03 января 2016г.
Введение форм обязательного планирования в соответствии с установками "Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации", принятой Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. №1024 (подраздел "Механизм управления унитарными предприятиями и учреждениями") потребовало и внедрения подсистемы мониторинга как способа информационного обеспечения принятия ключевых оценочных показателей, программ унитарных предприятий, контроля их достижения, а также оценки эффективности деятельности и управления. В этой связи Постановлением Правительства РФ от 11.01.2000 г. было утверждено "Положение о ведении реестра показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности".
Создание и ведение Реестра было поручено Федеральному агентству по управлению государственным имуществом. Принятый порядок предоставления, обработки и учета информации представлен на схеме (Рисунок 1.).
Рис.1. Общая схема поступления, обработки
и
учета информации в Реестре показателей экономической эффективности деятельности
Объектами учета в Реестре названы:
-
утвержденные в установленном порядке и, соответственно, фактически достигнутые величины показателей экономической эффективности деятельности унитарных предприятий и акционерных обществ;
Реестр предназначался для решения следующих задач:
-
сбор данных о показателях экономической эффективности деятельности унитарных предприятий и акционерных обществ;
-
анализ и утверждение величин показателей экономической эффективности деятельности унитарных предприятий и акционерных обществ;
-
оценка достижения унитарными предприятиями и акционерными обществами утвержденных величин показателей экономической эффективности;
- оценка эффективности
управления унитарными предприятиями
и
находящимися в
федеральной собственности акциями, определение мер, направленных на повышение эффективности управления ими.
Решение перечисленных задач в конечном итоге было основой для
достижения
следующих конечных целей в системе ведения Реестра:
- выработка рекомендаций по совершенствованию управления государственными организациями;
-
обоснование предложений о целесообразности реорганизации, ликвидации, преобразования в иную правовую форму унитарного предприятия;
- оценка деятельности руководителя ФГУП (АО) вплоть до вынесения предложения о его
замене.
Из приведенного перечня объектов учета, целей и задач создания и ведения Реестра очевидно узко прикладное его предназначение. Основано оно на концептуальном положении о том, что в условиях рыночной деятельности
и
в
унитарных
предприятиях
на праве хозяйственного ведения с их коммерческим статусом вся оперативная управленческая деятельность остается прерогативой руководителя предприятия. Вмешательство органов власти в оперативное
управление предприятием согласно действующему законодательству не допускается.
В связи с этим предметную область мониторинга в части хозяйственной деятельности предприятия, соответственно контент информации поставляемой в Реестр, ограничили ключевыми показателями экономической эффективности. Они включались в стратегии, программы, отчетность, в программы контроля специально образованных балансовых комиссий и считались вполне достаточными для осуществления предусмотренных управленческих
воздействий со стороны отраслевых
ФОИВ
и
Федерального
агентства по управлению государственным
имуществом.
При этом федеральное агентство «Росимущество» было и является организатором и обладателем
от имени государства еще одного информационного продукта - Реестра федерального
имущества,
качество учета объектов в котором всегда
вызывало нарекания, прежде всего со стороны комиссий Счетной палаты РФ.
Крупные объекты де-факто исчезали из государственной собственности, но в реестре федерального имущества долго числились в его составе. То
есть актуализация данных Реестра была не надлежащем уровне. Примеров тому немало. Так, во всех документах ОАО
«Санкт-Петербургский
морской торговый порт» числилось как единое общество под контролем государства и в перечне стратегически значимых.
В действительности такого хозяйственного общества не было с начала 2000-х годов. Его активы по- тихому перекочевали в 8 -10 различных ЗАО узкоспециализированного портового назначения. Все органы государственного управления оказались перед свершившимся фактом и были проинформированы о нем только по итогам проверки Счетной палаты РФ в 2004 году.
Практика пользования данными реестрами показала
следующее.
