Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЗИЦИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА (НА ПРИМЕРЕ КАФЕ «HOTDOGGER», Г.УХТА)

Авторы:
Город:
Сыктывкар
ВУЗ:
Дата:
03 февраля 2018г.

В условиях современной рыночной экономики и конкурентной среды, в ситуации, когда только в одной стране существует более 500 тысяч предприятий, для каждого из них вопрос о фирменном стиле становится наиболее острым, поскольку фирменный стиль, созданный качественно, а главное своевременно —   это одна из важнейших составляющих продвижения и успеха фирмы или предприятия.

Фирменный стиль нужен компании для того, чтобы посредством индивидуальности и единства графических и других констант выделиться среди конкурентов, стать узнаваемым и хорошо запоминаемой.

Тема фирменного стиля сейчас актуальна как никогда, фирмы пытаются расширить своё производство или отстоять позиции в условиях кризиса. Кроме того, несмотря на экономическую ситуацию и связанные с ней последствия, появляются новые конкуренты, и одним из эффективных инструментов выделения из большого количества фирм является разработка своего собственного стиля, идентифицирующего компанию с её деятельностью и помогающего соответствовать требованиям потребителей и партнёров. Благодаря хорошей узнаваемости, уменьшается количество средств, потраченных на рекламные кампании. Наличие фирменного стиля значительно повышает эффективность рекламы. Именно поэтому вопрос о разработке фирменного стиля организации в настоящее время является одним из актуальных как для науки, так и для практики паблик рилейшнз.

В своей работе вслед за Н.С. Добробабенко мы понимаем « фирменный стиль как набор цветовых, графических, словесных, типографских, дизайнерских постоянных элементов (констант), обеспечивающих визуальное и смысловое единство товаров (услуг), всей исходящей от фирмы информации, её внутреннего и внешнего оформления» [1,90].

Существует два мнения о том, когда же следует разрабатывать собственный фирменный стиль: одновременно с выходом на рынок новой фирмы, товара, услуги и по мере накопления достаточного количества средств и закрепления устойчивых направления деятельности.

Правильней было бы сказать, что фирменному стилю надо уделять внимание всегда, начиная с первых дней создания фирмы. Когда регистрируется фирма с определённым названием, это имя фирмы — уже носитель определённого стиля. Далее заказывается печать фирмы, которая представляет собой шрифтографическую композицию и может быть носителем фирменного стиля.

На самом деле, если не уделять внимания созданию фирменного стиля своего предприятия, стиль всё равно складывыается, но бессистемно, хаотично. Другими словами, создаётся в этом случае плохой стиль. Чем дольше это продлится, тем труднее будет исправлять.

Одной из задач использования фирменного стиля является напоминание покупателю о тех положительных эмоциях, которые доставили ему уже ранее покупавшиеся товары данной фирмы. Таким образом, наличие фирменного стиля косвенно гарантирует высокое качество товаров и услуг.

Разработка фирменного стиля — это один из важнейших инструментов механизма формирования образа предприятия, фундаментальная основа для создания такой маркетинговой категории, как бренд. В ходе этого процесса закладываются основные визуальные атрибуты, влияющие на дальнейшее развитие предприятия. Привнесение во все виды деятельности компании элементов фирменного стиля — необходимое условие успешного развития корпоративного имиджа, для эффективного формирования которого необходимо руководствоваться рядом методологических принципов. Основными из них являются: целостность (непротиворечивость отдельных компонентов создаваемого образа); позитивная направленность (способность фирменного стиля и его отдельных элементов вызывать положительные эмоции и позитивный настрой у целевой аудитории); принцип «от простого к сложному» (поэтапное ведение работ по созданию фирменного стиля, начиная от самых простых и мелких задач); таргетизированность (адресность знкового послания, чёткое определение целевой аудитории); охраноспособность (способность компонентов фирменного стиля обеспечивать эффективную защиту прав владельца объектов интеллектуальной собственности); рекламоспособность (способность концепции фирменного стиля и отдельных его элементов привносить определённый коммуникационный эффект); принцип конкурентного преимушества (необходимость вытраивать любой бренд на истинном или виртуальном конкурентном преимуществе, однозначно сформулированном в представлениях целевой аудитории); принцип соответствия потребностям целевой аудитории. Этапы разработки фирменного стиля.

