Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИННОВАЦИОННО-СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Авторы:
Город:
Нижний Новгород
ВУЗ:
Дата:
03 января 2016г.

   Развитие рыночной экономики и переход к инновационному развитию экономики страны требует разработки новых подходов к управлению предприятием. Функционирование предприятия в условиях рыночной экономики направлено на получение максимальной прибыли, величина которой в значительной степени зависит от степени адекватности решений, принимаемых руководством предприятия на основе учета внешних и внутренних факторов, анализа экономической ситуации, складывающейся на рынке и других причин.

   Оценка возможных последствий управленческих решений является обязательным  управленческим действием, оно должно осуществляться системно и корректно, в  соответствии с имеющейся информацией. Система управления предприятием включает в себя  функции прогнозирования, планирования, организации, контроля, оперативного регулирования, учета, заключительного анализа.

   В рыночной экономике руководители предприятий обладают широким кругом полномочий, которые раньше были прерогативой вышестоящих органов управления. Предприятие самостоятельно формирует цели и задачи деятельности, разрабатывает стратегию  и тактику своего развития,  изыскивает необходимые для  их реализации финансовые и иные ресурсы, набирает работников, приобретает фонды и ресурсы, а также принимает решения по созданию, ликвидации, присоединению, слиянию или, наоборот, разделению подразделений и филиалов, реорганизацией производственной и перестройке организационной структуры управления и многое другое. Это требует значительного расширения сферы внутрифирменного управления, увеличивает объем и усложняет характер выполняемых менеджерами работ. При этом существенно возрастает и ответственность за качество принимаемых решений, повышается роль перспективных маркетинговых исследований, позволяющих изучать динамику потребностей на рынках товаров и услуг, возникает необходимость формирования опережающей информации в сфере новой техники и технологии, научно-технических исследованиях. Эта опережающая информация может быть получена в процессе прогнозирования применяемого на стадии процесса управления.

   В основе управления предприятием лежит необходимость анализа происходящих изменений на рынке, в политике, в законодательстве и условий для формирования целей, потенциальных возможностей предприятия, а также выбор стратегии развития предприятия. Разрабатываемая стратегия должна обеспечивать устойчивый экономический рост и развитие предприятия, повышение конкурентоспособности производимой им продукции [1].

   Единой стратегии развития предприятия не существует. В связи с этим, каждое предприятие должно выбрать ту стратегию, от реализации которой он получит в будущем максимальную отдачу. Основой разрабатываемой стратегии является комплекс мер, ориентированных на максимальное использование ключевых конкурентных преимуществ компании, выявленных на этапе стратегической диагностики. Составной частью стратегии являются кратко-, средне- и долгосрочные цели и задачи компании, а также обоснование объемов, структуры и источников финансовых ресурсов, требуемых для их реализации. Формированию стратегии предшествует финансовая оценка стратегических альтернатив. На основе долгосрочной стратегии разрабатываются предложения по оптимизации  системы управления как  на внутреннем, так и  на внешнем рынках, определяются приоритетные направления бизнеса компании и то, на что должны быть направлены имеющиеся ресурсы. Качественные и количественные ориентиры корпоративной стратегии являются основой для разработки маркетинговой, инвестиционной, технологической и организационной стратегий развития предприятия.

   Формирование стратегии предприятия является главной обязанностью высшего руководства предприятия и требует исходных данных по целому ряду аспектов. Поскольку стратегия развития предприятия связана с будущим, то ее основой в большой степени будут являться прогнозы и мнения о будущей обстановке [2].

    Каждому предприятию особенно важно правильно оценить создавшуюся рыночную обстановку с тем, чтобы предложить эффективные средства конкуренции, которые, с одной стороны, отвечали бы сложившейся в России рыночной ситуации и тенденциям ее развития, а с другой – особенностям конкретного производства. Базой для проведения такого рода комплексной оценки является определение текущего состояния предприятия, а именно его производственного потенциала, представляющего собой объем производства продукции, возможности основных средств, использования сырья и материалов, профессиональных кадров и их оценку.

    Использование постоянно обновляемой опережающей информации и непрерывного взаимодействия с другими функциями управления (целеполагание, планирование, организация, мотивация, контроль), позволяет поднять процесс принятия управленческих решений на новый более высокий уровень развития в условиях постоянно изменяющейся внешней и внутренней среды.

     Взаимодействие прогнозирования с другими функциями управления можно представить в виде схемы:




Рис.1. Взаимодействие прогнозирования с другими функциями управления
     Происходящие в последнее время структурные преобразования в различных отраслях промышленности выдвигают на первый план задачи проведения всестороннего анализа факторов внешней среды, оказывающих влияние на функционирование предприятия, а также количественные оценки значимости и степени влияния этих факторов.

   Одним из основных механизмов адаптации организации к меняющимся условиям окружающей среды является наличие эффективной информационной системы. Управление, поддерживающее принятие инновационно-стратегических решений на основе использования специальных методов и подходов к сбору, обработке и распределению информации, помогает справиться с внутренними и внешними изменениями, провести необходимую корректировку, дает возможность предвидеть тенденции развития бизнеса, сделать верный стратегический выбор и реализовать намеченные цели. В данной ситуации прогнозирование все в большей мере становится своеобразной информационной поддержкой любого бизнеса.

      Таким образом, прогнозные оценки, полученные при формировании стратегии развития, позволяют руководству предприятия своевременно и адекватно реагировать на изменения внешней среды, определять альтернативные варианты развития, а также спектр возможных способов достижения желаемых вариантов, способствуют выработке правильной стратегии развития предприятия.

 

Список литературы

1.     Жариков А.В., Бодрикова О.А. Повышение конкурентоспособности предприятия на основе совершенствования инновационной деятельности // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, выпуск 3(2). – Н.Новгород, изд-во ННГУ, 2010. – С.465-470

2.     Удалов Ф.Е., Воронов Н.А., Удалов О.Ф., Алехина О.Ф. Стратегии управления производством промышленных предприятий / монография. – Екатеринбург-Н.Новгород, 2014. – 136 с.