03 января 2016г.
Россия является одним из самых перспективных туристических рынков в мире, т.к. обладает высоким потенциалом по увеличению объемов въездного, выездного и внутреннего туризма. Понимание своих возможностей для роста, наличие четкой стратегии и инвестиционных приоритетов обеспечит российским регионам значительное усиление своих позиций на внутреннем и мировом туристическом рынке [1].
Считается, что туризм – один из развивающихся секторов экономики. Во многих странах туризм стал важной отраслью международной специализации, а для некоторых стран туризм может стать ведущей отраслью. В ЕС туристический сектор составляет 30% внешней торговли в области оказания услуг, 6% занятости и формирует 7% ВВП (и 12% с учетом косвенных эффектов) [2].
Доля туризма в валовом внутреннем продукте России составляет 1,5% и такова же доля населения (1,5%) занятого в туристическом бизнесе [3]. Российский рынок поступательно увеличивается на протяжении последних 10 лет. В 2012 году объем российского рынка туризма превысил 1 млрд. руб. (около 1,7% от ВВП), а по сравнению с 2011 годом, данный показатель вырос на 14%.
В среднем за период 2008-2012 гг. рынок туристических услуг рос на 32% в год. В период экономического кризиса падение, обусловленное снижением платежеспособности населения, составило порядка 17%.
Вместе с тем динамика международных туристских потоков крайне неравномерна (Табл.1.).
Таблица 1 Динамика международных туристских прибытий за 2008-2012 гг.
Регион
|
Международные туристские прибытия, млн.
|
Изменения, %
|
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
2011 /2010
|
2012 /
2011
|
Всего в мире
|
455,9
|
550,4
|
687,3
|
803
|
846
|
5,5
|
5,4
|
Африканский регион
|
15,0
|
20,0
|
27,4
|
37,3
|
40,7
|
8,8
|
9,2
|
Страны Северной Африки
|
8,4
|
7,3
|
10,1
|
13,9
|
14,9
|
8,9
|
7,4
|
Прочие страны Африки
|
6,6
|
12,8
|
17,4
|
23,3
|
25,8
|
8,8
|
10,4
|
Американский регион
|
93,0
|
108,8
|
128,0
|
133,2
|
135,9
|
5,9
|
2,0
|
Северная Америка
|
71,7
|
80,5
|
91,2
|
89,9
|
90,7
|
4,7
|
0,9
|
Карибский регион
|
11,4
|
14,0
|
17,2
|
18,8
|
19,4
|
3,7
|
3,5
|
Центральная Америка
|
1,9
|
2,6
|
4,3
|
6,3
|
7,0
|
13,2
|
10,8
|
Южная Америка
|
7,9
|
11,7
|
15,2
|
18,2
|
18,8
|
11,9
|
3,0
|
Азиатско-Тихоокеанский регион
|
57,7
|
85,6
|
115,3
|
155,3
|
167,2
|
7,8
|
7,7
|
Северо-Восточная Азия
|
28,0
|
44,1
|
62,5
|
87,5
|
94,0
|
10,3
|
7,4
|
Юго-Восточная Азия
|
21,5
|
29,2
|
37,0
|
49,3
|
53,9
|
4,9
|
9,3
|
Океания
|
5,2
|
8,1
|
9,6
|
10,5
|
10,5
|
3,7
|
0,4
|
Южная Азия
|
3,2
|
4,2
|
6,1
|
8,0
|
8,8
|
4,7
|
11,0
|
Европейский регион
|
280,6
|
322,3
|
392,7
|
438,7
|
460,8
|
4,3
|
5,0
|
Северная Европа
|
32,3
|
41,4
|
46,8
|
51,0
|
54,9
|
7,8
|
7,6
|
Западная Европа
|
113,8
|
116,7
|
142,8
|
142,6
|
149,8
|
2,6
|
5,0
|
Центральная (Восточная) Европа
|
39,0
|
61,4
|
62,3
|
87,8
|
91,2
|
2,2
|
3,9
|
Южная Европа
|
88,1
|
91,3
|
126,1
|
157,3
|
164,9
|
5,9
|
4,8
|
Ближний Восток
|
9,7
|
13,6
|
24,0
|
38,3
|
41,8
|
5,9
|
8,9
|
Из Табл.1 видно, что международные туристские прибытия с каждым годом увеличиваются. А неравномерность объясняется разным уровнем социально-экономического развития стран и регионов мира [5].
