Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К РЕГУЛИРОВАНИЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАДИОЧАСТОТНОГО РЕСУРСА

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
28 марта 2016г.

Под радиочастотным ресурсом понимается часть радиочастотного спектра, используемого для функционирования радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств. Радиочастотный ресурс является невосполняемым природным ресурсом, требующим рационального подхода к его использованию [2, 3]. Несмотря на накопленный опыт организации регулирования использования радиочастотного ресурса, и то постоянное внимание, которое уделяет Международный союз электросвязи (МСЭ) обсуждению и выработке рекомендаций по этому вопросу, единого подхода к созданию системы регулирования использования спектра до сих пор не существует [1]. Каждая страна выбирает свой путь, который обусловлен историческими и национальными особенностями административного построения государства.

Поэтому для эффективной организации регулирования использования радиочастотного ресурса (спектра) необходимо всестороннее изучение имеющегося мирового опыта, который можно применить в нашей стране с учетом национальных, географических и других особенностей России.

Значительный опыт по регулированию использования радиочастотного спектра накоплен в США. Федеральная комиссия связи, являющаяся независимым органом, напрямую подчиняющимся Конгрессу США, регулирует использование радиочастотного спектра общественными пользователями, в том числе органами управления штатов и муниципальных образований.

Лицензии на право использования радиочастотного ресурса выдаются на конкурсной основе. Федеральной комиссии предоставляется право взимать сбор за осуществление регуляторных функций с владельцев лицензий и других субъектов, деятельность которых регулируется комиссией.

Анализ политики Федеральной комиссии связи показал, что не существует единой регуляторной модели, которая должна применяться для всех пользователей спектра, но существуют общие для всех моделей элементы, которые должны рассматриваться с целью выбора лучшей модели регулирования использования радиочастотного спектра. Эти элементы затрагивают проблемы помех, прав на спектр и доступа к радиочастотному ресурсу.

В настоящее время в рамках деятельности комиссии осуществляется постепенный переход от действующих административных методов регулирования использования радиочастотного спектра к рыночным методам. Углубленный анализ выявил возможность применения трех основных моделей определения прав на спектр и регулирования его использования.

1.    Командно-административная модель используется в США при назначении большей части спектра в пределах юрисдикции Федеральной комиссии связи ограниченным категориям пользователей правительственных служб. Командно-административная модель должна применяться только в ситуациях, где использование спектра способствует достижению важных общественных целей или является следствием выполнения взятых обязательств. Такие цели должны быть точно определены, а количество выделяемого в таком режиме частотного ресурса – ограничено.

2.    Модель исключительного использования передает исключительные права на использование указанного участка радиочастотного спектра владельцу лицензии в пределах определенной географической области, но не подразумевает возникновения права собственности на выделяемый участок спектра.

3.   Модель открытого доступа предоставляет право пользования спектром всем потребителям без гарантии прав защиты от помех. Радиочастотный спектр доступен службам, которые выполняют установленные технические требования и ряд правил, определяющих, к примеру, ограничения по мощности и пр.

Федеральная комиссия по связи использует гибридный подход для разработки эффективной частотной политики, уходя от административного регулирования и постепенно внедряя рыночные модели регулирования использования радиочастотного ресурса.

Везде, где существует конкуренция за ресурс, в том числе и между операторскими компаниями связи [4], должен быть реализован некоторый механизм распределения этого ресурса, основанный на рыночных методах. Ключевыми факторами, влияющими на выбор модели распределения ресурса, являются дефицит спектра  и операционные затраты по его высвобождению и передачи пользователю.

Модель «исключительного использования» должна применяться при распределении большей части радиочастотного ресурса, особенно где дефицит спектра высок. В таких условиях будет установлена его реальная рыночная цена, что будет стимулировать эффективное использование дорогостоящего ресурса пользователями.

Модель «открытого доступа» должна быть применена к тем участкам спектра, где нет дефицита ресурса, но операционные затраты, связанные с рыночными механизмами, велики. При таком подходе пользователи не платят за доступ к ресурсу и могут инвестировать разработку устойчивых к помехам технологий и устройств.

В Великобритании органом, ответственным за регулирование использования радиочастотного ресурса радиосредствами гражданского применения и за проведение контроля его использования, является Агентство радиосвязи.

Агентство радиосвязи является исполнительным органом Министерства торговли и промышленности. Центральная задача регулирования использования спектра состоит в том, чтобы найти наиболее рациональное решение, отвечающее потребностям общества и сложившейся рыночной ситуации, с учетом достижений научно- технического прогресса.

Агентство радиосвязи взимает плату за регулирование использования радиочастотного спектра, не превышающую издержек на организацию этого процесса, но такой подход не отражает истинную экономическую стоимость спектра. Экономические методы регулирования использования ресурса рассматриваются лишь в качестве дополнения к существующей системе. Правительство Великобритании считает, что реструктуризация системы управления использованием радиочастотного ресурса  создаст условия для дальнейшего более эффективного развития отрасли связь. При этом основной упор в определении стоимости спектра делается на использование аукционов и административной тарификации.

Аукционы являются более предпочтительными. В ходе аукционов цена на радиочастотный ресурс может быть установлена непосредственно и объективно на рыночной основе. Аукционы приводят к сокращению сроков введения новых служб и являются стимулом для повышения эффективности использования спектра пользователями.

