Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОНТРОЛЛИНГ НИОКР: ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ НИОКР ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Авторы:
Город:
Арзамас , Нижегородская область
ВУЗ:
Дата:
03 января 2016г.

    Информационная и аналитическая поддержка руководства в принятии решений является одной из основных функций контроллинга, которая реализуется путем решения задач в области разработки единой информационной платформы управления основными направлениями деятельности промышленного предприятия

-   научного и производственного в целях повышения его эффективности и результативности, таких как:

-   формирование и совершенствование КИС всего промышленного предприятия и его отдельных модулей по науке и производству;

-    стандартизация информационных каналов и носителей как по научному, так и по производственному векторам деятельности;

-   формирование автоматизированного планирования и отчетности проектных и производственных работ и т.д.

   Современные информационные системы обладают сегодня большими функциональными возможностями в области сбора, обработки, предоставления информации, а также в области ее защиты от посторонних пользователей. Внедрение и совершенствование системы автоматизации управления НИОКР преследует цель создания единой информационной среды предприятия, которая обеспечит решение задач на всех уровнях управления, позволит сделать прозрачной систему мониторинга и контроля текущих проектов, повысит точность прогнозов при формировании стратегии промышленного предприятия на долгосрочную и среднесрочную перспективу.

   Контроллингом НИОКР в рамках автоматизации процесса управления нематериальными активами решаются задачи: анализа, оценки соответствия, закрепления в документах, подтверждающих право на обладание объектами нематериальных активов (лицензии, патенты), страхования рисков правообладателя, организация координации и контроля действий исполнителей при создании, формировании, использовании, коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, результатов научно-технической деятельности промышленного предприятия [2].

     При разработке контрольно-измерительных систем следует учитывать заинтересованные стороны процесса управления НИОКР промышленного предприятия. С точки зрения внутренней среды управления НИОКР к заинтересованным сторонам на промышленном предприятии относятся руководитель ПП, руководитель НИОКР ПП, руководитель проекта НИОКР, руководитель технологических служб ПП, руководитель производственной службы, руководители финансово-экономических служб. С точки зрения внешней среды основной заинтересованной стороной управления НИОКР является заказчик. Каждый из данных заинтересованных сторон предъявляет особые требования к управлению проектом НИОКР и нуждается в специфической информации. С другой стороны КИС НИОКР должна интегрировать данную информацию и давать комплексную оценку проекту НИОКР на каждом этапе.

     Таким образом, организационная структура автоматизированной системы управления НИОКР должна включать в себя несколько блоков (Рисунок 1):

1. Внутренний блок информационно-аналитического сопровождения НИОКР, включающий:

-   интерфейс инженера (конструктора и технолога) – управление отдельным проектом, портфелем проектов НИОКР;

-    интерфейс службы производства – управление изготовлением опытных образцов и постановки новых изделий на серийное производство;

-   интерфейс руководителя – показатели выполнения бюджетов, сроков, этапов договоров НИОКР;




Рис.1. Основные блоки автоматизированной системы управления НИОКР промышленного предприятия

-    интерфейс маркетинговых служб – мониторинг и анализ базы данных по клиентам, рекламациям в области разработок НИОКР;

-   интерфейс ПЭО – показатели формирования и выполнения бюджетов по проектам;

-     интерфейс финансовых служб      – формирование денежного потока по НИОКР, его детализация, совершенствование учетной политики НИОКР;

-    интерфейс контроллера – формирование комплексного аналитического отчета по отдельному проекту НИОКР, стратегии НИОКР и в целом по инновационному развитию промышленного предприятия;

-   и др.

1. Внешний блок информационно-аналитического сопровождения заказа на разработку и проектирование:

-    интерфейс внешнего сайта организации – информационное обеспечение деятельности промышленного предприятия на рынке новой продукции, например, в виде каталога новой продукции;

-   интерфейс заказчика – информационно-аналитическое сопровождение хода выполнения проекта НИОКР, а также история сотрудничества организаций, например, в рамках личного кабинета заказчика;

-   и др.

Таким образом, в основе КИС управления НИОКР должны лежать требования заинтересованных сторон, которые отражают ключевые аспекты процесса управления НИОКР промышленного предприятия, что является компетенцией контроллера, а не возможности самой информационной системы. В случае если отдать приоритет в создании КИС управления НИОКР IT-специалистам, появляется риск формально правильного решения задач в области управления НИОКР, но далекого от потребностей участников процесса управления НИОКР и реальности [1]. Следовательно, важная роль в разработке КИС управления НИОКР промышленного предприятия принадлежит контроллеру НИОКР, в задачи которого входят:

-   сбор и систематизация информации по проекту НИОКР с учетом различных направлений деятельности и заинтересованных сторон;

-   анализ процесса выполнения НИОКР, поиск «узких мест» проектов НИОКР;

-   постановка задач в области анализа параметров проектов НИОКР;

-   разработка понятных отдельному конечному пользователю форм отчетов;

-    подготовка предложений по совершенствованию КИС в целях повышения эффективности управления НИОКР промышленного предприятия;

-   и др.

     Вывод: внедрение контроллинга НИОКР позволит:

-   повысить уровень стандартизации научных и производственных процессов промышленного предприятия;

-   повысить прозрачность управления НИОКР промышленного предприятия;

-   строго распределить области ответственности по выполнению конкретных проектов НИОКР;

-      решить  вопросы  координации  принимаемых  решений  руководителей  НИОКР  и  выставляемых требований заинтересованных сторон в процессе выполнения проектов НИОКР;

-         повысить     эффективность      координации     действий     специалистов     научного,     финансового     и производственного направлений деятельности в достижении целей проектов НИОКР;

-   автоматизировать контроль исполнения с точки зрения полноты и своевременности выполнения условий договоров на проектирование с учетом заинтересованных сторон и т.д.

 

Список литературы

1.     Еремин, Л. Роль специалистов по управлению в создании эффективных информационных систем /«Финансовая газета. Региональный выпуск». - №35. – 2011. Режим доступа: garant.ru.

2.     Лушников, А. Управление интеллектуальной собственностью: инструмент инновационного развития /«Финансовая газета. Региональный выпуск». - №41. – 2009. Режим доступа: garant.ru.

3.     Чумаков А.Г., Гусева И.Б. Современные технологии управления научно-производственными предприятиями. Концепция контроллинга: монография/ А.Г. Чумаков, И.Б. Гусева; Нижегород. гос. техн. ун-т им. Р.Е. Алексеева. – Н. Новгород, 2012.