Мировые поступления от туризма в 2012 году составили 733 млрд. долл. США. В абсолютном выражении они выросли за год на 57 млрд. долл. США (Табл.2).
Таблица 2 Поступления от международного туризма, млрд.долларов США
|
Поступления, млрд. долл. США в 2011 году
|
Изменения, %
|
Доля рынка, %
|
Средние поступления в
расчете на одну туристскую поездку, долл.США
|
2011/2010
|
2012/2011
|
Всего в мире
|
733
|
4,0
|
5,0
|
100
|
870
|
Африканский регион
|
24,3
|
10,5
|
10,2
|
3,3
|
600
|
Американский
регион
|
154,0
|
4,3
|
1,8
|
21,0
|
1130
|
Азиатско-
Тихоокеанский регион
|
152,6
|
4,0
|
8,9
|
20,8
|
910
|
Европейский регион
|
374,5
|
2,5
|
3,7
|
51,1
|
810
|
Ближний Восток
|
27,3
|
-1,8
|
-1,4
|
3,7
|
650
|
По данным таблицы видно, что высокие темпы роста поступлений были зафиксированы в Африканском регионе (+10,2%), Азиатско-Тихоокеанском регионе (+8,9%). Отрицательные темпы роста сохраняются на Ближнем Востоке [5].
По оценкам экспертов, доля российского рынка от общемирового рынка туристических услуг составляет 3% (Рисунок 1).
Рис.1. Доля российского рынка туристских услуг от общемирового рынка
По данным Ростуризма, за 9 месяцев 2014 рынок туристских услуг сократился на 5%. Количество туристов, посетивших Россию за девять месяцев, составило 2,2 млн. человек. Наибольший прирост продемонстрировала Южная Корея – 57%. Причина - взаимная отмена виз между нашими странами. А наибольшее снижение продемонстрировали страны - Польша и Соединенные Штаты Америки. По количеству туристов традиционно лидирует Китай. С целью туризма Россию посетило 356 тыс. человек.
За 9 месяцев 2014 г. выезд из России уменьшился на 2%. За 9 месяцев 2013 г. за рубеж выехало 14,8 млн. российских туристов, за 9 месяцев 2014 г.- 14,6 миллионов туристов.
В целом, российский турпоток по большинству направлений, особенно европейских, продемонстрировал снижение. По данным Росстата снижение российского турпотока в Норвегию составило 76%, в Финляндию – 62%. Однако есть страны, которые демонстрируют рост российского турпотока. Это Румыния, Литва и Венгрия.
Процентный прирост турпотока в страны-лидеры относительно невелик. Увеличение турпотока в Египет составило 32%, в Турцию - 10%. Однако в целом по количеству туристов они лидируют с большим отрывом. Так, количество российских туристов в Турции составило 3 млн. человек, в Египте- 1,9 млн. человек.
Туристические компании нацелены в основном на выездной туризм: открываются новые маршруты, страны. Многие из них продают туры по России, но не заинтересованы в их рекламе (по данным РБК емкость российского рынка выездного туризма составляет $1-2,5 млрд. в год) [5].
В 2014 году в результате банкротств крупных российских туроператоров, россияне стали бережнее относиться к своим личным финансам. Так, с недавнего времени все чаще планируют путешествия самостоятельно, приобретая авиабилеты и бронируя гостиницы в сети. Кроме того, российские туристы стали больше путешествовать по России.
В 2014 году, по данным Росстата, 54% россиян интересовались внутренними направлениями. Наблюдается перераспределение долей внешнего
и внутреннего туризма за период с июня по сентябрь 2014 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В 2013 году на перелеты внутри страны приходилось 37% всех поисковых запросов, а в 2014 году - 54%.
Тем не менее, такие направления, как Турция, Греция, Египет остаются востребованными. Пакетные туры по системе «все включено» выбирают 44% российских туристов, отправившихся отдыхать в эти курортные страны [4].
Вместе с этим россияне стали более требовательны при выборе места отдыха. Все меньше людей довольствуется только одним возможным направлением для путешествия, авиаперевозчиком и отелем. По данным, лишь 23% наших сограждан выбирают определенную авиакомпанию и 8% останавливаются в одних и тех же отелях, чтобы воспользоваться привилегиями постоянных клиентов. Большинство россиян теперь предпочитают сравнивать несколько вариантов перелетов, анализировать их, подбирать наиболее удобное время суток и т.д.Негативно сказалось на числе купленных поездок и повышение курса евро к рублю, что привело к подорожанию путевок.
