03 февраля 2018г.
Все виды информации, необходимой для управления на предприятии, представляют собой информационную систему. Система управления и система информации на любом уровне управления образуют единство, так как управление без информации невозможно[2]. Создание информационной системы требует капитальных вложений, как в материальные, так и в нематериальные активы предприятия[3].
Для принятия решений, управления, анализа проблем и создания новых изделий или услуг организации необходимо создать в информационной системе три процесса производства информации: ввод, обработка и вывод. В процессе ввода фиксируются или собираются непроверенные сведения внутри организации или из внешнего окружения. Информационные системы также нуждаются в обратной связи, которая является возвращаемыми обработанными данными, нужными для того, чтобы приспособить элементы организации для помощи в оценке или исправлении обработанных данных. На стадии вывода обработанные данные передаются персоналу или процессам, где они будут использоваться[1].
Таким образом, создаётся информационно-аналитическое обеспечение (ИАО) информационной системы, способствующее повышению её конкурентоспособности[6] и включающее следующие процессы:
• сбор, обработка и хранение информации;
• анализ информации;
• формирование подсистемы информационно-аналитических материалов (ИАМ);
• формирование аналитических отчетов в автоматизированном режиме;
• представление информации.
Рассмотрим работу системы ИАО на примере Санкт-Петербурга.
На первом этапе от источников информации осуществляется сбор информации (официальных статистических данных, ведомственных данных ИОГВ и органов местного самоуправления Санкт- Петербурга, данных опросов населения и другой информации). Информация поступает в электронном виде и на бумажных носителях (официальные письма). Вся входная информация регистрируется, а первоисточники архивируются.
Поступившая информация проходит первичную проверку и при необходимости корректировки осуществляется повторное обращение к источнику информации.
Информация подлежит хранению, при этом отслеживается состояние и корректность хранимой информации, при необходимости производится требуемая корректировка информации, учитывающая её качественное состояние.
На втором этапе осуществляется анализ информации[4]. Этап анализа может включать:
1. Мониторинг;
2. Аналитическая обработка информации, вычисления, выявление взаимозависимостей и причинно- следственных связей;
3. Моделирование;
4. Прогнозирование;
5. Формирование макета информационно-аналитического материала.
Мониторинг представляет собой систематическое наблюдение за социально-экономическим процессом, общественным мнением по совокупности показателей с целью выявления динамики и соответствия желаемому результату. В процессе мониторинга с установленной периодичностью осуществляется анализ данных по совокупности показателей.
Анализ данных осуществляется не только в процессе мониторинга. По запросам исполнительных органов государственной власти (ИОГВ) могут проводиться разовые инновационные исследования для информационно-аналитической поддержки принятия решений, проводимые как за счёт бюджетных средств, так и за счёт предприятия[5].
Основным содержанием обработки данных является аналитическая обработка структурированной числовой информации, моделирование и прогнозирование социально-экономического развития Санкт- Петербурга, оценка эффективности вариантов управленческих решений и, в итоге, разработка информационно-аналитических материалов, а также формирование в автоматизированном режиме аналитических отчетов. Обработка данных включает в себя также согласование входных данных, вычисление производных показателей на основе первичных. В процессе исследования аналитиком выполняются необходимые вычисления, выявляются причинно-следственные связи, используются различные методы анализа данных.
По различным сферам жизнедеятельности города осуществляется решение прогнозно-аналитических задач с использованием методов математического моделирования, выявляются тенденции, взаимозависимости, выполняется прогнозирование динамики основных показателей социально- экономического развития Санкт-Петербурга на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу, проводится оценка возможных последствий принятия различных вариантов управленческих решений. В процессе моделирования осуществляется формирование алгоритмов и методик, обеспечивающих решение прогнозно- аналитических задач.
По результатам проведенной совокупности исследований формируется макет информационно- аналитического материала, содержащий основные результаты, представленные в виде диаграмм и текста.
На третьем этапе происходит формирование ИАМ, включающее дизайнерское оформление, проверку и корректировку. Выходные документы формируются с использованием инструментальных средств компьютерной графики и дизайна по макету ИАМ.
