28 марта 2016г.
Сохранение водных биологических ресурсов (далее – водные биоресурсы) – это актуальнейшая задача современности и является неотъемлемой составной частью концепции перехода человечества на принципы устойчивого развития и природопользования. Роль Российской Федерации в сохранении биоразнообразия и поддержании биосферных функций очевидна, так как на ее территории представлен крупнейший массив экосистем и представлена значительная часть мирового видового разнообразия [7].
Под сохранением водных биоресурсов понимается поддержание водных биоресурсов или их восстановление до уровней, при которых могут быть обеспечены максимальная устойчивая добыча (вылов) водных биоресурсов и их биологическое разнообразие, посредством осуществления на основе научных данных мер по изучению, охране, воспроизводству, рациональному использованию водных биоресурсов и охране среды их обитания [9].
К настоящему времени в Российской Федерации в целях сохранения биоразнообразия водных биологических ресурсов, их рационального использования и охраны создана система управления сохранением водных биоресурсов, базирующаяся на следующих основных принципах:
1) учет значения водных биоресурсов как основы жизни и деятельности человека;
2) приоритет сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав;
3) приоритет сохранения особо ценных и ценных видов водных биоресурсов;
4) установление дифференцированного правового режима водных биоресурсов;
5) участие граждан, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) в решении вопросов, касающихся рыболовства и сохранения водных биоресурсов;
6) учет интересов населения, для которого рыболовство является основой существования, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
7) предоставление в пользование водных биоресурсов гласно и открыто;
8) определение объема добычи (вылова) водных биоресурсов с учетом экологических, социальных и экономических факторов;
9) платность использования водных биоресурсов [2, с. 29-30].
Практическая реализация указанных принципов осуществляется по следующим направлениям:
1. Изучение водных биоресурсов, в том числе:
- проведение мониторинга;
- оценка запасов водных биоресурсов;
- определение условий использования водных биоресурсов.
На основе проведенных исследований определяются общие допустимые уловы водных биоресурсов, рекомендованные объемов добычи (вылова) водных биоресурсов, разрабатываются рекомендации, вносятся изменения в Правила рыболовства по соответствующим рыбохозяйственным бассейнам.
Так, в 2014 г. подведомственными Росрыболовству научно-исследовательскими институтами проведено 1381 экспедиция по изучению водных биологических ресурсов [1]. По итогам ранее проведенного изучения водных биоресурсов, доступная сырьевая база отечественного рыболовства в 2015 г. оценивается в объеме 7483,7 тыс. т, из них в пределах российской юрисдикции 4781,7 тыс. т [4].
2. Рациональное использование водных биоресурсов, в том числе:
2.1. Установление дифференцированного режима использования водных биоресурсов. Водные биоресурсы подразделяют на 2 группы:
а) водные биоресурсы, общий допустимый улов которых устанавливается и проходит процедуру экологической экспертизы;
б) водные биоресурсы, общий допустимый улов которых не устанавливается и действует упрощенный порядок их предоставления в пользование.
2.2. Установление видов рыболовства с определенными ограничениями добычи (вылова) водных биоресурсов.
2.3. Установление различных видов права на добычу (вылов) водных биоресурсов.
В настоящее время законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов устанавливаются 4 вида права на добычу (вылов) водных биоресурсов:
а) договор о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов;
б) решение о предоставлении водных биоресурсов в пользование; в) договор о предоставлении рыбопромыслового участка;
г) договор пользования водными биоресурсами [9].
Так, по состоянию на 17.12.2015 г. общий вылов всех российских пользователей по данным Центра системы мониторинга рыболовства и связи составил 4131 тыс. т, что на 5% больше уровня прошлого года [3]. При этом объем освоения водных биоресурсов в 2015 г. меньше объема сырьевой базы.
