Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОТЧЕТНОСТИ И ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЫ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ УНИТАРНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
03 января 2016г.

    Введение форм обязательного планирования в соответствии с установками "Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации", принятой Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. №1024 (подраздел "Механизм управления унитарными предприятиями и учреждениями") потребовало и внедрения подсистемы мониторинга как способа информационного обеспечения принятия ключевых оценочных показателей, программ унитарных предприятий, контроля их достижения, а также оценки эффективности деятельности и управления. В этой связи Постановлением Правительства РФ от 11.01.2000 г. было утверждено "Положение о ведении реестра показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности".

    Создание и ведение Реестра было поручено Федеральному агентству  по управлению государственным имуществом. Принятый порядок предоставления, обработки и учета информации представлен на схеме (Рисунок 1.).


Рис.1. Общая схема поступления, обработки и учета информации в Реестре показателей экономической эффективности деятельности

Объектами учета в Реестре названы:

-     утвержденные в установленном     порядке     и,     соответственно,  фактически достигнутые     величины показателей экономической эффективности деятельности унитарных предприятий и акционерных обществ;

    Реестр    предназначался для решения следующих задач:

-     сбор данных о показателях экономической эффективности деятельности унитарных предприятий и акционерных обществ;

-     анализ и утверждение величин показателей экономической эффективности деятельности  унитарных предприятий и акционерных обществ;

-    оценка достижения унитарными предприятиями и акционерными обществами утвержденных величин показателей экономической эффективности;

-      оценка эффективности управления унитарными предприятиями и находящимися в  федеральной собственности акциями, определение мер, направленных на повышение эффективности управления ими.

    Решение перечисленных задач в конечном итоге было основой для достижения следующих конечных целей в системе ведения Реестра:

-    выработка рекомендаций по совершенствованию управления государственными   организациями;

-   обоснование предложений о целесообразности реорганизации, ликвидации, преобразования в иную правовую форму унитарного предприятия;

-    оценка деятельности руководителя ФГУП (АО) вплоть до вынесения предложения о его замене.

    Из приведенного перечня объектов учета, целей и задач создания и ведения Реестра очевидно узко прикладное его предназначение. Основано оно на концептуальном положении о том, что в условиях рыночной деятельности и в унитарных предприятиях на праве хозяйственного  ведения  с  их коммерческим статусом вся оперативная управленческая деятельность остается прерогативой руководителя предприятия. Вмешательство органов власти в оперативное управление предприятием согласно действующему законодательству не допускается.

    В связи с этим предметную область мониторинга в части хозяйственной деятельности предприятия, соответственно контент информации поставляемой  в Реестр, ограничили ключевыми  показателями экономической эффективности. Они включались в стратегии, программы, отчетность, в программы контроля специально образованных балансовых комиссий и считались вполне достаточными для осуществления предусмотренных управленческих воздействий со стороны отраслевых ФОИВ и Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

   При этом федеральное агентство «Росимущество» было и является организатором и обладателем от имени государства еще одного информационного продукта - Реестра федерального имущества, качество учета объектов в котором всегда вызывало нарекания, прежде всего со стороны комиссий Счетной палаты РФ.

    Крупные объекты де-факто исчезали из государственной собственности, но в реестре федерального имущества долго числились в его составе. То есть актуализация данных Реестра была не надлежащем уровне. Примеров тому немало. Так, во всех документах ОАО «Санкт-Петербургский морской торговый порт» числилось как единое общество под контролем государства и в перечне стратегически значимых.

    В действительности такого хозяйственного общества не было с начала 2000-х годов. Его активы по- тихому перекочевали в 8 -10 различных ЗАО узкоспециализированного портового назначения. Все органы государственного управления оказались перед свершившимся фактом и были проинформированы о нем только по итогам проверки Счетной палаты РФ в 2004 году. 

   Практика пользования данными реестрами показала следующее.

