Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ УНИВЕРСИТЕТА

Авторы:
Город:
Пенза
ВУЗ:
Дата:
03 января 2016г.

    Переход к инновационному типу развития экономики страны во многом определяется качеством инновационных проектов, реализуемых университетами. Инновационному проекту как сложной системе взаимоувязанных целей и программ их достижения, обеспечивающей эффективное решение конкретной научно- практической задачи, присущи высокая неопределенность и риск, затрудняющие применение традиционных методов оценки эффективности. Указанные особенности инновационных проектов университета обуславливаются, в первую очередь, значительной неопределенностью внешней и внутренней среды реализации проекта. Использование традиционных методов оценки эффективности проектов требует определенности и детерминированности входных данных, статичности. Определенные допущения и рассмотрение риска в качестве негативного фактора в условиях неопределенности приводят к значительному занижению эффективности инновационных проектов.

    В то же время, необходимость совершенствования механизмов управления качеством инновационной деятельности университетов в рамках концепции всеобщего менеджмента качества, обеспечивающей конкурентоспособность отечественных университетов на современном этапе эволюции высшего образования в России, обуславливает интерес к исследованию оценки эффективности инновационных проектов университета за счет учета стоимости интеллектуального капитала. Разработку универсального метода оценки осложняет специфический характер отдельных элементов инновационного капитала, а также отсутствие однозначного подхода к сущности интеллектуального капитала, его основных структурных компонентов и их оценки.

     Л. Эдвинссон и М. Мэлоун [3] в результате своих исследований выделили человеческий капитал и структурный капитал. Совокупность теоретических знаний, практических навыков и творческих способностей сотрудников университета, приложенная к реализации инновационных проектов, моральные ценности коллектива, организационный климат и организационная культура составляют человеческий капитал. Организационная  структура  вуза,  его  техническое  обеспечение,  отношения  акторов  тройной  спирали ―университеты–бизнес–государство‖, лицензии, патенты и иные компоненты, позволяющие сотрудникам реализовать свой инновационный составляют капитал структурный.

   Определяя интеллектуальный капитал как ―основанные на связях структурированное знание и способности, обладающие потенциалом развития и создания стоимости‖ [2], обратим внимание на нематериальную природу данной экономической категории.  Соответственно,  методы  оценки стоимости интеллектуального капитала представляют собой группы нефинансовых и финансовых показателей. Нефинансовые модели, как правило, основываются на структурном подходе, использующем разные единицы измерения для каждого из компонентов интеллектуального капитала. Стоимостной подход подразумевает оценку стоимости интеллектуального капитала агрегированно, без оценки стоимости отдельных компонентов.

В Табл.1 приведены наиболее популярные методы оценки интеллектуального капитала, которые различающиеся как по спектру расчетных показателей, так и по качественным характеристикам.


    Затратный подход к оценке стоимости инновационного капитала, основанный на принципах бухгалтерского учета, предполагает учет  всех инвестиций. Однако, в  данном контексте значительная  часть инвестиций в инновационный капитал воспринимается как текущие расходы в виде, например, затрат на обучение и подготовку специалистов или на финансирование проведения исследований. Здесь целью бухгалтерского учета выступает не оценка рыночной стоимости активов, а предоставление исходной информации, которая сделает такую оценку возможной. В ―интеллектуальной экономике‖ упор делается на интенсивные инвестиции в человеческий капитал и в информационные  технологии,  являющиеся ключевым средством создания инноваций.

    

Таблица 1 Краткая характеристика методов оценки интеллектуального капитала

  

Метод оценки

Краткая характеристика

Коэффициент Д. Тобина

Отношение рыночной стоимости объекта к стоимости его замены.

 

Метод К.Э. Свейби

Интеллектуальный      капитал      оцениваются       по       системе       значений,

упорядоченных в матрице, выстраивается график с областью значений компетенции персонала и эффективность работы.