Внедрение фирменного стиля компании происходит эволюционно не только в рамках её общей коммуникационной стратегии по формированию имиджа, но и просто в процессе хозяйственной деятельности компании. Поэтому потребности в целенаправленных действиях по продвижению собственно фирменного стиля нет. Гораздо важнее его соблюдение и правильное применение.

Внедрение фирменного стиля включает в себя набор определённых мероприятий, соблюдение которых позволит эффективно и в короткие сроки воплотить разработанную продукцию с элементами фирменного стиля в повседневные бизнес-процессы компании.

В нашей статье рассмотрим создание и внедрение фирменного стиля кафе «HOTDOGGER». Кафе было создано с целью получения прибыли от хозяйственной деятельности, которая направлена на удовлетворение спроса населения в общественном питании.

Кафе «HOTDOGGER» ( г.Ухта, проспект Ленина, 32) — небольшое, уютное, с дизайном, выдержанном в ярких тонах. Кафе работает с 10-00 утра до 23-00 вечера. Зал рассчитан на 5 посадочных мест, в основном реализация осуществляется на вынос, также осуществляется доставка, режим которой совпадает с работой кафе.

Кафе «HOTDOGGER» - предприятие общественного питания с современным ассортиментом еды и напитков и повышенным уровнем обслуживания. Принципы, которыми руководствуются сотрудники кафе в обслуживании: мировые стандарты обслуживания гостей; своевременность изготовления еды; комфортная и креативная атмосфера.

Всё     это     позволяет     гостям     получить    максимальное    удовольствие    от     посещения     кафе «HOTDOGGER”. Как мы этого добились. Во время прохождения производственной практики (07.11.2016 — 21.01.2017) был проведён анализ финансово-хозяйственной деятельности и деятельности по целевому позицированию кафе « HOTDOGGER» (ООО «перспективная компания»). Результаты анализа позволили выявить ряд проблем, которые были решены с помощью выработки единого фирменного стиля предприятия.

Нами были определены задачи: 1). выполнение анализа внутренней среды кафе; 2).выполнение аназа внешней среды кафе; 3).разработка стратегии маркетинга кафе. А также использован Swot-метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: Strengths (сильные стороны); Weaknesses (слабые стороны); Opportunities (возможности); Threats (угрозы).

Swot-анализ, как известно, позволяет выявить, обладает ли компания внутренними ресурсами, чтобы реализовать имеющиеся возможности и противостоять угрозам. Он также показывает, какие внутренние слабости могут осложнить ситуацию. Swot-анализ помогает всесторонне проанализировать ситуацию, положение компании как в текущий момент времени, так и в будущем, указывает на те внутренние особенности компании, которые нуждаются в изменении или усилении.

Анализ же конкурентов позволяет дать чёткий ответ на следующие вопросы: 1). Существует множество предприятий, предлагающих аналогичные услуги и аналогичную продукцию или конкуренция ведётся ограниченным числом участников? 2).Какая часть рынка контролируется ведущими предприятиями?

Основным конкурентом в данном сегменте является кафе-пиццерия «ДоДо».

Анализ внутренней среды кафе показал, что сильными сторонами кафе являются: географическое положение, широкий ассортимент, высокое качество услуг и продукции, цены на услуги, а слабым был недостаточный управленческий опыт.

В результате анализа внешней среды кафе выявлены следующие возможности: привлечение инвесторов, привлечение новых клиентов за счёт обширной маркетинговой компании, а также угрозы: возможность появления новых конкурентов, снижение общего уровня покупательской способности, неблагоприятная политика государства.

Нами были разработаны следующие маркетинговые стратегии кафе: 1).За счёт удачного географического положения уменьшить количество новых конкурентов, которые могут выйти на рынок.2).За счёт привлекательного имиджа предприятия занять устойчивое положение на рынке. 3).За счёт приемлемых цен на услуги повысить уровень культуры населения. 4).За счёт высокой покупательской способности целевых потребителей улучшить эффективность рекламы.

