Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АНАЛИЗ РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ В РОССИИ И РЕСПУБЛИКЕ САХА ЯКУТИИ

Авторы:
Город:
Якутск
ВУЗ:
Дата:
03 января 2016г.

    Россия является одним из самых перспективных туристических рынков в мире, т.к. обладает высоким потенциалом по увеличению объемов въездного, выездного и внутреннего туризма. Понимание своих возможностей для роста, наличие четкой стратегии и инвестиционных приоритетов обеспечит российским регионам значительное усиление своих позиций на внутреннем и мировом туристическом рынке [1].

    Считается, что туризм – один из развивающихся секторов экономики. Во многих странах туризм стал важной отраслью международной специализации, а для некоторых стран туризм может стать ведущей отраслью. В ЕС туристический сектор составляет 30% внешней торговли в области оказания услуг, 6% занятости и формирует 7% ВВП (и 12% с учетом косвенных эффектов) [2].

     Доля туризма в валовом внутреннем продукте России составляет 1,5% и такова же доля населения (1,5%) занятого в туристическом бизнесе [3]. Российский рынок поступательно увеличивается на протяжении последних 10 лет. В 2012 году объем российского рынка туризма превысил 1 млрд. руб. (около 1,7% от ВВП), а по сравнению с 2011 годом, данный показатель вырос на 14%.

    В среднем за период 2008-2012 гг. рынок туристических услуг рос на 32% в год. В период экономического кризиса падение, обусловленное снижением платежеспособности населения, составило порядка 17%.

     Вместе с тем динамика международных туристских потоков крайне неравномерна (Табл.1.).

Таблица 1 Динамика международных туристских прибытий за 2008-2012 гг.


Регион

Международные туристские прибытия, млн.

Изменения, %

 

2008

 

2009

 

2010

 

2011

 

2012

 

2011 /2010

2012 /

2011

Всего в мире

455,9

550,4

687,3

803

846

5,5

5,4

Африканский регион

15,0

20,0

27,4

37,3

40,7

8,8

9,2

Страны Северной Африки

8,4

7,3

10,1

13,9

14,9

8,9

7,4

Прочие страны Африки

6,6

12,8

17,4

23,3

25,8

8,8

10,4

Американский регион

93,0

108,8

128,0

133,2

135,9

5,9

2,0

Северная Америка

71,7

80,5

91,2

89,9

90,7

4,7

0,9

Карибский регион

11,4

14,0

17,2

18,8

19,4

3,7

3,5

Центральная Америка

1,9

2,6

4,3

6,3

7,0

13,2

10,8

Южная Америка

7,9

11,7

15,2

18,2

18,8

11,9

3,0 

Азиатско-Тихоокеанский регион

57,7

85,6

115,3

155,3

167,2

7,8

7,7

Северо-Восточная Азия

28,0

44,1

62,5

87,5

94,0

10,3

7,4

Юго-Восточная Азия

21,5

29,2

37,0

49,3

53,9

4,9

9,3

Океания

5,2

8,1

9,6

10,5

10,5

3,7

0,4

Южная Азия

3,2

4,2

6,1

8,0

8,8

4,7

11,0

Европейский регион

280,6

322,3

392,7

438,7

460,8

4,3

5,0

Северная Европа

32,3

41,4

46,8

51,0

54,9

7,8

7,6

Западная Европа

113,8

116,7

142,8

142,6

149,8

2,6

5,0

Центральная (Восточная) Европа

39,0

61,4

62,3

87,8

91,2

2,2

3,9

Южная Европа

88,1

91,3

126,1

157,3

164,9

5,9

4,8

Ближний Восток

9,7

13,6

24,0

38,3

41,8

5,9

8,9

 

    Из Табл.1 видно, что международные туристские прибытия с каждым годом увеличиваются. А неравномерность объясняется разным уровнем социально-экономического развития стран и регионов мира [5].

Мировые поступления от туризма в 2012 году составили 733 млрд. долл. США. В абсолютном выражении они выросли за год на 57 млрд. долл. США (Табл.2).

