Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА НА РАЗЛИЧНЫХ СТАДИЯХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ

Авторы:
Город:
Смоленск
ВУЗ:
Дата:
28 марта 2016г.

В современных условиях бизнеса конкурентоспособность организации обеспечивается на основе эффективной системы управления, ориентированной не только на максимальное удовлетворение интересов всех заинтересованных сторон, но и на поддержание конкурентных преимуществ. Независимо от сферы деятельности оценка эффективности функций менеджмента позволяет выявить проблемы, связанные с управлением и своевременно внести необходимые корректировки.

Оценка эффективности управления организацией является актуальной темой научных исследований в России и за рубежом. Значительный вклад в разработку процедуры и показателей оценки эффективности функций менеджмента внесли П. Друкер, Д. Парментер, Т. Питерс, Р. Уотермен, и др. Однако их предложения носят статический характер и не учитывают организационную динамику [2]. Для устранения данного недостатка предлагается система оценки эффективности функций менеджмента, учитывающая стадии жизненного цикла организации (Табл.1), определяемые в соответствии с методикой, описанной в статье [1].


Таблица 1 Критерии определения стадии развития организации


Стадия развития

Критерии

 

Зарождение

Возраст организации младше 10 лет, неформальная структура, во главе - основатель

организации

 

Рост

Продажи увеличиваются более чем на 15% в год, функционально организованная

структура, политика формализована

Зрелость

Продажи растут менее чем на 15% в год, бюрократическая организация

Спад

Сокращение выпуска продукции, падение прибыли

 

В основе предлагаемой системы оценивания эффективности лежат четыре группы оценочных критериев основных функций менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль) (Табл.2).




Таблица 2  

Критерии оценки эффективности функций менеджмента


Функции

менеджмента

Критерии оценки по стадиям жизненного цикла организации

Зарождение

Рост

Зрелость

Спад

 

 

Планирование

Определение целей

Обеспечение развития бизнес- идеи

 

Определение стандартов текущей деятельности

 

Формирование стратегии развития

Минимизация

потерь и нерациональных действий

 

Организация

Текущее

распределение

Формирование

организационной

Определение

формального

Оптимизация штата

сотрудников

задач

структуры

Распределение полномочий и установление зон ответственности

порядка подчинения

 

 

 

 

Мотивация

 

Создание атмосферы заинтересованности сотрудников в результатах своего труда

Формирование у

каждого сотрудника понимания сущности и значения его труда для развития организации

 

Нацеливание персонала на поддержание заданного уровня производительности и качества

Формирование чувства сопричастности ко всему происходящему

 

 

 

 

Контроль

 

 

 

 

Текущий контроль

 

 

 

 

 

Контроль с обратной связью

 

 

 

Разработка стандартной системы отчетности, ее проверка и анализ

Сбор, обработка и

анализ информации о фактических результатах деятельности организации для принятия радикальных решений

 Анализ каждой категории предполагает три варианта оценки эффективности функций менеджмента (Табл.3).


Таблица 3  

Состояние категории оценки


Оценка

Состояние категории

0

Функция не осуществляется

1

Функция осуществляется частично

2

Функция осуществялется максимально эффективно

 

В рамках разработанной системы оценки эффективности функций менеджмента выделены три уровня их развития (Табл.4), которые определяются по сумме баллов, полученных при оценке критериев эффективности основных функций менеджмента.


Таблица 4

Уровни развития функций менеджмента организации


 

Уровень

Оценка в

баллах

 

Характеристика состояния

 

I

 

(0-4)

Управление ведется бессистемно, цели не определены. Требуется пересмотр

принципов менеджмента

 

II

 

(5-9)

Система менеджмента сформировалась. Необходима оптимизация функций

менеджмента.

III

(10-12)

Достигнуты максимальные результаты по всем функциям менеджмента.

 

Особенностью применения предлагаемой системы оценивания является оценка эффективности функций менеджмента не только руководителями (самооценка), но и их подчиненными. Для получения объективных данных необходимым условием является участие в опросе не менее 80% руководителей и 50% работников. Полученная взвешенная оценка позволяет определить сильные и слабые стороны деятельности руководителей, приоритетные направления для улучшений и,  таким образом, реализовать  принцип непрерывного совершенствования. Балльная система оценки дает возможность сравнить достигнутые результаты с показателями других организаций, а также проследить изменение эффективности выполнения функций менеджмента при проведении повторной самооценки.

Таким образом, предлагаемая система оценки обеспечивает динамический подход к оценке эффективности функций менеджмента, позволяет прогнозировать проблемы,  связанные  с их выполнением  и разрабатывать решения по их своевременному преодолению.

 

Список литературы

1.      Кушелевич Е.И., Филонович С.Р. Теория жизненных циклов организации и российская действительность. // Социс. 2012. № 10. С. 63-71.

2.      Парментер Д. Ключевые  показатели эффективности.  Разработка, внедрение и  применение решающих показателей . М.: Вершина, 2011. 288 с.