Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ТУРИЗМА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
03 января 2016г.

    Туризм является одной из динамично развивающихся отраслей мировой экономики. По данным Всемирной Туристской Организации (ЮНВТО) количество международных туристов в 2013 г. увеличилось на 5% по сравнению с 2012 г. и составило 1087 млн. чел. По еѐ прогнозам количество туристов к 2030 г. увеличится до 1,8 млн. чел. В период с января по апрель 2014 г. количество международных туристов составило 317 млн. чел., на 14 млн. больше, чем в тот же период 2013 г. Такой рост в 5% значительно выше прогнозируемого ЮНВТО на период 2010-2020 гг. (3,8%).

     Доходы от мирового туризма составили в 2013 г. 1159 млрд. долл. США, что на 7,5% больше, чем в 2012 г. Эти доходы складываются из затрат туристов на размещение, питание, передвижение местным транспортом, развлечение, покупки и другие услуги (Табл.1).


Таблица 1 Доходы от международного туризма

 

 

Регион

Изменение дохода от международного

туризма, %

 

Доля рынка, %

Доход, млрд. долл.

США

2012/2011

2013/2012

2013

2012

2013

Мир, в т. ч.

4,2

5,3

100

1,078

1,159

Европа

1,9

3,8

42,2

454,0

489,3

Азия и Океания

6,7

8,2

31,0

329,1

358,9

Америка

5,7

6,4

19,8

212,9

229,2

Африка

7,3

0,0

3,0

34,3

34,2

Ближний Восток

2,2

-1,9

4,1

47,5

47,3

Источник: составлена по данным: UNWTO Tourism Highlights, 2014 Edition, 2014. – 16 р

 

    «Это весьма позитивные результаты, поскольку рост числа международных туристов равен росту доходов, поступивших более чем от одного миллиарда туристов, совершивших путешествия в мире в 2013 году с деловыми целями, для отдыха, посещения друзей и родственников или с другими целями. Такие результаты подтверждают, что сектор туризма играет все более и более важную роль в стимулировании экономического роста и развитии международной торговли», заявил Генеральный секретарь ЮНВТО Талеб Рифаи. «Эти результаты говорят о том, что пришло время поднять приоритет туризма в повестке дня торговли для максимального использования его потенциала в содействии торговле и региональной интеграции», заявил он далее. [3]

    На международный туризм (путешествия и пассажирский транспорт) приходится 29% мирового экспорта услуг и 6% общего экспорта товаров и услуг. В мире туризм как статья экспорта занимает пятое место после нефти, продукции химической, пищевой и автомобильной отраслей промышленности, но находится на первом месте во многих развивающихся странах.

    В последние годы Китай, Россия и Бразилия с их переходной экономикой стали фактором динамичного развития выездного туризма. В 2013 году эти  три направляющих  рынка обеспечили  около 40 миллиардов долларов США из 81 миллиарда долларов США общего увеличения международных туристических расходов. В прошлом году Китай, ставший в 2012 году крупнейшим рынком выездного туризма с расходами в 102 миллиарда долларов США, показал увеличение расходов в 26%, достигнув в целом 129 миллиардов долларов США. Российская Федерация стала в 2013 году четвертым крупнейшим рынком выездного туризма с 25-процентным ростом до 54 миллиардов долларов США. Бразилия вошла в первую десятку, заняв по расходам десятое место с 13-процентным ростом до 25 миллиардов долларов США (Табл.2 и 3).

    Почти десятую часть всей мировой экономики (около семи триллионов долларов США) в 2013 г. обеспечил туризм. В целом туризм показывает лучшие показатели подъема, чем общая экономика всей планеты – 3% в туризме против 2% во всей экономике.

   

Таблица 2 Десятка лидирующих стран по количеству прибытий


Страна

Количество прибытий, млн. чел.