Метод рыночной

капитализации

 

Определяется как разница между рыночной и балансовой стоимостью.

 

Брокер технологий

Методика состоит из 20 вопросов. Чем меньше положительных вопросов,

тем ниже уровень интеллектуального капитала.

Система показателей Нортона

и Кэплэна

Выделяется 4 блока показателей: финансовые; клиентские; внутренних

процессов (инновационных); обучения.

 

Индекс интеллектуального капитала

Методика,  нацеленная  на  построение  картины  создания  стоимости  в

компании. Подход объединяет стратегию, нефинансовые характеристики, финансы и добавленную стоимость.

 

Метод Пулика

Определяет эффективность использования трех типов ресурсов фирмы: CEE,

HCE и SCE.

 

    В свою очередь, категории интеллектуального капитала в качестве универсального критерия оценки и сравнения динамики стоимостных показателей предприятий и организаций любого типа, в том числе и отечественных университетов, дают возможность оценки эффективности управления качеством инновационной деятельности, что позволяет отразить динамику организационной устойчивости и процесса создания инноваций и влияет на формирование экономико-финансовой политики университета. Оценка интеллектуального капитала вносит свои коррективы в методы организации и управления за счет синергетического эффект взаимодействия его составляющих.

    Позиционирование реализованного университетом инновационного проекта в качестве финансового ресурса, который может быть использован в дальнейшей образовательно-экономической деятельности вуза, стало определенным этапом в развитии методологии экономической оценки инновационных проектов. Инновационный проект разрабатывается и воплощается для конкретных целевых показателей в виде определенного комплекса имущественных ценностей, определяющих функциональную направленность развития инновационного проекта по периодам реализации. Особенностью инновационного проекта как финансового ресурса является то, что его реализация представляет определенную ценность, обеспечивает повышение финансового результата за счет определенного дохода, зависящего от эффективности управления.

    Инновации в качестве финансовых ресурсов вовлечены в воспроизводственный процесс, стоимость реализации инновационного проекта, разработанного университетом, соотнесенная с доходом, полученным от его реализации, представляет собой интеллектуалоемкость проекта, выражаемую формулой:

И= Си / М, где

 

И – интеллектуалоемкостъ проекта;

Си – стоимость реализации инновационного проекта;

М – объем дохода, полученного от реализации инновационного проекта.

    Направления воспроизводства инновационных проектов осуществляются в виде финансирования новых разработок продуктового, технологического либо управленческого характера. При этом под качеством инновационного проекта как объекта управления понимаются те его характеристики, которые относятся к способности результатов проекта и процесса его осуществления удовлетворять установленным требованиям к конкурентоспособности инновационного продукта, к эффективности результата для инвестора и уровню инновационного менеджмента проекта.

    Особенности оценки эффективности инновационных проектов университетов состоят в учете кроме непосредственно финансовой эффективности принципиальной новизны проекта, определяющей его жизненный цикл, патентной чистоты, лицензионной защиты, соответствия инноваций приоритетным направлениям развития, установленным на государственном уровне, конкурентоспособности внедряемого новшества. При расчете эффективности необходимо учитывать техническую осуществимость, социальную целесообразность, производственные и ресурсные возможности.

     Итак, применяя интеллектуальный капитал в качестве ресурса, позволяющего университету трансформировать имеющиеся знания и информацию в экономическую ценность, университет получает возможность целенаправленно формировать свою экономико-финансовую политику, которая должна обеспечить активизацию инновационной деятельности в режимах простого (стационарного) или  расширенного (динамического) воспроизводства инноваций в зависимости от стратегии развития университета.

 

Список литературы

1.     Daum J.H. Intangible Assets. − Bonn: Galileo Press GmbH, 2002. – Р. 152-154.

2.     Edvinsson L. Malone M.S., Intellectual capital: realizing your company’s true value by finding  its hidden brainpower, NY: Harper Business, 1997.

3.     Брукинг Э. Интеллектуальный капитал / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.