31 марта 2016г.
Каждый человек, который имеет отношение к менеджменту и предпринимательству, наслышан об относительно новом направлении, «майнд-менеджменте». Если быть точным, то данное направление начало свое развитие еще в конце 1970-х г.г. ХХ века в Великобритании. Однако для РФ и стран СНГ это поистине новое течение, которому не уделяется достаточного внимания со стороны общественности.
Майнд-менеджмент является направлением тайм-менеджмента, следовательно, его основополагающей целью является экономия временных ресурсов. А, как известно, время наравне с человеческими ресурсами являются наиболее ценными активами современной организации. Данная тенденция является результатом глобализации, то есть уничтожения барьеров в международной среде, и, как следствие, ужесточением конкурентной борьбы.
Одним из самых популярных методов майнд-менеджмента являются интеллект-карты («mind maps»). Считается, что разработчиком и создателем данного метода является Тони Бьюзен, британский психолог и автор методик запоминания и организации мышления. Его труды направлены на повышение эффективности использования мозга посредством оптимизации большего объема информации. 3
Интеллект-карта – это графический метод, позволяющий наглядно представить любую проблему/тему/процесс, а точнее видеть не только цель, но и ее структуру, а также пути для ее достижения.
По сути, данный метод является эффективным завершением мозгового штурма, способа оперативного решения проблемы. Следовательно, посредством интеллект-карт упрощается процесс целеполагания, а эффективность при этом возрастает.
Построение интеллект-карт напоминает некую игру с творческим началом, при составлении карт рекомендуется использовать иллюстрации, графики и яркие цвета, что, в свою очередь, помогает не только структурировать информации, но и запоминать её на визуальном уровне:
1. на первом этапе необходимо определить центральную, отправную «точку» карты – основополагающую проблему; на данном этапе важно четко поставить цель, поэтому рекомендуется не игнорировать критерии SMART (specific, measurable, achievable, relevant, time-bound). 4
2. следующим шагом является определение путей для решения выделенной проблемы («читается» интеллект-карта по часовой стрелке, начиная с верхнего правого угла), то есть определяем задачи;
3. третий этап, на самом деле, является наиболее «трудоемким», так как необходимо определить методы для достижения основополагающей цели: их может быть великое множество (именно поэтому рекомендуется использовать яркие цвета). 5
Чем же данный метод важен для современной организации, а, в частности, для стратегического анализа? – Во-первых, стратегический анализ предполагает обработку огромного потока информации: необходимо проанализировать не только функционал конкретной организации; но и провести мониторинг деятельности конкурентов; изучить отрасль, в которой предприятие ведет свою деятельность; оценить предпочтения и требования стейтхолдеров; выявить факторы микро- и макро- сред организации, оказывающих непосредственное и опосредованное влияние на эффективное функционирование компании. 6Во-вторых, стратегическое развитие направлено на долгосрочную перспективу развития, следовательно, необходимо «заглянуть» не только в ближайшее будущее, но и в отдаленное, то есть определить видение организации. В-третьих, при разработке стратегии необходимо определить высшее предназначение деятельности организации, то есть её миссию. 7И, наконец, в-четвертых, требуется определить способы достижения стратегической цели. 8
Метод «интеллект-карта» является визуальным, следовательно, наилучшим образом можно продемонстрировать его эффективность на конкретном примере.