Изменение количества прибытий, %

2012

2013

2012/2011

2013/2012

Франция

83,0

-

1,8

-

США

66,7

69,8

6,3

4,7

Испания

57,5

60,7

2,3

5,6

Китай

57,7

55,7

0,3

-3,5

Италия

46,4

47,7

0,5

2,9

Турция

35,7

37,8

3,0

5,9

Германия

30,4

31,5

7,3

3,7

Великобритания

29,3

31,2

-0,1

6,4

Российская Федерация

25,7

28,4

13,5

10,2

Таиланд

22,4

26,5

16,2

18,8

Источник: составлена по данным: UNWTO Tourism Highlights, 2014 Edition, 2014. – 16 р

   

Таблица 3 Доходы от туризма


 

Страна

 

Доход, млрд. долл. США

Изменение дохода от международного

туризма, %

2012

2013

2012/2011

2013/2012

США

126,2

139,6

9,2

10,6

Испания

56,3

60,4

-6,3

7,4

Франция

53,6

56,1

-2,2

4,8

Китай

50,0

51,7

3,2

3,3

Макао (Китай)

43,7

51,6

13,7

18,1

Италия

41,2

43,9

-4,2

6,6

Таиланд

33,8

42,1

24,4

24,4

Германия

38,1

41,2

-1,9

8,1

Великобритания

36,2

40,6

3,3

12,1

Гонконг (Китай)

33,1

38,9

16,2

17,7

Источник: составлена по данным: UNWTO Tourism Highlights, 2014 Edition, 2014. – 16 р

 

    Фактором, сдерживающим дальнейшее развитие туриндустрии, по мнению большинства экспертов, являются визовые барьеры [2]. Упрощение получения виз в различных странах мира, где сейчас этот процесс слишком формализован, по оценкам экономистов Всемирной Туристской Организации, к 2015 г. могло бы привести в дополнительному появлению 5 миллионов рабочих мест в странах G20 и поступлениям в размере 206 млн. долл. В настоящее время в туристической сфере планеты задействовано 266 миллионов человек – каждый одиннадцатый из работающих во всех странах мира трудится в туризме. [5]

    Второй  фактор,  сдерживающий  развитие  туризма,  –  это  транспортная  доступность,  а  особенно авиационное сообщение. Сегодня 55% людей путешествует по воздуху. Ограничительная политика в отношении воздушного сообщения, необходимость получения дополнительных разрешений на осуществления перелетов между теми или иными странами все еще является актуальной проблемой в мире.

   И, наконец, третий барьер касается налогообложения. «За последние 4-5 лет мы наблюдаем тревожную тенденцию «растущих аппетитов» на налогообложение туристического сектора. Создание новых или повышение существующих налогов считается правительствами легким способом получения дополнительных средств. Это создает искажение на рынке осуществления туристических услуг и делает направления намного менее конкурентоспособными», - считает Генеральный Секретарь Всемирной туристской организации Талеб Рифаи. [6]

   Как считают эксперты Мирового Совета по туризму, в ближайшее время наибольшего роста туристического потока следует ожидать из таких стран как Китай, Россия, Бразилия, Индонезия.

    Среди стран, экономики которых получают наибольшие доходы от приема зарубежных туристов, называются США, Великобритания, Таиланд, Гонконг, Турция, Япония, Греция и Индонезия.

     Начиная с 90-х годов ХХ века была отмечена тенденция опережающего роста доходов от туризма относительно увеличения числа туристов (Рисунок 1). Это связано с повышающейся эффективностью отрасли и прекращением экстенсивного роста туристского рынка.


Рис.1. Прибытия туристов (млн. человек) и доходы (млрд. долл. США) в мировом туризме (составлен по данным: UNWTO Tourism Highlights, 2014 Edition, 2014. – 16 р)

    Развитие туризма по интенсивному пути идет в достаточно жестких условиях и зависимости от угроз современного мира, например, периодов спадов в мировой экономике, техногенных аварий, природных катаклизмов, вооруженных конфликтов.

    Согласно отчету Всемирной Туристской  Организации основной  тенденцией  международного туризма является преобладание путешествий с целью отдыха. Причем объемы путешествий с целью рекреации увеличиваются большими темпами, нежели с деловыми целями. Так, если в 70-х ХХ века среди международных путешествий преобладали деловые поездки, то в настоящее время их процент не так велик, хотя деловой туризм также будет иметь важное значение для мирового туризма в целом.

    Кроме того, еще одной тенденцией современного туризма является неравномерность международных туристских потоков. Потоки сконцентрированы в основном в нескольких регионах земного шара, в первую очередь в Европе. Так в 2013 г. количество прибытий в Европейский регион увеличилось на 5,3% и составило 565,9 млн. чел. Кроме того, среди путешествий преобладают поездки в соседние страны или страны одного региона, нежели ли в дальние страны. Это можно объяснить и террористическими угрозами, и тем, что увеличивается количество поездок в связи с разбивкой отпусков.