Разработка миссии фирмы является первым этапом планирования деятельности организации.

Кафе «HOTDOGGE» предложило установить следующую миссию: «Наша фирма призвана качественно удовлетворять постоянно растущие потребности в оказании услуг в области общественного питания на рынке города Ухта. В дальнейшем мы планируем расширить свою сферу деятельности с целью лучшего удовлетворения потребностей населения, при этом создавая дополнительные рабочие места, достигая тем самым в конечном итоге получение большой прибыли».

Наши принципы: Качество

Мы работаем только с качественными и проверенными поставщиками. Мы используем исключительно сертифицированные продукты, которые соответствуют стандартам.

Команда

Кафе «HOTDOGGER» - это команда профессионалов, которая имеет многолетний оыт работы, награды и дипломы за оказание услуг в области питания и ресторанного бизнеса.

Комфорт

Кафе «HOTDOGGER» работает для того, чтобы Вы пришли к нам снова. Для этого мы создаём атмосферу уюта и комфорта. Благодаря соблюдению принципов качества, команды и комфорта, мы по праву можем гордиться уровнем предоставляемых услуг.

Следующим этапом является разработка базовых элементов и логотипа компании. Фирменный блог представляет собой традиционное, часто употребляемое сочетание нескольких элементов фирменного стиля (двух или более двух). Чаще всего это изобразительный товарный знак (или эмблема) и логотип. Фирменный блог кафе «HOTDOGGER» состоит из уникального графического написания и знака. Логотип был разработан именно таким, чтобы он был заметным и хорошо читаемым.

Фирменный лозунг (слоган)

Слоган может создаваться не только как фраза, передающая в яркой и образной форме основную идею конкретной рекламной компании, но и как постоянно используемый оригинальный девиз компании. Кафе «HOTDOGGER» - те самые хот-доги!

Фирменная гамма цветов

Цвет является важной составляющей фирменного стиля. Именно от правильно выбранного цвета зависит восприятие всего рекламного продукта в целом.

Основными цветами кафе были выбраны: красный, оранжевый и чёрный. Оранжевый цвет помогает вызвать прилив жизненных сил, создаёт оптимистический тонус. Оранжевый цвет в рекламе призван привлечь к себе внимание. Оранжевая часть используется как цвет новинок.

Красный цвет настраивает покупателя на решительные действия. Как отмечают психологи, красный цвет вызывает сильное желание совершить какое-нибудь действие. Семантика красного цвета как бы говорит: «Не проходи мимо, обрати внимание. Действуй ради того, чтобы действовать необдуманно, быстро, решительно, резко».

Чёрный цвет в рекламе мы решили использовать как исключение из правил. По нашему мнению, это нестандартное решение выражает особенный стиль кафе.

Именно эта гамма цветов использовалась в интерьере кафе, а также для изготовления деловой, рекламной и сувенирной продукции.

Далее последовала разработка документации рекламных материалов. Фирменный стиль помогает достичь определённой гармонии восприятия в рекламе, даже если рекламный продукт изготовлен разными исполнителями по заказу рекламодателя. Практически на все формы рекламы могут быть нанизаны элементы фирменного стиля, Чтобы потребители выделили конкретную компанию среди конкурентов, она должна иметь своё неповторимое и хорошо запоминающееся лицо, создаваемое с помощью элементов фирменного стиля, таких, как дисконтная карта, фирменная упаковка для хот-дога, фирменная упаковка для картошки-фри, вывески, формы одежды, интерьера и элементов декора.

Внедрение разработанного фирменного стиля кафе «HOTDOGGER» стало следующим нашим этапом. Тренинг (или передача знаний о бренде сотрудникам) [2 ] должен быть прост. Рекомендуется выделить на него целый день и желательно не выходной, иначе у сотрудников с самого начала будет негативный настрой: бренд «украл» у них законный отдых. В идеале в ходе тренинга сотрудники должны выполнить некоторые практические упражнения, позволяющие увидеть, что именно сотрудники кафе знают о своей компании, бренде, особенностях ведения бизнеса. Практическое занятие «Что мы знаем о нашем потребителе» позволяет создать портрет потребителя: пол, возраст, доход, привычки, что делает по вечерам, как общается с родственниками, на какой машине ездит. Практические упражнения помогут сотрудникам кафе понять, насколько важно и сложно то, что будет рассказываться им в течение дня.