   Информационная база обоих реестров была явно ограниченной для надлежащей оценки активов и деятельности подведомственных госорганизаций (унитарных предприятий и акционерных обществ с госучастием). Объектный состав реестрового учета в виде т. н. ключевых показателей эффективности с их контентом узко коммерческого и текущего характера был недостаточным (особенно в части унитарных предприятий) для разработки обоснованных стратегий, программ развития, а также достоверной оценки эффективности хозяйственной деятельности и особенно качества управления госорганизациями. В лучшем случае они давали представление лишь о текущей ситуации, которая в условиях рынка, как известно, весьма изменчива. Также имели место сложности в части перекрестного движения потоков информации между отраслевыми ФОИВ и Росимуществом, соответственно, оперативного принятия ими управленческих решений.

   Необходимость совершенствования информационных коммуникаций в сфере управления государственным сектором экономики проявлялась на практике все острее, а с принятием курса на формирование "открытого правительства" стала безотлагательной задачей.

   Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 20.06.2011г № 499 федеральным органам исполнительной  власти предписано  с  01 декабря  2011 года  по  вопросам   управления  государственной собственностью в  части  имущества унитарных предприятий и акционерных  обществ (АО) с госучастием осуществлять взаимодействие через межведомственный  портал по управлению государственной собственностью в сети Интернет (далее МВ Портал).

    В связи с этим было поручено:

а) Минэкономразвития РФ в трехмесячный срок утвердить и разместить на портале форму Отчета руководителя ФГУП и методические указания по ее заполнению, а также методические рекомендации по разработке и утверждению стратегий развития предприятия на срок от 3 до 5 лет;

б) Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимуществу) в тот же срок утвердить Регламент взаимодействия ФОИВ по вопросам управления предприятиями через МВ Портал[2, 3].

    На данной организационно-информационной основе порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти (представителей собственника-государства) в процессе управления унитарными и иными предприятиями получил необходимое системное оформление. Обеспечено не только организационно- правовое, но и информационно-технологическое оперативное взаимодействие Росимущества и ФОИВ с руководством указанных категорий предприятий и между самими государственными органами.

    В действующей системе органы управления госорганизаций обязаны: размещать на МВ Портале (в личном кабинете организации) практически всю релевантную информацию об организации, начиная с учредительных документов, составе органов управления и директоров, проводимых мероприятий, кончая отражением поручений органов власти, утвержденных в установленном порядке Стратегии развития, годовой Программы и всех документов отчетности - текущей (поквартальной) информации, годового Отчета и Доклада о финансово-хозяйственной деятельности. Структура поставляемой информации актуализируется Росимуществом с учетом потребностей практики.

    Показателен перечень информации, которую обязан размещать на МВ Портале руководитель ФГУП в течение 90 дней по окончании отчетного года в части содержания Доклада о финансово-хозяйственной деятельности предприятия:

-    реализация в отчетном периоде основных мероприятий по достижению целей и выполнению задач, определенных стратегией развития предприятия на срок от 3 до 5 лет, а также значения показателей достижения указанных целей и задач;

-      реализация мероприятий, необходимых для выполнения поручений и указаний Президента РФ, поручений Правительства РФ, Первого заместителя и Заместителя Председателя Правительства РФ;

-   достижение предприятием показателей экономической эффективности его деятельности;

-   структурные изменения в номенклатуре выпускаемой продукции;

-   структурные изменения в долях товарных рынков, которые имеет предприятие;

-   реализация мероприятий по улучшению качества и конкурентоспособности продукции предприятия;

-   использование передовых технологий и изобретений в производстве продукции и предоставлении услуг;

-   выполнение федеральных инвестиционных программ;

-   обобщенные данные о ходе выполнения программы деятельности предприятия за отчетный период;

-      информация обо всех обстоятельствах, которые нарушают обычный режим функционирования предприятия, угрожают его финансовому положению;

-   данные об изменении численности персонала, среднемесячной оплате труда работников предприятия, в том числе руководителя;

-    научные исследования и разработки гражданского назначения, финансируемые за счет собственных средств ФГУП (в случае проведения НИР);

- программа деятельности предприятия на очередной год.

