. Метелкин А.Е. Предприятия малого бизнеса: современное состояние и тенденции развития — 2012. —№10. — С. 129-132.