Информационная база обоих реестров была явно ограниченной для надлежащей оценки активов и деятельности подведомственных госорганизаций (унитарных предприятий и акционерных обществ с госучастием). Объектный состав реестрового учета в виде т. н. ключевых показателей эффективности с их контентом узко коммерческого и текущего характера был недостаточным (особенно в части унитарных предприятий) для разработки обоснованных стратегий, программ развития, а также достоверной оценки эффективности хозяйственной деятельности и особенно качества управления госорганизациями. В лучшем случае они давали представление лишь о текущей ситуации, которая в условиях рынка,
как известно, весьма изменчива. Также имели место сложности в части перекрестного движения
потоков
информации между отраслевыми ФОИВ и Росимуществом, соответственно, оперативного принятия ими управленческих решений.
Необходимость совершенствования информационных коммуникаций в сфере управления государственным сектором экономики проявлялась на практике все острее, а с принятием курса на формирование "открытого
правительства"
стала безотлагательной задачей.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 20.06.2011г № 499 федеральным органам исполнительной власти предписано с
01 декабря 2011 года по вопросам управления государственной собственностью в
части имущества унитарных предприятий и акционерных обществ (АО) с
госучастием осуществлять взаимодействие через межведомственный портал по управлению государственной собственностью в сети Интернет (далее МВ Портал).
В связи с этим было поручено:
а) Минэкономразвития РФ в трехмесячный срок утвердить и разместить на портале форму Отчета руководителя ФГУП и методические указания по ее заполнению, а также методические рекомендации по разработке и утверждению стратегий развития предприятия на срок от 3 до 5 лет;
б) Федеральному агентству по управлению государственным имуществом
(Росимуществу)
в
тот
же срок утвердить Регламент взаимодействия ФОИВ по вопросам
управления
предприятиями через МВ Портал[2, 3].
На
данной организационно-информационной основе порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти (представителей собственника-государства) в процессе управления унитарными и иными предприятиями получил необходимое системное оформление. Обеспечено не только организационно- правовое, но и информационно-технологическое оперативное взаимодействие Росимущества и ФОИВ с руководством указанных категорий
предприятий и между самими государственными органами.
В действующей системе органы управления госорганизаций обязаны: размещать на МВ Портале (в личном кабинете организации) практически всю релевантную информацию об организации, начиная с учредительных документов, составе органов управления и директоров, проводимых мероприятий, кончая отражением поручений органов власти,
утвержденных в установленном порядке Стратегии развития, годовой Программы и всех документов отчетности - текущей (поквартальной) информации, годового
Отчета и Доклада о финансово-хозяйственной деятельности. Структура поставляемой информации актуализируется Росимуществом с учетом потребностей практики.
Показателен перечень информации, которую обязан размещать на МВ Портале руководитель ФГУП в течение 90 дней по окончании отчетного года в части содержания Доклада о финансово-хозяйственной деятельности предприятия:
-
реализация в отчетном периоде основных мероприятий по достижению целей и выполнению задач, определенных стратегией развития предприятия на срок от 3 до 5 лет, а также значения показателей достижения указанных целей и задач;
-
реализация мероприятий, необходимых для выполнения поручений и указаний Президента РФ, поручений Правительства РФ, Первого заместителя и Заместителя Председателя Правительства РФ;
-
достижение предприятием показателей экономической эффективности его деятельности;
- структурные изменения в номенклатуре выпускаемой продукции;
- структурные изменения в долях товарных рынков, которые имеет предприятие;
- реализация мероприятий по улучшению качества и конкурентоспособности продукции предприятия;
- использование передовых технологий и изобретений в производстве продукции и предоставлении услуг;
- выполнение федеральных инвестиционных программ;
- обобщенные данные о ходе выполнения программы деятельности предприятия за отчетный период;
-
информация обо всех обстоятельствах, которые нарушают обычный режим функционирования предприятия, угрожают его финансовому положению;
-
данные об изменении численности персонала, среднемесячной оплате труда работников предприятия, в том числе руководителя;
-
научные исследования и разработки гражданского назначения, финансируемые за счет собственных средств ФГУП (в случае проведения НИР);
- программа деятельности предприятия на очередной год.