После знакомства сотрудников с брендом приходит время представить новинку тем людям, для которых она создавалась, - потребителям.

По окончании разработки фирменного стиля перед нами встал вопрос оценки эффективности проделанной работы. Для оценки коммуникативной эффективности разработанного фирменного стиля нам надо было узнать, выполняет ли он поставленные задачи. Основной задачей фирменного стиля кафе «HOTDOGGER» было создание индивидуального образа компании, выделяющего её из числа конкурентов и соответствующего основной идее бренда.

Чтобы узнать, смог ли фирменный стиль выполнить свои задачи, нам надо было получить ответы на вопросы: 1).Соответствует ли разработанный логотип специфике деятельности кафе? 2).Выделяется ли он из числа логотипов конкурентных организаций? 3). Удачно ли выбраны фирменные цвета и шрифты? 4). Способствуют ли они повышению индивидуальности фирменного стиля? 5).Сочетаются ли разработанные стилеобразующие элементы с концепцией фирменного стиля? 6). Обеспечивают ли элементы фирменного стиля его единство и индивидуальность? 7).Воспринимает ли целевая аудитория разработанный фирменный стиль?

Получить ответы на эти вопросы нам позволил проведённый социологический опрос, который проводился следующим образом: респонденту демонстрировались элементы разработанного фирменного стиля, примеры его использования, после чего предлагалось ответить на вопросы. Опрос проводили в социальных сетях - «Facebook” и «В Контакте». В общей сложности в социальных сетях было опрошено 54 человека.

Были получены и проанализированы 54 заполненные анкеты. Возраст респондентов колеблется от 16 до 54 лет, 15 человек указали возрастной диапазон «16-21», 34 - «22-35», 5 - «36-50». На вопрос, соответствует ли разработанный логотип специфике деятельности кафе, 54 (100%) респондента ответили положительно. Демонстрируемый логотип не вызвал ассоциации с другими кафе ни у кого. Полученные ответы демонстрируют нам положительное восприятие разработанного логотипа большей частью целевой аудитории.

52 респондента (98,9%) посчитали, что цветовая схема для фирменного стиля кафе выбрана успешно, 0 человек посчитали её неудачной и ещё 2 (1,1 %) человека затруднились ответить. Также все опрошенные посчитали, что фирменные цвета кафе «HOTDOGGER» не схожи с цветовыми схемами других кафе города. Таким образом, значительный процент опрошенных считает выбор фирменных цветов успешным.

Фирменными шрифтами кафе остался доволен 41 респондент (75,9%), 12 человек (22,2%) затруднились ответить , и только 1 респондент (1,9%) посчитал выбор шрифтов неудачным.

О представленных стилеобразующих элементах положительно отозвался 51 опрошенный (94,4%), 2 человека (3,7%) затруднились ответить, 1 респондент (1,9%) посчитал, что стилеобразующие элементы разработаны неудачно..

На вопрос, прослеживается ли единство фирменного стиля на представленных макетах, все респонденты ответили положительно — 54 человека (100%).

Таким образом, процент респондентов, положительно оценивших элементы фирменного стиля, его единство и использование на различных носителях, значительно превышает процент респондентов, оценивших его отрицательно.

Созданный качественно, а главное, своевременно, фирменный стиль — это одна из важнейших составляющих продвижения и успеха фирмы или предприятия.

 

Список литературы

 

1. Добробабенко Н.С. Фирменный стиль: принципы разработки. -М.:Изд-во Инфра-М.,2009.

2. Наука и Технологии Разработка фирменного стиля//ШЬ:http://ixxi.me/raznoe/process-razrabbtki- firmennogo-stilva/ (Дата обращения 19.05.2014).