Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

SWOT-АНАЛИЗ ВЫСТАВОЧНОЙ ИНДУСТРИИ РОССИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
03 января 2016г.

    Выставочная индустрия (экспоиндустрия) России - это раздел национального хозяйства, ответственный за подготовку и проведение торговых выставок (ярмарок)- массовых специализированных мероприятий, где на коммерческой основе демонстрируются и получают распространение товары, услуги и информация и которые проходят в чётко установленные сроки, с определённой периодичностью и в заранее определённом месте [2, п.2.2.2].

    Российскую выставочную индустрию образует совокупность связанных с выставочно-ярмарочной деятельностью национальных предприятий, организаций, компаний и фирм, составляющих единый производственно-сервисный комплекс, который функционирует в пределах экономики страны.

    Выставочно-ярмарочная деятельность - это широкомасштабная и многоплановая организационно- производственная работа, направленная на удовлетворение потребности предприятий в участии в торговых выставках с целью представления и сбыта или рассмотрения и приобретения продукции.

   Главной движущей силой российской выставочной индустрии служит экспобизнес - особая форма предпринимательства, для которой выставочно-ярмарочная деятельность является основной [6, с. 36]. Клиентами экспобизнеса являются участники выставок: экспоненты (предприятия, демонстрирующие, продвигающие и реализующие товары и услуги по теме выставки) и посетители (лица, прибывающие на выставку для знакомства с экспонатами и образцами, сбора информации и участия в деловой программе, контактов и переговоров с экспонентами, а также для заключения договоров и контрактов о покупке представляемой продукции).

    Выставочная индустрия России - весомый раздел национальной экономики, сопоставимый по своей значимости с рядом важнейших для страны хозяйственных секторов. Его деятельность включена в ОКВЭД [5, код 74.84].

    Неравномерное развитие выставочного сектора России определяется целым рядом разнонаправленных и разнозначимых процессов и факторов, влияние которых можно сопоставить и оценить, воспользовавшись методом SWOT-анализа [1, с.57-60, 4, с. 151-157], предполагающего идентификацию и ранжирование сильных и слабых сторон российской выставочной индустрии, а также выявление и систематизацию воздействующих на неѐ внешних угроз и позитивных обстоятельств.

     Сильные стороны выставочной индустрии России, положительно влияющие на еѐ развитии:

·   запуск российским экспобизнесом новых выставочных проектов, обновление и переформатирование действующих;

· расширение выставочно-ярмарочной деятельности в регионах;

· ввод в эксплуатацию и строительство новых и модернизация уже имеющихся выставочных комплексов;

· совершенствование технологий организации выставок;

·самоорганизация, консолидация и объединение российского выставочного сообщества на основе национальных профессиональных организаций и союзов;

·   тесное рабочее взаимодействие экспобизнеса с российской властью, деловыми структурами и общественностью;

· сотрудничество российского экспобизнеса с иностранным на принципах партнёрства и взаимной выгоды;

·   организация российских экспозиций за границей, вывод национальных экспонентов на зарубежные выставки.

    Слабые стороны российской экспоиндустрии. На пути развития выставочно-ярмарочной деятельности в России имеется немало пока ещё нерешённых вопросов и проблем, неустранённых недостатков и недоработок. Вот основные аспекты, негативно влияющие на развитие выставочной индустрии страны:

· всё большее сосредоточение на коммерческой стороне выставочно-ярмарочной деятельности;

·неравномерное географическое распределение материально-технической базы выставочно-ярмарочной деятельности (избыток в Москве и недостаток в регионах) на фоне огромной территориальной протяжённости России;

·наличие поводов и условия для некорректной конкуренции выставок;

·рассеяние экспонентов и посетителей по мелким выставкам как результат избыточного предложения последних;

· снижение численности и рост стоимости привлечения посетителей, сокращение числа контактов формата В2В на выставках, ухудшение окупаемости участия;

· отсутствие     единой     методики     оценки      экономической     эффективности      выставочно-ярмарочной деятельности, что не позволяет показать еѐ влияние на экономику страны;

·   неполнота статистики по выставкам и их устроителям, что затрудняет анализ текущего состояния российской выставочной индустрии и составление прогноза на будущее;

· неотлаженность системы отбора экспонатуры для российских экспозиций, проводимых за рубежом;

· слабая конгрессная составляющая выставок;

· незавершённость системы профобразования выставочных работников на фоне низкого уровня культуры выставочно-ярмарочной деятельности и явного недостатка квалифицированных кадров в этой области;

·   недостаточная вовлеченность экспобизнеса России в работу международного профессионального сообщества.

