28 марта 2016г.
В современных условиях бизнеса конкурентоспособность организации обеспечивается на основе эффективной системы управления, ориентированной не только на максимальное удовлетворение интересов всех заинтересованных сторон, но и на поддержание конкурентных преимуществ. Независимо от сферы деятельности оценка эффективности функций менеджмента позволяет выявить проблемы, связанные с управлением и своевременно внести необходимые корректировки.
Оценка эффективности управления организацией является актуальной темой научных исследований в России и за рубежом. Значительный вклад в разработку процедуры и показателей оценки эффективности функций менеджмента внесли П. Друкер, Д. Парментер, Т. Питерс, Р. Уотермен, и др. Однако их предложения носят статический характер и не учитывают организационную динамику [2]. Для устранения данного недостатка предлагается система оценки эффективности функций менеджмента, учитывающая стадии жизненного цикла организации (Табл.1), определяемые в соответствии с методикой, описанной в статье [1].
Таблица 1 Критерии определения стадии развития организации
Стадия развития
|
Критерии
|
Зарождение
|
Возраст организации младше 10 лет, неформальная структура, во главе - основатель
организации
|
Рост
|
Продажи увеличиваются более чем на 15% в год, функционально организованная
структура, политика формализована
|
Зрелость
|
Продажи растут менее чем на 15% в год, бюрократическая организация
|
Спад
|
Сокращение выпуска продукции, падение прибыли
|
В основе предлагаемой системы оценивания эффективности лежат четыре группы оценочных критериев основных функций менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль) (Табл.2).
Таблица 2
Критерии оценки эффективности функций менеджмента
Функции
менеджмента
|
Критерии оценки по стадиям жизненного цикла организации
|
Зарождение
|
Рост
|
Зрелость
|
Спад
|
Планирование
|
Определение целей
Обеспечение развития бизнес- идеи
|
Определение стандартов текущей деятельности
|
Формирование стратегии развития
|
Минимизация
потерь и нерациональных действий
|
Организация
|
Текущее
распределение
|
Формирование
организационной
|
Определение
формального
|
Оптимизация штата
сотрудников
|
|
задач
|
структуры
Распределение полномочий и установление зон ответственности
|
порядка подчинения
|
|
Мотивация
|
Создание атмосферы заинтересованности сотрудников в результатах своего труда
|
Формирование у
каждого сотрудника понимания сущности и значения его труда для развития организации
|
Нацеливание персонала на поддержание заданного уровня производительности и качества
|
Формирование чувства сопричастности ко всему происходящему
|
Контроль
|
Текущий контроль
|
Контроль с обратной связью
|
Разработка стандартной системы отчетности, ее проверка и анализ
|
Сбор, обработка и
анализ информации о фактических результатах деятельности организации для принятия радикальных решений
|
Анализ каждой категории предполагает три варианта оценки эффективности функций менеджмента (Табл.3).
Таблица 3
Состояние категории оценки
Оценка
|
Состояние категории
|
0
|
Функция не осуществляется
|
1
|
Функция осуществляется частично
|
2
|
Функция осуществялется максимально эффективно
|
В рамках разработанной системы оценки эффективности функций менеджмента выделены три уровня их развития (Табл.4), которые определяются по сумме баллов, полученных при оценке критериев эффективности основных функций менеджмента.
Таблица 4
Уровни развития функций менеджмента организации
Уровень
|
Оценка в
баллах
|
Характеристика состояния
|
I
|
(0-4)
|
Управление ведется бессистемно, цели не определены. Требуется пересмотр
принципов менеджмента
|
II
|
(5-9)
|
Система менеджмента сформировалась. Необходима оптимизация функций
менеджмента.
|
III
|
(10-12)
|
Достигнуты максимальные результаты по всем функциям менеджмента.
|
Особенностью применения предлагаемой системы оценивания является оценка эффективности функций менеджмента не только руководителями (самооценка), но и их подчиненными. Для получения объективных данных необходимым условием является участие в опросе не менее 80% руководителей и 50% работников. Полученная взвешенная оценка позволяет определить сильные и слабые стороны деятельности руководителей, приоритетные направления для улучшений и, таким образом, реализовать принцип непрерывного совершенствования. Балльная система оценки дает возможность сравнить достигнутые результаты с показателями других организаций, а также проследить изменение эффективности выполнения функций менеджмента при проведении повторной самооценки.
Таким образом, предлагаемая система оценки обеспечивает динамический подход к оценке эффективности функций менеджмента, позволяет прогнозировать проблемы, связанные с их выполнением и разрабатывать решения по их своевременному преодолению.
Список литературы
1. Кушелевич Е.И., Филонович С.Р. Теория жизненных циклов организации и российская действительность. // Социс. 2012. № 10. С. 63-71.
2. Парментер Д. Ключевые показатели эффективности. Разработка, внедрение и применение решающих показателей . М.: Вершина, 2011. 288 с.