Таблица 2 Поступления от международного туризма, млрд.долларов США

  

 

Поступления, млрд. долл. США в 2011 году

Изменения, %

 

Доля рынка, %

Средние поступления в

расчете на одну туристскую поездку, долл.США

2011/2010

2012/2011

Всего в мире

733

4,0

5,0

100

870

Африканский регион

24,3

10,5

10,2

3,3

600

Американский

регион

 

154,0

 

4,3

 

1,8

 

21,0

 

1130

Азиатско-

Тихоокеанский регион

152,6

4,0

8,9

20,8

910

Европейский регион

374,5

2,5

3,7

51,1

810

Ближний Восток

27,3

-1,8

-1,4

3,7

650

 

    По данным таблицы видно, что высокие темпы роста поступлений были зафиксированы в Африканском регионе (+10,2%), Азиатско-Тихоокеанском регионе (+8,9%). Отрицательные темпы роста сохраняются на Ближнем Востоке [5].

   По оценкам экспертов, доля российского рынка от общемирового рынка туристических услуг составляет 3% (Рисунок 1).



Рис.1. Доля российского рынка туристских услуг от общемирового рынка




   По данным Ростуризма, за 9 месяцев 2014 рынок туристских услуг сократился на 5%. Количество туристов, посетивших Россию за девять месяцев, составило 2,2 млн. человек. Наибольший прирост продемонстрировала Южная Корея – 57%. Причина - взаимная отмена виз между нашими странами. А наибольшее снижение продемонстрировали страны - Польша и Соединенные Штаты Америки. По количеству туристов традиционно лидирует Китай. С целью туризма Россию посетило 356 тыс. человек.

   За 9 месяцев 2014 г. выезд из России уменьшился на 2%. За 9 месяцев 2013 г. за рубеж выехало 14,8 млн. российских туристов, за 9 месяцев 2014 г.- 14,6 миллионов туристов.

    В целом, российский турпоток по большинству направлений, особенно европейских, продемонстрировал снижение. По данным Росстата снижение российского турпотока в Норвегию составило 76%, в Финляндию – 62%. Однако есть страны, которые демонстрируют рост российского турпотока. Это Румыния, Литва и Венгрия.

   Процентный прирост турпотока в страны-лидеры относительно невелик. Увеличение турпотока в Египет составило 32%, в Турцию - 10%. Однако в целом по количеству туристов они лидируют с большим отрывом. Так, количество российских туристов в Турции составило 3 млн. человек, в Египте- 1,9 млн. человек.

    Туристические компании нацелены в основном на выездной туризм: открываются новые маршруты, страны. Многие из них продают туры по России, но не заинтересованы в их рекламе (по данным РБК емкость российского рынка выездного туризма составляет $1-2,5 млрд. в год) [5].

   В 2014 году в результате банкротств крупных российских туроператоров, россияне стали бережнее относиться к своим личным финансам. Так, с недавнего времени все чаще планируют путешествия самостоятельно, приобретая авиабилеты и бронируя гостиницы в сети. Кроме того, российские туристы стали больше путешествовать по России.

     В 2014 году, по данным Росстата, 54% россиян интересовались внутренними направлениями. Наблюдается перераспределение долей внешнего и внутреннего туризма за период с июня по сентябрь 2014 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В 2013 году на перелеты внутри страны приходилось 37% всех поисковых запросов, а в 2014 году - 54%.

   Тем не менее, такие направления, как Турция, Греция, Египет остаются востребованными. Пакетные туры по системе «все включено» выбирают 44% российских туристов, отправившихся отдыхать в эти курортные страны [4].

   Вместе с этим россияне стали более требовательны при выборе места отдыха. Все меньше людей довольствуется только одним возможным направлением для путешествия, авиаперевозчиком и отелем. По данным, лишь 23% наших сограждан выбирают определенную авиакомпанию и 8% останавливаются в одних и тех же отелях, чтобы воспользоваться привилегиями постоянных клиентов. Большинство россиян теперь предпочитают сравнивать несколько вариантов перелетов, анализировать их, подбирать наиболее удобное время суток и т.д.Негативно сказалось на числе купленных поездок и повышение курса евро к рублю, что привело к подорожанию путевок.

   На территории Якутии туристской деятельностью занимаются 51  предприятие, в том числе  24 туроᴨератора, вошедших в Единый федеральный реестр туроᴨераторов. Из них 8 предприятий работают в сфере въездного туризма.