Объем валовой добавленной стоимости в рыбной отрасли за 2014 г. составил 124,3 млрд. руб., что на 10,8 % больше 2013 г. За январь-ноябрь 2014 г., по предварительным данным Росстата, сальдированный финансовый результат организаций в действующих ценах составил 14,4 млрд. руб. За данный период предприятия рыбной отрасли получили прибыль в размере 21,0 млрд. руб., что на 24,2 % больше, чем за аналогичный период 2013 г. [1]. Оборот организаций рыболовства и рыбоводства в октябре 2015 г. составил 19,8 млрд. руб., что в действующих ценах на 41,8% больше, чем за соответствующий период предыдущего года, в январе-октябре 2015 г. - на 63,9% больше [5].
3. Охрана водных биоресурсов:
3.1. Предупреждение ущерба:
- установление нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения и требований к водному режиму водных объектов рыбохозяйственного значения;
- установление рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зон;
- установление требований к осуществлению хозяйственной деятельности.
3.2. Выдача разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов.
3.3. Согласование хозяйственной деятельности, проектов нормативов допустимых сбросов, условий водопользования.
3.4. Осуществление контрольно-надзорной деятельности: плановые и внеплановые проверки, рейдовые мероприятия [2, с. 158].
По результатам контрольно-надзорных мероприятий в 2014 г., во внутренних водоёмах Российской
Федерации, должностными лицами территориальных управлений Росрыболовства выявлено 129571 нарушение законодательства в области рыболовства, сохранения водных биоресурсов и среды их обитания. На нарушителей наложено штрафов на сумму 429 млн. руб., к ним предъявлено исков за ущерб, причиненный водным биоресурсам на сумму 196,131 млн. руб. В следственные органы направлено 3735 материалов для принятия решения о возбуждении уголовных дел. У нарушителей законодательства в области рыболовства изъято 718 т незаконно добытых водных биологических ресурсов, 218,5 тыс. единиц орудий лова и 25 тыс. единиц транспортных средств [1].
4. Возмещение ущерба, в том числе:
- организация рыбохозяйственной мелиорации водных объектов;
- организация искусственного воспроизводства водных биоресурсов;
- организация акклиматизации водных биоресурсов;
- создание новых, расширение или модернизация существующих мощностей, обеспечивающих проведение мероприятий по возмещению ущерба [8, с. 11].
В 2014 г. в целях возмещения вреда выпущено в водные объекты Российской Федерации 260,2 млн. экз. молоди (личинок) водных биоресурсов. Вместе с тем, выпуск водных биологических ресурсов за счет компенсационных средств в период 2010-2014 г.г. не имеет стабильной тенденции: так с 2010 по 2012 г.г.
отмечается рост показателя выпуска, в 2013 г. – спад, в 2014 г. выпуск увеличился на 69,3 млн. штук по сравнению с показателем 2013 г. [1].
Таким образом, в Российской Федерации создана комплексная система государственного управления сохранением водных биоресурсов, базирующаяся на основных принципах и реализуемая посредством изучения водных биоресурсов, их рационального использования, охране водных биоресурсов и возмещении нанесенного им ущерба (Рисунок 1).
Кроме того, государственной программой Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса» предусмотрены меры, направленные на сохранение водных биоресурсов и выделение на эти цели бюджетных ассигнований в период 2013-2020 г.г., в том числе на науку и инновации – 28,83 млрд. руб., охрану и контроль – 8,85 млрд. руб., повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса – 3,89 млрд. руб. [6].
Вместе с тем, следует отметить, что существующая система государственного управления сохранением водных биоресурсов имеет ряд недостатков:
1.
Недостаточное финансирование мероприятий по сохранению водных биоресурсов.
Например, происходит ежегодное снижение финансирования в сфере изучения водных биоресурсов. Так на проведение экспедиционных рыбохозяйственных исследований финансирование снизилось с 3661,9 млн. руб. в 2010 г. до 3117,1 млн. руб. в 2014 г. [1].