   Данный информационно-объектный перечень не идет ни в какое сравнение с Реестром показателей экономической эффективности.

   МВ Портал выполняет, по сути, две глобальные функции:

-    информационно-коммуникативную функцию, что в целом обеспечивает оперативный доступ к полноценной информации всех управляющих субъектов, способствует принятию обоснованных управленческих решений и своевременному доведению их до исполнителей;

-     функцию мониторинга - и на ее основе обработки, анализа данных, а также контроля исполнения управленческих решений, в том числе в части утвержденных программ и ключевых показателей экономической эффективности деятельности предприятий.

    Простота доступа и цельность информационного пространства в системе МВ Портала позволяют госорганам, реализующих в госорганизациях интересы государства, повысить эффективность управления ими за счет:

-   оперативного сбора, получения и обработки необходимой релевантной информации;

-     своевременного принятия управленческих решений и оперативного доведения их до исполнителей (при этом бумажный документооборот будет постепенно замещаться электронным документооборотом);

-    повышения обоснованности принимаемых управленческих решений на основе своевременной, полноценной и актуализируемой информации;

-         более согласованного и оперативного информационного и управленческого взаимодействия ответственных государственных органов между собой и с руководством государственных организаций [4].

     С формально-системной стороны внедряемая информационно-технологическая система "МВ Портала" заслуживает безусловного одобрения, применения и дальнейшего развития. Наличие у этой системы значительного потенциала для совершенствования еще более повышает ее ценность. Уже в настоящее время, с учетом намерений Росимущества, можно обозначить такие направления совершенствования работы МВ Портала, как-то: обеспечение широкого доступа к категории общедоступной информации (внедряется); расширение состава субъектов пользования за счет сотрудников «неотраслевых» и прочих госорганов; развитие аналитического блока и инструментария; развитие т.н. "деловой сети" (проведение обсуждений, совещаний, форумов, электронных голосований и т.п.); блок изменений в составе федерального имущества госорганизации; совершенствование процедур контроля деятельности, в том числе на предмет заинтересованности в сделках руководителей госорганизаций и др.

    Ясно, что существенные возможности у МВ Портала имеются и в части предметно-содержательного совершенствования информационных коммуникаций в вопросах оценки эффективности управления в госкомпаниях, включая утверждаемые ключевые показатели эффективности  деятельности (управления) ГУП. Однако последние, по нашему убеждению, должны быть переформатированы в сторону доминирующей роли не коммерческих, а специфических показателей как более адекватных природе и предназначению унитарных предприятий обоих видов.

      Резюме: МВ Портал как информационно-технологическая подсистема государственного управления обладает достаточным потенциалом для обеспечения эффективного взаимодействия всех субъектов управления федеральной собственностью - ФОИВ и Росимущества с одной стороны, включая внутренние их взаимоотношения, а также руководителей ФГУП и представителей интересов государства в органах управления акционерных обществ, с другой стороны. При этом реализуются принципы достоверности, системности, своевременности, релевантности и открытости информации, возможности доступа к ней иных госорганов, госслужащих, заинтересованных юридических и физических лиц.

 

Список литературы

1.     Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999г. №1024 «О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации (с изм. и дополнениями).

2.     Приказ Росимущества от 28.02.2011 № 54 «О вводе в промышленную эксплуатацию МВ Портала».

3.     Приказ Росимущества от 08.09.2011 №293 «Об утверждении Регламента работы пользователей межведомственного портала по управлению государственной собственностью»

4.     Мельников И. Эффективность в управлении государственным имуществом, или зачем и почему нужен межведомственный портал по управлению государственной собственностью//ж. Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. 2014, № 3 (открытый доступ).