2 Tony Buzan Invector of Mind Mapping - http://www.tonybuzan.com/about/mind-mapping/
3 Free Online Library for Managers «SMART» - http://www.free-management-ebooks.com/faqps/goal-04.htm
4 Бехтерев С. Под редакцией Архангельского Г. «Майнд-менеджмент. Решение бизнес-задач с помощью интеллект-карт» - М.: Альпина Паблишер, 2014, с. 14
5 Kotler Philip, Kevin Lane Keller «Marketing. Management», p. 56, p. 375 – New Jersey: Prentice Hall, 2012
6 Coleman Patterson «Business Briefs: Business Theory Made Simple», p.37-38 - http://bookboon.com/en/business-briefs-ebook ; Рикки Хант, Тони Базан «Как создать интеллектуальную организацию» - М.: ИНФРА-М, 2002, с. 9
7 Лапыгин Ю.Н., Лапыгин Д.Ю. «Стратегический менеджмент» - М.: Эксмо, 2010, с. 58-60
Практика построения «интеллект-карт» (Рисунок 1) в данной статье будет представлена на примере вымышленной компании «Х». Компания «Х» - оздоровительный комплекс, состоящий из 3-х подразделений: санаторий, коттеджный поселок и гостиница. Однако в последнее время наблюдается уменьшение числа лояльных клиентов и снижение качества предоставляемых услуг, что, несомненно, оказывает отрицательное влияние на прибыльности организации. Именно по этой причине руководство оздоровительного комплекса пришло к выводу о необходимости разработки стратегии дальнейшего развития.
Стратегической целью оздоровительного комплекса «Х» является повышение качества обслуживания. В ходе проведенного «мозгового штурма», проводимого среди миддл-менеджеров, было выявлено два ключевых направления деятельности организации: налаживание процесса коммуникаций со стейтхолдерами; повышение эффективности и продуктивности человеческих ресурсов. Коммуникации с потребителями были выделены в отдельную графу, так как от скорости реакции на жалобы и предложения со стороны клиентов зависит напрямую уровень лояльности.
Визуализация указанных целей упрощает задачу проведения SWOT-анализа (выявление слабых и сильных сторон компании; определение потенциальных возможных и угроз, исходящих извне), 9и, как следствие, позволяет определить направления для дальнейшего усовершенствования деятельности организации.
В качестве первичной рекомендации (до проведения последующих анализов) можно предложить применение стратегии концентрированного роста. В частности, актуальным будет применение стратегии развития продукта, которая предполагает поэтапный и постоянный процесс усовершенствования технологии предоставления услуг, а также регулярный контроль на всех уровнях действия комплекса, что в итоге приводит к продвижению гостиничных услуг оздоровительного комплекса на рынке в целом.
2 Susan Quinn «Management Basic», p.22 - http://bookboon.com/en/management-basics-ebook
Применение выбранной стратегии предполагает поиск новых возможностей для улучшения собственного положения в рамках существующего рынка.
Метод «mind maps» не является универсальным, однако простота и доступность позволяют применять его в любых сферах интеллектуальной деятельности.
Изначально ментальные карты составлялись «от руки», развитие сети Интернет и технологический прогресс не обошли стороной и майнд-менеджмент: сегодня существует огромное количество электронных программ, с помощью которых в более сжатые сроки можно построить карту.
Вне зависимости от выбранного способа построения ментальных карт их эффективность не становится меньше: с их помощью не упускаются детали; существует возможность внесения дополнений и изменений на любой стадии построения метода; снижается возможность допущения ошибок.
Стоит отметить, что данный
метод, в принципе, как и
другие методы стратегического менеджмента (SWOT-анализ, PEST-анализ, матрица БКГ, матрица
«продукт-рынок» М. Портера и т.д.), не является
«панацеей» для угасающего бизнеса или отдельного направления. И его применение становится эффективным лишь в том случае, если он применяется в комплексе.
«Интеллект-карта» - это дополнительный метод для прогнозирования и анализа внешней и внутренней сред организации, это метод, с помощью которого сложные вещи приобретают простоту, этот метод позволяет донести полную и достоверную информацию до каждого сотрудника.
Список литературы
1. Бехтерев С. Под редакцией Архангельского Г. «Майнд-менеджмент. Решение бизнес-задач с помощью интеллект-карт» - М.: Альпина Паблишер, 2014
2. Интернет-библиотека - http://bookboon.com/
3. Интернет-библиотека - http://www.free-management-ebooks.com/
4.
Котлер Ф., Кэллер К. «Маркетинг. Менеджмент» – New Jersey: Prentice Hall, 2012
5. Лапыгин Ю.Н., Лапыгин Д.Ю. «Стратегический менеджмент» - М.: Эксмо, 2010
6. Рикки Хант, Тони Базан
«Как создать интеллектуальную организацию» - М.: ИНФРА-М, 2002