2. Не реализованы отдельные мероприятия по сохранению водных биоресурсов
Так, до настоящего времени не определены ограничения хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые в рыбоохранных зонах, и не установлены рыбохозяйственные заповедные зоны.
3. Освоение квот добычи (вылова) водных биоресурсов и рекомендованных объемов добычи (вылова) водных биоресурсов отдельных видов, особенно малорентабельных, осуществляется в недостаточной степени.
4. Административные процедуры отдельных мероприятий по сохранению водных биоресурсов громоздки по содержанию и длительны по времени.
Например, в сфере введения ограничений рыболовства и внесения изменений в Правила рыболовства по соответствующим рыбохозяйственным бассейнам.
5. Возмещение ущерба, наносимого водным биоресурсам и среде их обитания, осуществляется не в полной мере. При этом точные сроки возмещения ущерба не установлены. Кроме того, в виду сложности механизма возмещения ущерба (длительные сроки, многоступенчатые процедуры, несвойственная хозяйствующим субъектам деятельность по искусственному воспроизводству водных биоресурсов и т.д.) объем выполненных мероприятий по компенсации ущерба
постоянно изменяется при одновременном росте наносимого ущерба, особенно в сфере освоения шельфа
арктических морей. Так, по данным Росрыболовства, объем выполненных мероприятий по компенсации ущерба составил в 2011 г. – 23,6%, в 2012 г. – 18%, 2013 г. – лишь 5,7% [7, с. 31].
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что система государственного управления сохранением водных биологических ресурсов нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании как отдельных ее элементов, так и административных процедур.
Список литературы
1.
Материалы к заседанию Коллегии Федерального агентства по рыболовству «Итоги деятельности Федерального агентства по рыболовству в 2014 году и задачи на 2015 год» — URL: http://fish.gov.ru/ob- agentstve/kollegiya-rosrybolovstva (дата обращения 23.12.2015 г.).
2.
Осадчий В.М. Рыбохозяйственное законодательство: Учебник. – второе издание, дополненное и переработанное – М.: МОРКНИГА, 2013. – 276 с.
3.
Официальный сайт Федерального агентства по рыболовству. Добыча (вылов) водных биологических ресурсов российскими пользователями в отчетном году в сравнении с предыдущим годом — URL: http://fish.gov.ru/files/documents/otraslevaya_deyatelnost/organizaciya_rybolovstva/osvoenie_ODU/Diagrammy_osvoenie_kvot_17-12-2015.pdf (дата обращения 22.12.2015 г.).
4.
Официальный сайт Федерального агентства по рыболовству. Сырьевая база российского рыболовства в 2015 году — URL: http://fish.gov.ru/files/documents/otraslevaya_deyatelnost/sistema_VBR/Syrevaya_baza_prognoz_2015.pdf (дата обращения 22.12.2015 г.).
5.
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики — URL: http://www.gks.ru (дата обращения 22.12.2015 г.).
6.
Постановление Правительства РФ от 18.12.2014 г. № 1416 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса» — URL: http://fish.gov.ru/files/documents/otraslevaya_deyatelnost/ekonomika_otrasli/gos_programma/Postanovlenie- 1416_ot_18_dekabrya_2014.pdf (дата обращения 22.12.2015 г.).
7.
Торцев А.М., Белоусов А.Н., Воронков В.Б., Студёнов И.И. О разработке Стратегии сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания // Журнал «Рыбное хозяйство». 2015. № 3. С. 29-34.
8.
Торцев А.М., Студёнов И.И., Новоселов А.П., Павленко В.И. Комплексные проблемы и направления совершенствования компенсационных мероприятий
по
восстановлению рыбных
ресурсов Северного рыбохозяйственного бассейна // Научный и информационно-аналитический журнал «Арктика: экология и экономика», выпуск 3 (15) 2014. С. 9-17.
9.
Федеральный закон от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» — URL: http://base.consultant.ru (дата обращения 21.12.2015 г.).