   В  последние  годы  мировая  туристская  индустрия  сталкивается  с  постоянно  растущим  уровнем конкуренции между странами как внутри своего региона, так и за его пределами. Это связано со многими факторами: агрессивное рекламное продвижение своего туристского продукта на внешних рынка, политика, проводимая государством, экономическое развитие, развитие инновационных технологий.

   Ужесточение конкуренции, работа в условиях неопределенности и высоких рисков характеризует интенсивные процессы интеграции в туристской индустрии, т. е. укрупнение и активное проникновение капитала отдельных компаний на зарубежные туристские рынки путем слияния или поглощения однородных по бизнесу или смежных (партнерских) компаний.

   В 2012 г. и в первом полугодии 2013 г. усилились интеграционные процессы в транспортной сфере и сфере туризма. В основном эти процессы происходили в виде приобретения акций крупнейших компаний. Так Etihad (национальная авиакомпания ОАЭ) приобрела 29% акций Air Berlin, Air Asia имеет 20% долю в Malaysian Airlines, Qatar имеет 35-процентную долю в Cargolux. 15 февраля 2013 года American Airlines и US Airways подписали историческое соглашение о слиянии и создании самой крупной в мире авиакомпании. [4]

   Ужесточение конкуренции на рынке туристского спроса связано в первую очередь с амбициозными планами всѐ большего количества стран по привлечению туристов. С другой стороны, некоторые формы и виды туризма (например, пляжный отдых), предлагаемые отдельными туристскими центрами и странами достигли пика своего насыщения.

   Экономическое развитие многих стран и демографическая обстановка в них обусловили, с одной стороны, увеличение продолжительности пребывания в международных путешествиях. Это связано с увеличением доли пожилого населения, в первую очередь в Европе. С другой стороны, растет количество краткосрочных путешествий на выходные, продолжительностью 2-3 дня. Это происходит за счет молодых туристов, с целью отдыха на несколько дней, чтобы не допускать длительных перерывов в работе. [1]

   В последние годы наблюдается тенденцию к усилению мер по охране окружающей среды. Европа характеризуется высокими стандартами уровня жизни людей и высоким уровнем образования, чем объясняется повышенное внимание к охране окружающей среды на континенте. Повышенное внимание к этой проблеме, как на государственном уровне, так и со стороны средств массовой информации ведет к тому, что появляются новые туристские продукты, развивается экологический туризм.

   С развитием современного общества, ростом благосостояния населения, преобладанием городского населения и в целом с процессом глобализации стоит отметить ещѐ две тенденции. С одной стороны, растет количество «массовых» туристов, предпочитающих поездки с определенными условиями (отдых по системе «все включено», молодежный отдых, сельский туризм и др.). Причем в большинстве своем туристские предпочтения связаны с высоким уровнем сервиса и разумным соотношением цены и качества. Чем больше туристы путешествуют, тем больше они узнают о современном уровне сервиса, тем больше они понимают какой уровень комфорта им нужен, и что они хотят получить от отдыха.

    С другой стороны, растет спрос на индивидуальный или специализированный туристский продукт. Ситуация в современном туризме такова, что сложно выделить одну или несколько доминирующих тенденций. Туризм является сложным, многогранным явлением, его развитие имеет разносторонний и комплексный характер и требует определенных подходов к исследованию.

 

Список литературы

1.     Забаев Ю.В. Экономика и организация туризма: международный туризм / под ред. Ю.В. Забаева, И.А. Рябовой, Е.Л. Драчевой. – 4-е изд. - М.: КноРус, 2013. – 576 с.

2.     Чудновский А.Д., Жукова М.А. Франчайзинг – эффективная форма управления в в гостиничном и туристическом бизнесе : монография / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. – М.: Кнорус, 2014. – 210 с.

3.     Международный туризм принес US$1.4 триллиона в экспортных поступлениях // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://media.unwto.org/ru/press-release/2014-05-14/mezhdunarodnyi-turizm-prines-us14- trilliona-v-eksportnykh-postupleniyakh

4.     Рынок международного туризма: основные тенденции 2013 года // [Электронный ресурс]. – Режим доступа:     http://xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/analytics/research/7035-turizm.html

5.     Туризм обеспечивает 10 процентов мировой экономики // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.atorus.ru/news/press-centre/new/26023.html

6.      ЮНВТО прогнозирует рост российского въездного туризма // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.atorus.ru/news/press-centre/new/25811.html