Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ СУБЪЕКТА РФ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
03 февраля 2018г.

Все виды информации, необходимой для управления на предприятии, представляют собой информационную систему. Система управления и система информации на любом уровне управления образуют единство, так как управление без информации невозможно[2]. Создание информационной системы требует капитальных вложений, как в материальные, так и в нематериальные активы предприятия[3].

Для принятия решений, управления, анализа проблем и создания новых изделий или услуг организации необходимо создать в информационной системе три процесса производства информации: ввод, обработка и вывод. В процессе ввода фиксируются или собираются непроверенные сведения внутри организации или из внешнего окружения. Информационные системы также нуждаются в обратной связи, которая является возвращаемыми обработанными данными, нужными для того, чтобы приспособить элементы организации для помощи в оценке или исправлении обработанных данных. На стадии вывода обработанные   данные   передаются   персоналу   или   процессам,   где    они    будут использоваться[1].

Таким образом, создаётся информационно-аналитическое обеспечение (ИАО) информационной системы, способствующее повышению её конкурентоспособности[6] и включающее следующие процессы:

•                   сбор, обработка и хранение информации;

•                   анализ информации;

•                   формирование подсистемы информационно-аналитических материалов (ИАМ);

•                   формирование аналитических отчетов в автоматизированном режиме;

•                   представление информации.

Рассмотрим работу системы ИАО на примере Санкт-Петербурга.

На первом этапе от источников информации осуществляется сбор информации (официальных статистических данных, ведомственных данных ИОГВ и органов местного самоуправления Санкт- Петербурга, данных опросов населения и другой информации). Информация поступает в электронном виде и   на   бумажных   носителях   (официальные   письма).   Вся   входная   информация   регистрируется, а первоисточники архивируются.

Поступившая информация проходит первичную проверку и при необходимости корректировки осуществляется повторное обращение к источнику информации.

Информация подлежит хранению, при этом отслеживается состояние и корректность хранимой информации, при необходимости производится требуемая корректировка информации, учитывающая её качественное состояние.

На втором этапе осуществляется анализ информации[4]. Этап анализа может включать:

1.        Мониторинг;

2.        Аналитическая обработка информации, вычисления, выявление взаимозависимостей и причинно- следственных связей;

3.        Моделирование;

4.        Прогнозирование;

5.        Формирование макета информационно-аналитического материала.

Мониторинг представляет собой систематическое наблюдение за социально-экономическим процессом, общественным мнением по совокупности показателей с целью выявления динамики и соответствия желаемому результату. В процессе мониторинга с установленной периодичностью осуществляется анализ данных по совокупности показателей.

Анализ данных осуществляется не только в процессе мониторинга. По запросам исполнительных органов государственной власти (ИОГВ) могут проводиться разовые инновационные исследования для информационно-аналитической поддержки принятия решений, проводимые как за счёт бюджетных средств, так и за счёт предприятия[5].

Основным содержанием обработки данных является аналитическая обработка структурированной числовой информации, моделирование и прогнозирование социально-экономического развития Санкт- Петербурга, оценка эффективности вариантов управленческих решений и, в итоге, разработка информационно-аналитических материалов, а также формирование в автоматизированном режиме аналитических отчетов. Обработка данных включает в себя также согласование входных данных, вычисление производных показателей на основе первичных. В процессе исследования аналитиком выполняются необходимые вычисления, выявляются причинно-следственные связи, используются различные методы анализа данных.

По различным сферам жизнедеятельности города осуществляется решение прогнозно-аналитических задач с использованием методов математического моделирования, выявляются тенденции, взаимозависимости, выполняется прогнозирование динамики основных показателей социально- экономического развития Санкт-Петербурга на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу, проводится оценка возможных последствий принятия различных вариантов управленческих решений. В процессе моделирования осуществляется формирование алгоритмов и методик, обеспечивающих решение прогнозно- аналитических задач.

По результатам проведенной совокупности исследований формируется макет информационно- аналитического материала, содержащий основные результаты, представленные в виде диаграмм и текста.

На третьем этапе происходит формирование ИАМ, включающее дизайнерское оформление, проверку и корректировку. Выходные документы формируются с использованием инструментальных средств компьютерной графики и дизайна по макету ИАМ.

