Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДОЛГОСРОЧНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
28 марта 2016г.

Российская экономика на современном этапе развития находится в условиях макроэкономической нестабильности: падение  цен на  нефть, отсутствие внешнего финансирования, девальвация рубля, введение экономических санкций. Поддержать отечественную экономику в условиях новых вызовов может реализация крупных инфраструктурных проектов. Так, например, инвестиции в транспортную инфраструктуру еще со времен Рузвельта рассматривались как мера оздоровления экономики. Такие проекты зачастую начинались в условиях нестабильной экономической динамики или даже в кризисных ситуациях. Для роста российской экономики особенно необходимы такие  внутренние инвестиции, которые позволят ее диверсифицировать  и снизить зависимость от добывающих отраслей. Поэтому задача развития инфраструктуры в России является первоочередной в целях выхода на устойчивые темпы экономического развития.

Следует отметить, что развитие инфраструктуры в России, формирование рынка инфраструктурных инвестиций, а также поддержание социальной сферы, сопряжено со многими проблемами, которые должны быть выделены и рассмотрены. Некоторые из них имеют структурный характер в экономике России, но для увеличения инвестиционной привлекательности инфраструктурных проектов эти проблемы должны быть решены.

Одна из ключевых проблем заключается в недостаточной прозрачности таких важных процедур, как принятие решений в области государственного управления инфраструктурным развитием, тендерных механизмов государственных закупок и законодательного обеспечения данного процесса. Обеспечение прозрачности и конкурентности тендерных процедур может повысить эффективность инвестиций в российскую инфраструктуру. Недостаточная прозрачность механизмов принятия решений о реализации проектов является одним из основных препятствий, сдерживающих развитие инфраструктуры в России.

Одновременно с этим недостаточные гарантии возврата инвестиций являются одним из основных препятствий привлечения частных инвестиций в инфраструктуру. Корпоративный сектор готов инвестировать в российскую инфраструктуру, но при этом рассчитывает на необходимое содействие правительства в достижении требуемого уровня рентабельности.

Среди важных проблем стоит выделить государственную поддержку инфраструктурных проектов на региональном уровне. По  нашему мнению,  в сложившихся экономических условиях региональные  проекты должны рассчитывать на финансовую поддержку из федерального бюджета. Процессу получению такого финансирования должно предшествовать выполнение предварительных условий, обеспечивающих результативность проекта, например, оказание методологической помощи регионам, инициировавшим инфраструктурные проекты. Существенным фактором, сдерживающим ход реализации данного процесса в России, является отсутствие единой региональной стратегии развития инфраструктуры.

Основными источниками финансирования инфраструктуры в настоящее время являются [3]:

Ø федеральный бюджет;

Ø фонд национального благосостояния (ФНБ);

Ø региональные бюджеты;

Ø собственные и заемные средства естественных монополий (РЖД) и государственных корпораций (ВЭБ, Автодор);

Ø пенсионные накопления граждан, которые инвестируются через пенсионные фонды;

Ø кредиты коммерческих банков;

Ø средства частных инвесторов, в том числе иностранных;

Ø денежные потоки инфраструктурных проектов.

В ближайшие годы доля государственных расходов на инфраструктуру будет сокращаться в силу падения доходов бюджета. Однако это сокращение будет частично компенсироваться ростом инвестиций из ФНБ и со стороны пенсионных фондов, которые вновь получили доступ к пенсионным накоплениям граждан. Тем не менее, в сложившихся условиях макроэкономической нестабильности, государство должно выступать инициатором вложений в инфраструктурные проекты и инновационные направления развития промышленности, показывая корпоративному сектору примеры их надёжности и вовлекая его в создание инновационных продуктов [6].

В целях успешного проведения качественных структурных преобразований в российской экономике в сфере инфраструктурного обеспечения приоритетным направлением является развитие инструментария долгосрочного финансирования инфраструктурных проектов. В условиях действия экономических санкций и макроэкономической нестабильности, доступ к «длинным деньгам» для российской банковской системы  на мировой кредитный рынок существенно ограничен или вовсе закрыт. Тем не менее, приоритетные инфраструктурные проекты требуют долгосрочных финансовых источников, обеспечивающих их устойчивую реализацию.