На четвёртом этапе осуществляется автоматизированное формирование аналитических отчетов необходимой периодичности четырех различных типов:
1. Ежемесячная справка «Итоги социально-экономического развития Санкт-Петербурга»;
2. Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Санкт-Петербурга на среднесрочный период»;
3. Презентация «Об итогах социально-экономического развития Санкт-Петербурга в I полугодии отчетного года и прогнозе на среднесрочную перспективу, о ходе выполнения поручений, содержащихся в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596-606»;
4. Презентация «Об итогах социально-экономического развития Санкт-Петербурга за отчетный год и о ходе выполнения поручений, содержащихся в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596-606».
Отчеты формируются пользователем в автоматизированном режиме с его рабочего места в удаленном режиме. Отчеты имеют установленную форму и дизайн.
На пятом этапе осуществляется представление информации. Информация может быть представлена пользователям как в форме совокупности значений показателей в табличном и графическом виде, так и в форме документа информационно-аналитического, информационно-справочного материала или автоматизированного аналитического отчета.
Таким образом, процессы информационно-аналитического обеспечения формируются в 5 групп (см. табл.).
Таблица. Процессы ИАО и их функции
№ п/п
|
Группа процессов
|
Функции
|
1
|
2
|
3
|
1
|
Процессы сбора,
предварительной обработки (согласования), накопления и хранения информации
|
сбор, предварительная обработка, структурирование,
интеграция и хранение информации о социально- экономическом развитии субъекта Российской Федерации;
мониторинг социально-экономического развития Санкт- Петербурга, отдельных процессов жизнедеятельности города и общественного мнения, в том числе в разрезе районов
|
2
|
Процессы исследования,
анализа и прогнозирования сфер жизнедеятельности Санкт-Петербурга
|
аналитическая обработка информации, сравнительная
оценка социально-экономического развития территорий, оценка эффективности деятельности ИОГВ; моделирование экономических процессов
и прогнозирование социально-экономического развития Санкт-Петербурга
|
3
|
Процессы разработки
и оформления ИАМ на основе результатов проведенного анализа
|
информационно-аналитическая и информационно-
справочная поддержка Губернатора Санкт-Петербурга, членов Правительства Санкт-Петербурга
и руководителей исполнительных органов
государственной власти Санкт-Петербурга
|
4
|
Процессы формирования
аналитических отчетов
в автоматизированном режиме
|
автоматизированное формирование отчетов
|
5
|
Процессы представления
должностным лицам информации по показателям социально-экономического развития Санкт-Петербурга
и других территорий, а также разработанных ИАМ, автоматизированных аналитических отчетов
|
предоставление доступа к информационным ресурсам ИС
ИАО зарегистрированным пользователям; обеспечение информационного взаимодействия с федеральным уровнем ГАС «Управление»; мониторинг показателей работоспособности государственных информационных систем
Санкт-Петербурга
|
Список литературы
1.Демидов А.А., Захаров Ю.Н. Информационно-аналитические системы поддержки принятия решений в органах государственной власти и местного самоуправления. ИТМО, СПб. 2012.
2. Макаров В.В., Цатурова Р.Г., Мазурова М.М., Горбачев В.Л. Менеджмент в телекоммуникациях. Санкт-Петербург, 2011. (2-е изд., перераб. и доп.).
3.Макаров В.В., Шувал-Сергеева Н.С. Оценка экономической эффективности инвестиций в инновационные проекты с учетом нематериальных активов // Вопросы радиоэлектроники. 2015. №4(4). С. 193-198.
4. Макаров В.В., Цатурова Р.Г., Мазурова М.М., Горбачев В.Л. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия связи. Учебник по специальности 060800 "Экономика и управление на предприятии связи" / под ред. В. В. Макарова и Р. Г. Цатуровой. Санкт-Петербург, 2008.
5. Макаров В.В., Шувал-Сергеева Н.С. Выбор источника финансирования инновации на разных этапах ее жизненного цикла: объем финансирования и качество инновации//Вопросы радиоэлектроники. 2016. № 1. С. 78-80.
6.Шувал-Сергеева Н.С., Блатова Т.А., Макаров В.В. Внедрение информационнокоммуникационных технологий в организации: от оптимизации структуры до повышения конкурентоспособности // Радиопромышленность. 2017. №2. С. 101-106.