03 января 2016г.
Информационная и аналитическая поддержка руководства в принятии решений является одной из основных функций контроллинга, которая реализуется путем решения задач в области разработки единой информационной платформы управления основными направлениями деятельности промышленного предприятия
- научного и производственного в целях повышения его эффективности и результативности, таких как:
- формирование и совершенствование КИС всего промышленного предприятия и его отдельных модулей по науке и производству;
- стандартизация информационных каналов и носителей как по научному, так и по производственному векторам деятельности;
- формирование автоматизированного планирования и отчетности проектных и производственных работ и т.д.
Современные информационные системы обладают сегодня большими функциональными возможностями в области сбора, обработки, предоставления информации, а также в области ее защиты от посторонних пользователей. Внедрение и совершенствование системы автоматизации управления НИОКР преследует цель создания единой информационной среды предприятия, которая обеспечит решение задач на всех уровнях управления, позволит сделать прозрачной систему мониторинга и контроля текущих проектов, повысит точность прогнозов при формировании стратегии промышленного предприятия на долгосрочную и среднесрочную перспективу.
Контроллингом НИОКР в рамках автоматизации процесса управления нематериальными активами решаются задачи: анализа, оценки соответствия, закрепления в документах, подтверждающих право на обладание объектами нематериальных активов (лицензии, патенты), страхования рисков правообладателя, организация координации и контроля действий исполнителей при создании, формировании, использовании, коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, результатов научно-технической деятельности промышленного предприятия [2].
При разработке контрольно-измерительных систем следует учитывать заинтересованные стороны процесса управления НИОКР промышленного предприятия. С точки зрения внутренней среды управления НИОКР к заинтересованным сторонам на промышленном предприятии относятся руководитель ПП, руководитель НИОКР ПП, руководитель проекта НИОКР, руководитель технологических служб ПП, руководитель производственной службы, руководители финансово-экономических служб. С точки зрения внешней среды основной заинтересованной стороной управления НИОКР является заказчик. Каждый из данных заинтересованных сторон предъявляет особые требования к управлению проектом НИОКР и нуждается в специфической информации. С другой стороны КИС НИОКР должна интегрировать данную информацию и давать комплексную оценку проекту НИОКР на каждом этапе.
Таким образом, организационная структура автоматизированной системы управления НИОКР должна включать в себя несколько блоков (Рисунок 1):
1. Внутренний блок информационно-аналитического сопровождения НИОКР, включающий:
- интерфейс инженера (конструктора и технолога) – управление отдельным проектом, портфелем проектов НИОКР;
- интерфейс службы производства – управление изготовлением опытных образцов и постановки новых изделий на серийное производство;
- интерфейс руководителя – показатели выполнения бюджетов, сроков, этапов договоров НИОКР;
Рис.1. Основные блоки автоматизированной системы управления НИОКР промышленного предприятия
- интерфейс маркетинговых служб – мониторинг и анализ базы данных по клиентам, рекламациям в области разработок НИОКР;
- интерфейс ПЭО – показатели формирования и выполнения бюджетов по проектам;
-
интерфейс финансовых служб – формирование
денежного
потока по
НИОКР, его детализация, совершенствование учетной политики НИОКР;
- интерфейс контроллера – формирование комплексного аналитического отчета по отдельному проекту НИОКР, стратегии НИОКР и в целом по инновационному развитию промышленного предприятия;
-
и др.
1. Внешний блок информационно-аналитического сопровождения заказа
на разработку и проектирование:
- интерфейс внешнего сайта организации – информационное обеспечение деятельности промышленного предприятия на рынке новой продукции, например, в виде каталога новой продукции;
- интерфейс заказчика – информационно-аналитическое сопровождение хода выполнения проекта НИОКР, а также история сотрудничества организаций, например, в рамках личного кабинета заказчика;
-
и др.
Таким образом, в основе КИС управления НИОКР должны лежать требования заинтересованных сторон, которые отражают ключевые аспекты процесса управления НИОКР промышленного предприятия, что является компетенцией контроллера, а не возможности самой информационной системы. В случае если отдать приоритет в создании КИС управления НИОКР IT-специалистам, появляется риск формально правильного решения задач в области управления НИОКР, но далекого от потребностей участников процесса управления НИОКР и реальности [1]. Следовательно, важная роль в разработке КИС управления НИОКР промышленного предприятия принадлежит контроллеру НИОКР, в задачи которого входят:
- сбор и систематизация информации по проекту НИОКР с учетом различных направлений деятельности и заинтересованных сторон;
- анализ процесса выполнения НИОКР, поиск «узких мест» проектов НИОКР;
- постановка задач в области анализа параметров проектов НИОКР;
- разработка понятных отдельному конечному пользователю форм отчетов;
- подготовка предложений по совершенствованию КИС в целях повышения эффективности управления НИОКР промышленного предприятия;
-
и др.
Вывод: внедрение контроллинга НИОКР позволит:
- повысить уровень стандартизации научных и производственных процессов промышленного предприятия;
- повысить прозрачность управления НИОКР промышленного предприятия;
- строго распределить области ответственности по выполнению конкретных проектов НИОКР;
- решить вопросы
координации принимаемых решений
руководителей НИОКР и выставляемых требований заинтересованных сторон в процессе выполнения проектов НИОКР;
-
повысить эффективность координации действий специалистов научного, финансового и производственного направлений деятельности в достижении целей проектов НИОКР;
- автоматизировать контроль исполнения с точки
зрения полноты и своевременности выполнения условий договоров на проектирование с учетом заинтересованных сторон и т.д.
Список литературы
1. Еремин,
Л. Роль специалистов
по управлению
в
создании эффективных
информационных систем
/«Финансовая газета.
Региональный выпуск».
- №35. – 2011. Режим доступа: garant.ru.
2. Лушников, А. Управление интеллектуальной собственностью: инструмент инновационного развития /«Финансовая газета.
Региональный выпуск».
- №41. – 2009. Режим доступа: garant.ru.
3.
Чумаков А.Г., Гусева И.Б. Современные технологии управления научно-производственными предприятиями. Концепция контроллинга: монография/ А.Г. Чумаков, И.Б. Гусева; Нижегород. гос. техн. ун-т им. Р.Е. Алексеева. – Н. Новгород, 2012.