Основными кредиторами инфраструктурных проектов в России являются крупнейшие банки — Газпромбанк, Сбербанк и ВТБ. Иностранные банки на российском рынке фактически не присутствуют не только по политическим причинам, но и из-за сложностей с управлением валютными рисками, что особенно важно при кредитовании долгосрочных проектов.

Макроэкономическая нестабильность и повышение ключевой ставки ЦБ РФ сделали стоимость банковских кредитов запретительной для реализации инфраструктурных проектов. Например, при реализации дорожных концессий финансовые модели окупаемости проектов предполагают кредитование под ставку не дороже 11%, в то время как их текущая стоимость достигает 14-15%. По этой причине многие инвесторы вынуждены приостановить реализацию проектов в ожидании дальнейшего снижения ключевой ставки ЦБ. В целом банки сохраняют высокий интерес к кредитованию крупных инфраструктурных проектов, так как большинство из них востребованы российской экономикой и способны генерировать стабильный денежный поток, часть которого будет обслуживать выданные ранее кредиты. Кроме того, существенное изменение законодательства в 2014-2015 гг. в сфере рынка ценных бумаг послужит толчком для дальнейшего развития кредитования инфраструктуры, в том числе в рамках проектного финансирования. В последнее время были приняты важные изменения в закон о Рынке ценных бумаг, Закон о концессиях, Гражданский Кодекс, закон об Акционерных обществах которые расширяют возможности финансирования инфраструктурных проектов, стимулируют привлечение частных инвестиций, снижают риски инвесторов, способствуют развитию проектного финансирования и выпуску полноценных инфраструктурных облигаций [3].

Таким образом, для организации долгосрочного финансирования крупномасштабных инфраструктурных проектов, на наш взгляд, необходимо использование следующих приоритетных инструментов:

-     развитие института проектного финансирования, обеспечивающего для субъектов наиболее важных секторов экономики комфортные правила кредитования в условиях закрытия глобальных рынков капитала [4];

-     совершенствование финансовой системы, в частности, для реализации инфраструктурных проектов российским компаниям необходимо иметь возможность брать рублевые кредиты в российских банках по низким ставкам;

-      создание качественной системы финансового управления рисками инфраструктурных проектов и финансового обеспечения высокотехнологичных производств реального сектора экономики [5];

-   создание новой интеллектуально-управленческой платформы, основанной на разработке и использовании более совершенных механизмов управления проектами, обеспечивающих сочетание федеральных, региональных, отраслевых интересов и транспортных организаций.

Долгосрочные инвестиции в инфраструктуру необходимы, они являются основополагающим базисом восстановления роста российской экономики. Особенно в период макроэкономической нестабильности они являются тем фактором, который позволяет обеспечить выход страны на новые темпы экономического роста.

 

Список литературы

1.      Брыкин А.В., Шумаев В.А. Контуры высокотехнологичной транспортной системы // Экономист. – 2010. – № 11. – С. 37-43.

2.      Захаров Д.Е., Лобанов А.А., Шумаев В.А. Развитие инфраструктуры как фактор активизации инновационной деятельности и выхода из кризиса // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2009. – № 2. – С. 113-117.

3.      Инфраструктура России. Инвестиции сократить нельзя увеличить / Официальный сайт «Газпромбанк» (Акционерное общество). Электронный ресурс]. URL:http://www.gazprombank.ru/upload/iblock/482/GPB_Infrastructure_update_250615.pdf.

4.      Морковкин Д.Е. Стратегические факторы инновационного преобразования реального сектора экономики России в условиях импортозамещения // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и Право». – 2015. – № 9-10. – C. 19-23.

5.      Морковкин Д.Е. Проблемы и приоритеты финансирования инновационного развития реального сектора экономики // Вестник Финансового университета. – 2015. – № 6 (90). – С. 39-49.

6.      Шумаев В.А., Морковкин Д.Е., Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Организационно-экономические аспекты управления инновационным развитием промышленности // Механизация строительства.  – 2015. – № 3 (849). – С. 53–59.