На
территории
Якутии туристской деятельностью занимаются 51 предприятие, в том числе 24 туроᴨератора, вошедших в Единый федеральный реестр туроᴨераторов. Из них 8 предприятий работают в сфере въездного туризма.
К 2015 году в сфере туризма будет занято 420 человек, к 2025 году число работающих в туристических компаниях превысит 1500 человек. Для успешной работы туристического комплекса республики необходимы профессионально подготовленные экскурсоводы, гиды-ᴨереводчики, инструкторы-проводники, владеющие иностранными языками, всем разнообразием материала, представляющего интерес для туристов и способные квалифицировано вести туристов по маршруту.
Важнейшим
принципом подготовки кадров для туристской индустрии в силу ее межотраслевого характера является создание индустрии гостеприимства. Подготовка кадров предполагает также формирование сᴨециальных учебных программ, использования имеющихся возможностей подготовки кадров в системе образовательных заведений республики, а также обучения студентов и послевузовских стажировок в ведущих учебных центрах России и за рубежом.
За последние годы в динамике туристических потоков устойчивую тенденцию роста имеет выездной туризм. Преобладание выездного туризма, по сути, означает импорт услуг и вывоз ВРП. Для республики в плане поступательного социально-экономического развития приоритет должен отдаваться въездному туризму, иначе говоря, туристская деятельность должна быть ориентирована на ввоз ВРП. В данном случае въездной туризм понимается, как посещение республики туристами из других регионов России и зарубежных стран. Наряду с этим большое значение имеет и развитие внутреннего туризма.
Туристические фирмы, занимающиеся въездным туризмом, приобрели опыт проведения туров на территории республики.
За последние
годы в рамках
государственной политики
поддержки
туристской деятельности создан ряд туристических объектов, которые, с одной стороны, создают благоприятную среду и привлекают большое количество туристов, с другой, стимулируют частные туристические компании на инвестиции и развитие собственных баз для туристской деятельности. Республика вызывает все больший интерес как в среде российских, так и зарубежных любителей туризма.
Современное состояние и уровень развития туристической отрасли в республике обусловлено рядом проблем, которые предстоит преодолеть в предстоящей перспективе:
1. Удаленность и транспортная труднодоступность якутского туристического рынка для туристов из регионов и стран, генерирующих туристические потоки.
2. Слабая материально-техническая база туристской индустрии: гостиничное хозяйство, ресторанное хозяйство и система общественного питания на маршрутах.
3. Неразвитость инфраструктуры для осуществления полномасштабной туристской деятельности на наиболее интересных и привлекательных направлениях.
4. Отсутствие широкого выбора туристских продуктов, привлекательных для российских и
зарубежных туристов.
5. Недостаток профессионально подготовленных кадров, как непосредственно для туристской деятельности, так и в сфере обесᴨечивающих отраслей.
6. Неразвитость сопутствующих туризма сфер производства и услуг, производства сувениров и прочей туристической продукции, низкое качество предоставляемых услуг.
Стратегия развития туризма республики нацелена на формирование отрасли, отвечающей
требованиям и понятиям - индустриальный туризм. Однако имеющийся задел
в формировании материальной базы недостаточен для осуществления массового туризма [6,7, 8].
Список литературы
1. Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме//Маркетинг в России и за рубежом.- 2012. - №6 (92)
2. Статистика последних лет [электронный ресурс] // туристический бизнес. – Режим доступа:
http://www.ipraworldcongress.org/sponsors/sponsor_contact/ 3. Обзор российского рынка туризма [электронный ресурс] // система межрегиональных маркетинговых центров: информационный портал межрегионального делового сотрудничества. – режим доступа:
http://www.marketcenter.ru/content/doc-2-2578.html 4. Показатели въезда и выезда РФ за 9 мес. 2014 г. /Федеральное агенство по туризму. Официальный сайт [электронный ресурс] // режим доступа:
http://www.russiatourism.ru/content/8/section/82/detail/3771/ 5. Российский рынок туризма и услуг для путешественников (туристических услуг) в 2011–2013 гг.: объем, структура, динамика. Март 2013 года [электронный ресурс] // режим доступа:
http://www.json.ru/files/reports/2013-03-14_mw_tourism.pdf6.
http://www.goyakutia.com/ 7.
http://www.sitc.ru/smi/gazeta/yakutia/n29462/14-52.htm 8.
http://www.yakutia24.ru/news/index.php?print=Y&cat=12&id=4184