    К 2015 году в сфере туризма будет занято 420 человек, к 2025 году число работающих в туристических компаниях превысит 1500 человек. Для успешной работы туристического комплекса республики необходимы профессионально подготовленные экскурсоводы, гиды-ᴨереводчики, инструкторы-проводники, владеющие иностранными языками, всем разнообразием материала, представляющего интерес для туристов и способные квалифицировано вести туристов по маршруту.

    Важнейшим принципом подготовки кадров для туристской индустрии в силу ее межотраслевого характера является создание индустрии гостеприимства. Подготовка кадров предполагает также формирование сᴨециальных учебных программ, использования имеющихся возможностей подготовки кадров в системе образовательных заведений республики, а также обучения студентов и послевузовских стажировок в ведущих учебных центрах России и за рубежом.

    За последние годы в динамике туристических потоков устойчивую тенденцию роста имеет выездной туризм. Преобладание выездного туризма, по сути, означает импорт услуг и вывоз ВРП. Для республики в плане поступательного социально-экономического развития приоритет должен отдаваться въездному туризму, иначе говоря, туристская деятельность должна быть ориентирована на ввоз ВРП. В данном случае въездной туризм понимается, как посещение республики туристами из других регионов России и зарубежных стран. Наряду с этим большое значение имеет и развитие внутреннего туризма.

    Туристические фирмы, занимающиеся въездным туризмом, приобрели опыт проведения туров на территории республики. За последние годы в рамках государственной политики поддержки туристской деятельности создан ряд туристических объектов, которые, с одной стороны, создают благоприятную среду и привлекают большое количество туристов, с другой, стимулируют частные туристические компании на инвестиции и развитие собственных баз для туристской деятельности. Республика вызывает все больший интерес как в среде российских, так и зарубежных любителей туризма.

     Современное состояние и уровень развития туристической отрасли в республике обусловлено рядом проблем, которые предстоит преодолеть в предстоящей перспективе:

1.     Удаленность и транспортная труднодоступность якутского туристического рынка для туристов из регионов и стран, генерирующих туристические потоки.

2.     Слабая материально-техническая база туристской индустрии: гостиничное хозяйство, ресторанное хозяйство и система общественного питания на маршрутах.

3.     Неразвитость инфраструктуры для осуществления полномасштабной туристской деятельности на наиболее интересных и привлекательных направлениях.

4.    Отсутствие широкого выбора туристских продуктов, привлекательных для российских и зарубежных туристов.

5.       Недостаток профессионально подготовленных кадров, как непосредственно для туристской деятельности, так и в сфере обесᴨечивающих отраслей.

6.    Неразвитость сопутствующих туризма сфер производства и услуг, производства сувениров и прочей туристической продукции, низкое качество предоставляемых услуг.

     Стратегия развития туризма республики нацелена на формирование отрасли, отвечающей требованиям и понятиям - индустриальный туризм. Однако имеющийся задел в формировании материальной базы недостаточен для осуществления массового туризма [6,7, 8].

 

Список литературы

1. Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме//Маркетинг в России и за рубежом.- 2012. - №6 (92)
2. Статистика последних лет [электронный ресурс] // туристический бизнес. – Режим доступа:http://www.ipraworldcongress.org/sponsors/sponsor_contact/
3. Обзор российского рынка туризма [электронный ресурс] // система межрегиональных маркетинговых центров: информационный портал межрегионального делового сотрудничества. – режим доступа: http://www.marketcenter.ru/content/doc-2-2578.html
4. Показатели въезда и выезда РФ за 9 мес. 2014 г. /Федеральное агенство по туризму. Официальный сайт [электронный ресурс] // режим доступа:http://www.russiatourism.ru/content/8/section/82/detail/3771/
5. Российский рынок туризма и услуг для путешественников (туристических услуг) в 2011–2013 гг.: объем, структура, динамика. Март 2013 года [электронный ресурс] // режим доступа: http://www.json.ru/files/reports/2013-03-14_mw_tourism.pdf
6. http://www.goyakutia.com/ 7. http://www.sitc.ru/smi/gazeta/yakutia/n29462/14-52.htm
8. http://www.yakutia24.ru/news/index.php?print=Y&cat=12&id=4184