Возможности для российской выставочной индустрии. Существует целый ряд благоприятных условий и позитивных обстоятельств, открывающих реальные перспективы перед выставочной индустрией России:

·   значение и роль торговых выставок как эффективного средства продвижения товаров и услуг на российский рынок;

·образование  Таможенного  союза,  расширение  межрегионального  экономического  партнёрства  и кооперационных хозяйственных связей;

·интерес к России как ёмкому рынку сбыта потребительских товаров (особенно со стороны азиатских стран) и, как следствие, повышение иностранного участия в выставках на территории страны;

·тенденция сокращения продолжительности жизненного цикла и срока службы промышленных продуктов, когда новинки появляются всё чаще, и их выводят на рынок через выставки;

·повышение  внимания  к  выставочно-ярмарочной  деятельности  как  к  действенному  инструменту экономического развития страны со стороны российской власти;

·   работа над созданием в России нормативно-правовой базы выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности;

· востребованность торговых выставок в регионах России;

·   признание и сертификация нескольких российских выставок международным профессиональным сообществом;

· возрастающая деловая заинтересованность в организации бизнес-туризма в России.

Внешние угрозы выставочной индустрии России. Имеется несколько внешних негативных факторов, которые отрицательно сказываются на состоянии российского выставочного сектора, а именно:

· обострение факторов, оказывающих отрицательное влияние на экономику и финансы страны;

· снижение спроса на участие в выставках вследствие замедления российской экономики и девальвации рубля;

· невозможность проведения выставок всемирного масштаба в России вследствие особенностей её геополитического и экономического положения;

·недостаточная финансовая поддержка отечественных экспонентов российским государством;

·правовая незащищѐнность участников выставочно-ярмарочной деятельности в России;

·   развитие интернет-торговли и сферы конгрессных услуг [3,п. 2.5];

·   увеличение накладных расходов  экспонентов в  связи работой на выставках вследствие удорожания транспорта и проживания;

·   укоренение в деловой среде России мнения о том, что выставки - это неоправданно дорогое маркетинговое средство; недоверие российского бизнес-сообщества и недооценка сбытовых возможностей выставок целевыми экспонентами.

Итак, перспективы выставочной индустрии России зависят от многих благоприятных и негативных субъективных и объективных обстоятельств, условий и трендов. Однако в целом масштаб российской экспоиндустрии будет определяться «здоровьем» и размером национальной экономики. Кроме того, в силу экономических и геополитических особенностей, а также вследствие узостинационального выставочного сектора у России пока что немного шансов стать устроителем и местом проведения выставок всемирного или хотя бы континентального масштаба.

 

Список литературы

1.     Богомолова Е.В. SWOT-анализ: теория и практика применения // Экономический анализ: теория и практика. - 2004. - № 17 (32).-с. 57-60.

2.     Деятельность     выставочно-ярмарочная.    Термины     и     определения.    ГОСТ     Р     32608-2014.    -     М.: Стандартинформ, 2014. - 34 с.

3.     Конгрессная деятельность. Термины и определения. ГОСТ Р 53524-2009. - М.: Стандартинформ, 2010. - 21 с.

4.     Майсак О.С. SWOT-анализ: объект, факторы, стратегии. Проблема поиска связей между факторами // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. - 2013. - №1 (21). - с. 151-157.

5.     Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОК 029-2014(КДЕС Ред. 2)).

6.     Симонов К.В. Современный экспобизнес: условия предпринимательства и управленческие технологии. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 656 с.