Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ФАКТОР РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
03 января 2016г.

    На современном этапе развития конкурентоспособность региона является одним из ключевых факторов его экономического роста и устойчивости. Для укрепления своих позиций на национальной и глобальной арене все большее и большее распространение в развитых странах и постепенно в России получает концепция развития сетевых структур. Данные объединения становятся альтернативой таким традиционным иерархическим типам объединений как холдинги, группы, корпорации и др.

    Не существует общепринятого определения сетевой структуры, ее понятийно-терминологический аппарат находится в стадии становления. Границы понимания данного термина определяются индивидуально зависимости от целей и задач исследования.

     Выделяют следующие подходы к определению сущности сетевой структуры:

-     как способа  согласования деятельности  вертикально и  горизонтально интегрированных участников, имеющих самостоятельный правовой статус, но зависимое от состояния общей структуры экономическое положение;

-     как средства формирования сложных кооперационных связей между компаниями, обеспечивающих высокую степень координации процессов их функционирования;

-   как института, реализующего концепцию оптимального взаимодействия равноправных по своим ролям и функциям, но потенциально независимых в финансовом отношении партнеров [1].

   Попытки осмыслить явление сетевого взаимодействия привели к появлению в научной литературе иных терминов, содержание и определение которых в ряде исследовательских работ совпадать с понятием сетевая структура: сетевые образования, сетевая организации, сетевая фирма, сеть, межфирменная сеть, предпринимательская сеть.

   Исследуя сетевое взаимодействие экономических субъектов, также говорят об интегрированных (сетевых) структурах. Данное понятие шире и включает в себя такие формы объединений как: корпорации, холдинги, концерны, предприятия с обособленными подразделениями и др.

   Примером сетевых структур, существующих на современном этапе в России, являются: кластеры, территориально-производственные комплексы, бизнес-группы, стратегические альянсы и совместное производство. Под влиянием научно-технического прогресса, процессов глобализации и конкуренции формируются и другие формы взаимодействия, еще не имеющие устойчивых терминов, методов и подходов для их обозначения и исследования. Так, развитие информационных технологий разрушает традиционное представление о необходимости пространственной близости взаимодействующих субъектов; появляются сети предприятий, выстраивающих сотрудничество с использованием организационных схем виртуального взаимодействия.

Общим признаком всех форм сетевого взаимодействия является:

-   наличие партнерских отношений на долгосрочной основе нескольких экономических субъектов.

    В качестве специфических признаков сетевой структуры в последние годы в научной литературе выделяют:

-   хозяйственную самостоятельность (независимость в правовом отношении);

-   наличие общих целей, например, таких как: экспансия в экономическом пространстве, получения синергетического эффекта, повышения конкурентоспособности и инновационности, формирования социального капитала, создания ценности для потребителей и др.

    Существенное отличие сетевых структур от предыдущих типов организации – они предполагают не сосредоточение в рамках одного предприятия всех активов, необходимых для создания продукта, а использование коллективных активов нескольких предприятий. Участники сетевых структур признают взаимозависимость и стремятся обмениваться информацией, кооперироваться[3].

    Предпосылкой создания сетевой структуры является возможность обмена тем или иным ресурсом. Причем для одного предприятия этот ресурс является избыточным, а для другого предприятия недостаточным. Отличительной особенностью сетевых структур является обеспечение возникновение в них ряда положительных синергических эффектов и отношенческих активов, недостижимых при существовании его участников по отдельности.

    Синергетический эффект образуется как совокупный мультиплицированный эффект совместной деятельности в самом объединении  и в экономике регионов их функционирования в результате сочетания: эффекта масштаба, экономии от совмещения, эффекта специализации, эффекта охвата. Что в свою очередь способствует повышению эффективности производственного процесса, позволяет сократить издержки и повысить доходы предприятий и, соответственно, валового регионального продукта самого региона.

   В процессе взаимодействия участников сети формируется социальный капитал, получающий свое выражение в форме отношенческой ренты, т.е. сверхприбыли, совместно извлекаемой в результате взаимоотношений обмена, которую нельзя получить любой из фирм изолированно друг от друга и которая может быть создана только путем совместных идиосинкразических усилий партнеров, специализированных относительно их альянсов [2].

    Отношенческая рента является основой возникновения сетевых объединений предприятий, основанных на знаниях. В этих объединениях происходит обмен (трансфер) знаниями и информацией между участниками и совместное создание нового знания. С одной стороны, это ведет к увеличению производительности на уровне отдельного предприятия, с другой стороны, способствует развитию инновационной способности всей сети и региона в целом. Пример объединений организаций, которые достигли успехов за счет трансфера знаний и повышения инновационной способности, объединение TexasInstrument и IBM во Франции, создавших свои центры НИОКР [4].

    Имеющиеся в одной организации знания и умения могут быть использованы в другой, что расширяет специализацию предприятия и улучшает способность гибко реагировать на запросы покупателя. Таким образом, формируются новые конкурентные преимущества, и улучшается реакция предприятий на изменение экономической конъюнктуры.

    Сетевое взаимодействие преобразует сам характер процесса развития региональной экономической системы – приоритет отдается не отрасли как объекту управления, а региону, что приводит к повышению региональной конкурентоспособности за счет:

– обеспечения роста эффективности взаимодействия региональных предприятий и повышение уровня их доходов;

–   содействия в организации высокотехнологичных производств, а также инновационного развития региона в целом;

– стимулирования трансфера знаний и формирование новых конкурентных преимуществ, дифференциации региональной экономической системы;

– снижения давления на ресурсную базу регионов за счет увеличения эффективности производства;

– активизации институционально-хозяйственных преобразований;

–    содействия накоплению и воспроизводству элементов человеческого капитала как ключевого актива постиндустриальных преобразований;

–       установления эффективного информационного взаимодействия и сотрудничества между его участниками, вовлечения смежных отраслей [5].

    В этой связи целесообразна постановка вопроса о необходимости более активного развития сетевых структур, как фактора развития потенциала экономического пространства, обеспечивающего ее целостность, оказывающего существенное влияние на развитие регионов, улучшающего состояние их экономики и пропорций ресурсной обеспеченности. Сетевая структура, играя роль инструмента, стимулирующего  развитие региона, может стать одной из основных точек роста инновационно-ориентированной экономики, создает благоприятную среду для развития крупного, среднего и малого бизнеса и обладает мультипликационным эффектом, оказывающим положительное влияние на развитие промышленности региона и способствующим повышению уровня жизни населения.

 

Список литературы

1.     Гурова Е.А. Семантическая сущность категории «сетевая организация» / Е.А. Гурова // Научный потенциал XXI века: сборник научных трудов по материалам VII Международной молодежной научной конференции.– Ставрополь: Фабула, 2013. – С. 22-24

2.     Дайер Дж. Х. Отношенческий подход: корпоративная стратегия и источники межорганизационных конкурентных преимуществ / Дж. Х. Дайер, Х. Сингх // Российский журнал менеджмента.- 2009.- №3.- С. 65-94.

3.     Катькало В.С. Межфирменные  сети: проблематика исследований новой организационной стратегии в 1980-1990-е годы // Вестник С-Петерб.ун-та.Сер.5. Экономика.1999. Вып. 2 С.21-38.

4.     Титов Л. Ю. Экономические инновационные структуры и институты сетевого типа: теория и практика // диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук, 2010.

5.     Хилько Н.А. Участие вертикально интегрированных корпораций и сетевых организаций в развитии региональных экономических систем современной России (на материалах ЮФО) // диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук, 2013.