Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДХОКРАТИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНОГО ИНДЕКСА

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
03 января 2016г.

   Специфика деятельности общественных организаций порождает необходимость применения особого подхода к оценке результативности их деятельности. Разнообразные цели деятельности общественных организаций (достижение благотворительных, образовательных, культурных, научных, и других социально- полезных целей) В.Э. Гордин объединяет в одну задачу роста «социального капитала общества», под которым понимается такая «система общественных взаимоотношений, которая предполагает разнообразные формы взаимопомощи и сотрудничества членов отдельных социальных общностей» [2]

   Принципиальным отличием от коммерческих организаций является то, что оценка результативности деятельности общественных организаций должна носить двойственный характер: оценка общественно- социальных результатов её деятельности наряду с оценкой экономической результативности [7]

     При потреблении продукта в виде определённых вещественных или нематериальных благ, которые конкретные люди получили от деятельности общественной организации(например, семинары, тренинги, услуги по уходу, развлекательные мероприятия и др.), создаются разнообразные эффекты как для человека (потребителя), так и для общественной организации, и заинтересованных сторон:

–      психологический (например, потребительи сотрудники общественной организации получают положительные эмоции);

–      социальный (удовлетворяется потребность в  общении, социальном  статусе; расширение круга интересов, уменьшение активности деструктивных неформальных молодежных объединений и др. и др.);

–      инфокоммуникационный(формируется новая система инфокоммуникационных потоков);

–      имиджевый;

–      экономический (поддержка других проектов общественной организации, при этом органы государственной власти и местного самоуправления могут обеспечить более рациональное использование бюджетных средств на реализацию социально значимых проектов благодаря конкурсным условиям их распределения);

–      другие.

    В качестве результата автор предлагает принять в данном случае измененную структуру проблемы; по сути – «вход» для разработки и реализации нового социально значимого проекта.

     Общепринятых технологий измерения и выражения общественно-социального эффекта для общественных организаций не существует [5], что обусловлено следующими факторами:

–      социальный эффект не поддаѐтся прямому измерению [4];

–      социальный эффект имеет не только непосредственный, но и опосредованный характер, проявляясь косвенно в будущем в смежных социально-общественных сферах; [3]

–      помимо результатов деятельности общественной организации, на общество воздействуют множество факторов, и разграничить их воздействие зачастую не представляется возможным; [8]

–      сопоставление социального эффекта с затратами на его получение не всегда в полной мере отражает социальную эффективность. [1]

    В ходе своей деятельности общественная организация создаёт частные и общественные блага (Табл.1). Частные блага - это оказанные услуги либо реализованные товары, которые удовлетворяют индивидуальный спрос. Общественные блага – это выполненные работы либо оказанные услуги, которые удовлетворяют общественные потребности.


Таблица 1Экономические свойства частных и общественных благ


Частные блага

Общественные блага

Индивидуальность потребления

Их можно потреблять неограниченно

 

Выгода для того, кто их использует

При потреблении группой затраты на них равны

затратам при потреблении индивидом

 

Ограниченность товаров (работ, услуг)

Совпадение индивидуального и совокупного

(группового) спроса

 

Получают только те, кто может за них заплатить

Индивиды избегают выплачивать денежную

компенсацию за потребление общественных благ

 

   Коммерческий сектор обеспечивает производство частных благ, и мерой эффективности коммерческой деятельности является отношение ценности продукта (в денежном выражении) к стоимости затрат на его производство. Ценность продукта отражает готовность граждан заплатить за него с учетом всех социальных и экономических эффектов, которые даст этот продукт гражданину.

   Общественный сектор, помимо производства частных благ, обеспечивает производство общественных благ, и мерой эффективности также является соотношение ценности продукта к стоимости затрат на его создание, но механизм определения ценности создаваемых благ значительно сложней. Ценность общественных благ, создаваемых общественной организацией определяется объѐмом ресурсов (финансовых, материальных, трудовых), которые заинтересованные стороны готовы предоставить общественной организации для осуществления еѐ деятельности.

   Уровень производства общественных благ в общественных организациях можно оценить при помощи Социального индекса (SI), который показывает долю общественных благ в общей сумме произведенных благ:


   Для организаций, чья деятельность носит полностью коммерческий характер, SI = 0, а для организаций исключительно общественной направленности, производящих только общественные блага, SI = 1. Социальный индекс можно, также, использовать для оценки уровня самофинансирования общественных организаций.

    Социальный индекс является модифицированным индексом Вайсброда PI (publicnessindex), [6] который, согласно Вайсброду, отражает «взаимосвязь между видами финансовых поступлений организации и характером предоставляемых им услуг или производимой продукции» [9].

    Доходами от создания общественных благ являются все формы государственной финансовой поддержки, а также благотворительные взносы от спонсоров и др.; доходами от выпуска частных благ – членские взносы, а также доходы от реализации любой продукции или выполнения работ. Значимость направленности деятельности организации на достижение социальных эффектов определяется мерой эффективности общественного сектора в целом: чем больше общественных благ создается в общественных секторе, тем более он эффективен. Государство (через федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации, которые выражают волю избирателей) направляет определѐнными законодательством способами ресурсы на создание общественных благ.

   Таким образом, значение Социального индекса, близкое к 1, свидетельствует о высоком уровне производства социального эффекта в результате деятельности общественной организации, в то время как низкие значения индекса свидетельствует об ориентации проектов на выпуск продукта, не приносящего социального эффекта для социума, что может свидетельствовать о снижении уровня результативности деятельности общественной организации и необходимости принятия стратегических решений, направленных на увеличение социального эффекта от деятельности организации.



Список литературы

1.     Анистратенко Е.А. Социальный аспект в теории экономической эффективности: дис. канд. экон. наук.Владивосток, 1997., С. 47

2.     Гордин В.Э. Неприбыльный сектор – элемент новой социальной парадигмы.// Известия СПБУЭФ. – 1996. -№ 1, с. 62.

3.     Никифорова Л.Е., Пель Н.А., Концептуальная модель реализации проектного подхода к управлению адхократической молодежной общественной организацией.//Сибирская финансовая школа. – 2014. - №5, С. 73-81.

4.     Привалов Н.Г. Институционально-экономические основы развития некоммерческого сектора: автореф. д- ра экон. наук. Екатеринбург, 2006. С.25

5.     Тарханова Е.А. Эффективность деятельности некоммерческих организаций: особенности и концепции оценки.//Известия иркутской государственной экономической академии. – 2012.- №2, С. 108-110

6.     Шекова Е.Л. К вопросу об оценке эффективности работы некоммерческих организаций. // Финансовый менеджмент. — 2010. — №1, С. 3–6.

7.     Эффективность работы некоммерческих организаций: опыт и критерии оценки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: oprt.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_81197.doc.

8.     Якобсон Л.И. Эффективность и качество в непроизводственной сфере.// М.- 1984, С.25

9.     Weisbrod B. The Nonprofit Economy. – Cambridge: Harvard Univ. Press, 1994. p.75