Административная тарификация требует от регулирующего органа первоначально установить цену ресурса, основываясь на экспертных оценках, поэтому возникает необходимость в разработке специальной методики определения цены радиочастотного спектра.

Методология определения цены базируется на вычислении так называемой «предельной цены участка радиочастотного спектра». Эта экономическая категория может быть оценена на основе определения самой дешевой и реальной альтернативы, позволяющей оказывать такие же, как и с использованием необходимого участка радиочастотного спектра, услуги. Если не существует альтернативы для предоставления услуг связи другими способами, предельная цена может быть определена исходя из величины, на которую будет уменьшена планируемая прибыль из-за не выделения желаемого частотного ресурса.

Введение новых методов тарификации спектра является необходимым первым шагом в планируемой реформе. Как только тарификация спектра обеспечит равновесие между спросом и предложением на радиочастотный спектр, возникнут условия для развития рынка ресурса. Это позволит расширять рыночные механизмы и привлекать частный сектор для управления использованием спектра. Например, в будущем права на участки частотного спектра  будут передаваться коммерческим организациям посредством аукционов с предоставлением им права перепродавать лицензии на вторичном рынке, но административное регулирование использования спектра будет играть основную роль еще достаточно длительное время.

Одной из функций Комитета по управлению радиосвязью и почтой ФРГ является функция контроля всего радиооборудования, работающего на территории Германии или поступающего на ее рынок. Отличительной чертой Германии является наличие раздельных, хотя и тесно взаимодействующих, служб инспекции и радиоконтроля. Задачи контроля между службами поделены следующим образом.

Задачи службы радиоинспекции: контроль параметров радиооборудования в местах его установки; контроль параметров радиоаппаратуры, поставляемой на рынок; измерение уровней излучений аппаратуры на предмет опасности для здоровья человека; устранение помех приему звукового и телевизионного вещания.

В региональных офисах Комитета по управлению радиосвязью и почтой находятся службы лицензирования и частотных присвоений, которые оформляют решения на заявки потребителей радиочастотного ресурса.

Задачи службы радиоконтроля: дистанционный контроль параметров излучений передатчиков на соответствие условиям лицензий; поиск и устранение источников помех и нелегальных передатчиков; измерение зон обслуживания; обеспечение работы линий связи в специальных случаях.

Вопросами регулирования использования радиочастотного спектра во Франции занимается Национальное агентство по радиочастотам. В его подчинении находится техническое руководство по контролю за использованием радиочастотного спектра и управлению сетями радиосвязи. Головной центр Национального агентства по радиочастотам осуществляет управление разветвленной сетью радиоконтроля по всей стране. Он обслуживает также общенациональную базу данных частотных присвоений, интерактивно связанную с сетью радиоконтроля. Присвоение частот в пределах всей страны осуществляется централизованно в Париже. Инспекционная проверка передатчиков является составной частью обязанностей службы радиоконтроля.

На основании проведенного анализа международного опыта совершенствования и развития методов управления использованием радиочастотного ресурса можно сделать следующие выводы:

1.    За последнее десятилетие спрос на радиочастотный спектр резко возрос в большинстве стран как со стороны пользователей, предоставляющих услуги связи, так и со стороны промышленности и частного сектора.

2.   Методы управления использованием радиочастотного спектра, которые применялись ранее, устарели, не соответствуют современным требованиям и не обеспечивают должного качества предоставляемых услуг и эффективного использования ресурса.

3.      Прогнозы на ближайшие годы в росте потребностей в использовании радиочастотного спектра показывают, что действующая система управления использованием этим ресурсом превратится в фактор сдерживания развития экономики и отрасли телекоммуникаций в целом, поэтому администрации связи ведущих стран осознали возможность такой угрозы и придают большое значение работам, направленным на ее предотвращение.

4.    Внедрение рыночных методов управления использованием радиочастотного спектра, преследует цели реструктуризации системы управления на основе использования более гибких методов тарификации и лицензирования.

5.       Основной целью пересмотра частотной политики развитых стран является наиболее полное удовлетворение потребностей пользователей в радиочастотном ресурсе в условиях рынка при обязательном соблюдении интересов национальной и общественной безопасности.

6.    Одним из направлений дальнейшего развития системы управления радиочастотным ресурсом является передача ряда неосновных функций по управлению спектром от государственных организаций частным компаниям.

 

Список литературы

1.      Инновации, инвестиционная политика и управление качеством услуг компании мобильной связи: монография / Макаров В.В., Горбатько А.В.- СПб., 2014.- 288 с.

2.      Менеджмент в телекоммуникациях: учебное пособие / В. В. Макаров [и др.] ; под ред. В. В. Макарова, Р. Г. Цатуровой; Федеральное агентство связи, Федеральное гос. образовательное бюджетное учреждение высш. проф. образования "Санкт-Петербургский гос. ун-т телекоммуникаций им. М. А. Бонч-Бруевича". Санкт-Петербург, 2011. (2-е изд., перераб. и доп.)

3.      Методический подход к оценке информационных ресурсов / Макаров В.В., Гусев В.И., Синица С.А. // Информационные технологии и телекоммуникации.-2013. №3 (3). С. 72-78.

4.      Обеспечение конкурентоспособности оператора связи путем инновационного развития / В. В. Макаров // Электросвязь. – 2011. № 9. С. 30-33.