03 января 2016г.
Современная система управления персоналом диктует то, что в конкурентной рыночной среде каждое предприятие должно ориентироваться на удовлетворение не только внешних потребностей покупателей своей продукции, но и внутренних потребностей своих работников. Поставленная задача требует полного учета в действующей системе управления персоналом как социально-экономических, так и социально-психологических целей всего предприятия и каждого работника. Иными словами, необходимы взаимодействие и достижение стратегических корпоративных целей и удовлетворение текущих личных потребностей персонала, в том числе и учет психологических закономерностей и особенностей поведения человека в труде.
Ежегодно появляется множество различных технологий управления человеческими ресурсами, но неизменным остается тот факт, что каждый работник - это, прежде всего, человек со своими личными физиологическими, социальными и психологическими особенностями.
Актуальность темы продиктована тем, что деятельность современных организаций с их широким спектром экономических и социальных задач уже не может быть успешной без применения социально-психологических знаний и методов социально-психологического управления.
Все организации: большие и малые нуждаются в качественном управлении. Методы управления – это способы и средства воздействия управляющего субъекта на объект управления для достижения определенных целей. Методы управления призваны развивать инициативу работников и их заинтересованность в достижении цели своей организации. Основное содержание деятельности управленцев реализуется именно через методы управления.
В соответствии от способа воздействия на систему управления, среди методов управления выделяют методы:административно-распорядительные,экономические,социально-психологические,воспитательные
методы.
Важно отметить, что эффективное управление возможно лишь на основе сочетания, неразрывного единства всех четырех групп методов – экономических, административных, социально-психологических и воспитательных.
С целью более полной реализации возможности людей в процессе общественного труда, учѐта и использования индивидуальных способностей психики работающих, применяются так называемые социально- психологические методы управления.
Базой для выбора социально-психологических методов управления в конкретных производственных условиях служат результаты социального анализа производственных коллективов. Главным требованием при выборе методов этой группы является их соответствие моральному кодексу строителя коммунизма, политическим и социальным задачам [1].
Социально-психологические методы условно можно разделить на социологические и психологические.
Целью психологических методов является формирование положительного социально-психологического климата в коллективе, благодаря которому в значительной мере могут решаться экономические, административные, воспитательные задачи.
Психологические методы обращены к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, поведению с целью направить его потенциал на решение организационных задач.
К психологическим методам управления относятся следующие:
- методы комплектования малых групп и коллективов, которые помогают определить оптимальные количественные соотношения между работниками в малых группах и коллективах;
- методы гумманизации труда, представляющие собой внесение элементов творчества в трудовой процесс, исключение однообразия, использование психологического воздействия цвета, музыки и др.;
- методы психологического побуждения (мотивации), способствующие достижению необходимой активности работника. К подобным методам относятся, например, убеждение, внушение, вовлечение, оказание доверия;
- методы профессионального отбора и обучения, к числу которых относят отбор работников, обладающих психологическими характеристиками, наиболее соответствующими выполняемой работе и развитие необходимых психологических характеристик для успешного выполнения порученного дела[2].
К социологическим методам управления относятся:
- методы управления социально-массовыми процессами. Творческая активность работников, благоприятный социально-психологический климат формируются с помощью таких социальных методов, как пропаганда и внедрение положительного опыта, наставничество и др.;
- методы управления коллективами, группами, внутригрупповыми явлениями и процессами. К их числу относятся, например, методы повышения социальной и групповой активности, преемственность славных традиций и др.;
- методы управления индивидуально-личностным поведением, к числу которых относят формирование оптимальной системы управления; создание благоприятных условий труда для работников; создание благоприятного психологического климата в коллективе; сложившиеся традиции и др.[2].
Подведя итог следует отметить, что важность социально-психологических методов обусловлена:
- необходимостью таких методов управления, которые основаны на учѐте интересов коллектива, которые не подавляют работников как личность, вызывают рост творческой активности персонала;
- развитием демократических начал в управлении;
- тем, что в некоторых организациях значительная часть коллективов является не только наемными работниками, но одновременно и акционерами организации, что приводит к необходимости наполнения административных и экономических методов методами социально-психологического воздействия [2].
В организациях могут иметь место проблемы, связанные с финансами, сбытом, снабжением, технологией, что в большинстве случаев является неспособностью руководства обеспечить эффективную реализацию социально-психологических методов управления. Совершенно очевидно, что в процессе управления должно, быть уделено больше внимания использованию этих социальных резервов повышения эффективности деятельности коллективов.
От того насколько правильно осуществлен выбор конкретных социально-психологических методов управления и насколько они соответствуют друг другу, зависят результаты деятельности коллектива и общества в достижении своих целей в социальной области, в процессе воспитания человека новой общественной формации, в решении новых задач, поставленных современной ситуацией.
Практика показывает: чем прочнее и содержательнее связь между членами коллектива, тем больше коллектив проявляет заботы о его членах, тем успешнее он решает свои задачи, ибо каждый труженик глубже понимает свою действительную социальную ценность, свою роль и место в коллективе; чем ярче в коллективе проявляются индивидуальные особенности каждого члена, тем богаче и полнее жизнь коллектива, прочнее отношения коллективизма, товарищества и взаимопомощи.
Следовательно, без решения социальных вопросов нельзя добиться эффективного развития производства, улучшения отношения к труду, а без роста производительности труда, без создания определенных материальных предпосылок нельзя обеспечить решение задач социального развития коллективов.
Список литературы
1. Социально-психологические методы управления персоналом. [Электронный ресурс]: Центр управления финансами. URL: http://center-yf.ru/data/Menedzheru/Socialno-psihologicheskie-metody-upravleniya.php (дата обращения 27.12.2014 г.).
2. Шаповалов М.Н. Методы управления персоналом [Электронный ресурс]: Ведущий портал о кадровом менеджменте / Кадровый менеджмент - №8. - 2006 URL: http://www.hrm.ru. /db/hrm/vid/km/code/type/article.html (дата обращения: 10.08.2014).