На четвёртом этапе осуществляется автоматизированное формирование аналитических отчетов необходимой периодичности четырех различных типов:

1.        Ежемесячная справка «Итоги социально-экономического развития Санкт-Петербурга»;

2.        Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Санкт-Петербурга на среднесрочный период»;

3.        Презентация «Об итогах социально-экономического развития Санкт-Петербурга в I полугодии отчетного года и прогнозе на среднесрочную перспективу, о ходе выполнения поручений, содержащихся в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596-606»;

4.        Презентация «Об итогах социально-экономического развития Санкт-Петербурга за отчетный год и о ходе выполнения поручений, содержащихся в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596-606».

Отчеты формируются пользователем в автоматизированном режиме с его рабочего места в удаленном режиме. Отчеты имеют установленную форму и дизайн.

На пятом этапе осуществляется представление информации. Информация может быть представлена пользователям как в форме совокупности значений показателей в табличном и графическом виде, так и в форме    документа     информационно-аналитического,     информационно-справочного     материала или автоматизированного аналитического отчета.

Таким образом, процессы информационно-аналитического обеспечения формируются в 5 групп (см. табл.).

Таблица. Процессы ИАО и их функции

 

№ п/п

Группа процессов

Функции

1

2

3

1

Процессы сбора,

предварительной обработки (согласования), накопления и хранения информации

сбор, предварительная обработка, структурирование,

интеграция и хранение информации о социально- экономическом развитии субъекта Российской Федерации;

мониторинг социально-экономического развития Санкт- Петербурга, отдельных процессов жизнедеятельности города и общественного мнения, в том числе в разрезе районов

2

Процессы исследования,

анализа и прогнозирования сфер жизнедеятельности Санкт-Петербурга

аналитическая обработка информации, сравнительная

оценка социально-экономического развития территорий, оценка эффективности деятельности ИОГВ; моделирование экономических процессов

и прогнозирование социально-экономического развития Санкт-Петербурга

3

Процессы разработки

и оформления ИАМ на основе результатов проведенного анализа

информационно-аналитическая и информационно-

справочная поддержка Губернатора Санкт-Петербурга, членов Правительства Санкт-Петербурга

и руководителей исполнительных органов

государственной власти Санкт-Петербурга

4

Процессы формирования

аналитических отчетов

в автоматизированном режиме

автоматизированное формирование отчетов

5

Процессы представления

должностным лицам информации по показателям социально-экономического развития Санкт-Петербурга

и других территорий, а также разработанных ИАМ, автоматизированных аналитических отчетов

предоставление доступа к информационным ресурсам ИС

ИАО зарегистрированным пользователям; обеспечение информационного взаимодействия с федеральным уровнем ГАС «Управление»; мониторинг показателей работоспособности государственных информационных систем

Санкт-Петербурга

 

 

Список литературы

 

1.Демидов А.А., Захаров Ю.Н. Информационно-аналитические системы поддержки принятия решений в органах государственной власти и местного самоуправления. ИТМО, СПб. 2012.

2.     Макаров     В.В.,     Цатурова     Р.Г.,       Мазурова     М.М.,     Горбачев      В.Л. Менеджмент в телекоммуникациях. Санкт-Петербург, 2011. (2-е изд., перераб. и доп.).

3.Макаров В.В., Шувал-Сергеева Н.С. Оценка экономической эффективности инвестиций в инновационные проекты с учетом нематериальных активов // Вопросы радиоэлектроники. 2015. №4(4). С. 193-198.

4.                Макаров      В.В.,      Цатурова      Р.Г.,        Мазурова      М.М.,      Горбачев      В.Л. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия связи. Учебник по специальности 060800 "Экономика и управление на предприятии связи" / под ред. В. В. Макарова и Р. Г. Цатуровой. Санкт-Петербург, 2008.

5.    Макаров В.В., Шувал-Сергеева Н.С. Выбор источника финансирования инновации на разных этапах ее жизненного цикла: объем финансирования и качество инновации//Вопросы радиоэлектроники. 2016. № 1. С. 78-80.

6.Шувал-Сергеева Н.С., Блатова Т.А., Макаров В.В. Внедрение информационнокоммуникационных технологий в организации: от оптимизации структуры до повышения конкурентоспособности // Радиопромышленность. 2017. №2. С. 101-106.