Данный информационно-объектный перечень не идет ни в какое сравнение с Реестром показателей экономической эффективности.
МВ Портал
выполняет, по сути, две глобальные функции:
-
информационно-коммуникативную функцию, что в целом обеспечивает оперативный доступ к полноценной информации всех управляющих субъектов, способствует принятию обоснованных управленческих решений и
своевременному доведению их до исполнителей;
-
функцию мониторинга - и на ее основе обработки, анализа данных, а также контроля исполнения управленческих решений, в том числе в части утвержденных программ и ключевых показателей экономической эффективности деятельности предприятий.
Простота доступа и цельность информационного пространства в системе МВ Портала позволяют госорганам, реализующих в госорганизациях
интересы государства, повысить эффективность
управления ими за счет:
-
оперативного сбора, получения и обработки необходимой релевантной информации;
-
своевременного принятия управленческих решений и оперативного доведения их до исполнителей (при этом бумажный документооборот будет постепенно замещаться электронным документооборотом);
-
повышения обоснованности принимаемых управленческих решений на основе своевременной, полноценной и актуализируемой информации;
-
более согласованного и оперативного информационного и управленческого взаимодействия ответственных государственных органов между собой и с руководством государственных организаций [4].
С формально-системной стороны внедряемая
информационно-технологическая система "МВ
Портала" заслуживает безусловного одобрения, применения и дальнейшего развития. Наличие
у этой системы значительного потенциала для совершенствования еще более
повышает ее ценность. Уже в настоящее время, с учетом намерений Росимущества, можно
обозначить
такие направления
совершенствования работы МВ Портала, как-то: обеспечение широкого доступа к категории общедоступной информации (внедряется); расширение состава субъектов пользования за счет сотрудников «неотраслевых» и прочих госорганов; развитие аналитического блока и инструментария; развитие т.н. "деловой сети"
(проведение обсуждений, совещаний, форумов, электронных голосований и т.п.); блок
изменений в составе федерального имущества госорганизации; совершенствование процедур контроля деятельности, в том числе на предмет заинтересованности в сделках руководителей госорганизаций и др.
Ясно, что существенные возможности у МВ Портала имеются и в части предметно-содержательного совершенствования информационных коммуникаций в вопросах оценки эффективности управления в госкомпаниях, включая утверждаемые ключевые показатели эффективности деятельности (управления) ГУП. Однако последние, по нашему убеждению, должны быть
переформатированы
в
сторону доминирующей роли не коммерческих, а специфических показателей как более адекватных природе и предназначению унитарных предприятий обоих видов.
Резюме: МВ Портал как информационно-технологическая подсистема государственного управления обладает достаточным потенциалом для обеспечения эффективного взаимодействия
всех субъектов управления федеральной собственностью - ФОИВ и Росимущества с одной стороны, включая внутренние их взаимоотношения, а также руководителей ФГУП и представителей интересов государства в органах управления акционерных обществ, с другой стороны. При этом реализуются принципы достоверности, системности, своевременности, релевантности и открытости информации, возможности доступа к ней иных госорганов, госслужащих, заинтересованных юридических и физических лиц.
Список литературы
1.
Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999г. №1024 «О Концепции
управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации (с изм. и дополнениями).
2.
Приказ Росимущества от 28.02.2011 № 54 «О вводе в промышленную эксплуатацию МВ Портала».
3. Приказ Росимущества от 08.09.2011 №293 «Об
утверждении Регламента работы пользователей межведомственного портала по управлению государственной собственностью»
4.
Мельников И. Эффективность в управлении государственным имуществом, или зачем и почему нужен межведомственный портал по управлению государственной собственностью//ж. Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. 2014, № 3 (открытый доступ).