Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ ПРОДВИЖЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО СУВЕНИРА КАК КОМПОНЕНТА ТУРПРОДУКТА

Авторы:
Город:
Махачкала
ВУЗ:
Дата:
31 марта 2016г.

Известно, что индустрия сувенирного бизнеса является одним из элементов туристического бизнеса и сопровождает последний практически по всему миру. Сувениры являются визитной карточкой страны, ее культуры и искусства. Они выполняют познавательную роль, способствуют духовному обогащению людей, отражая культуру местности, а удовлетворяя покупательские потребности туристов, приносят ощутимую пользу региону.

Можно применить обобщенную классификацию подобной продукции по основным характеристикам: материалу, назначению, способу изготовления, художественному оформлению и тематике. Международные опыт демонстрирует, что каждая развитая туристская дестинация имеет свой символ (один или несколько), традиционно отражаемый в сувенирной продукции самого широкого ассортимента. Чаще всего это архитектурная или культурно-историческая достопримечательность. Распространены также национальные «специалитеты», характеризующие специфику дестинации в глазах туриста – сыр в Швейцарии, шоколад в Бельгии, розовое масло в Болгарии.

В России сложились вековые традиции производства и реализации сувенирной продукции, основанной на изделиях народных художественных промыслов. Многогранность российской истории и культуры, особенно в разрезе регионов, не позволяет выделить единый символ как направление сувенирной промышленности. Даже традиционная русская матрешка, популярная у иностранных туристов, в регионах не сможет конкурировать с местным традиционным продуктом промыслов (росписи по дереву и эмали, росписи керамики, металла, тканей; резьбы по дереву и кости; гончарного искусства; кружевоплетения;  плетения из растительных материалов; лаковой миниатюры; вышивки; ковроткачества; ювелирной продукции и т.д.).

В связи с этим, особую актуальность приобретают исследования спроса на сувенирную продукцию. Целевая аудитория подобных исследований должна формироваться на основе значительного усиления тренда переориентации турпотока на внутренний туризм.

Развитие данного направления должно сопровождаться исчерпывающей нормативно-правовой базой. Необходимо расширить рамки законодательства, представленного Федеральным законом «О народных художественных промыслах», Постановлением Правительства РФ «О регистрации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства» и другими нормативными актами, в том числе региональными, разработкой и реализацией региональных целевых программ, направленных на развитие сувенирной отрасли. Объемы данной продукции позволяют характеризовать это направление как самостоятельную отрасль в двух направлениях:

1.      Социально-экономическое развитие регионов, выражающееся в повышении занятости   местного населения и укрепления налоговой базы местных бюджетов.

2.     Включение в компонентную составляющую региональной туристской индустрии не только как в качестве поставщика сувенирной продукции, но и как самостоятельного  объекта показа (в части народных художественных промыслов). Например, в Дагестане, отельные направления внутреннего туризма совмещают объекты культурно-исторического, религиозного или архитектурного направления с традиционными промыслами той или иной местности (Кубачи – места религиозного паломничества и центр ювелирного промысла, Табасаран –        мифологические объекты и ковроткачество). Это позволяет расширить экскурсионные программы этнокультурной информацией, а также постепенно вводить в турпакет анимационную составляющую за счет проведения мастер-классов.

В перспективе сувенир может послужить основой для развития событийного туризма. Хорошим примером этому стало проведение новогодней ярмарки народных художественных промыслов в Москве. Есть примеры большой востребованности ярмарок и фестивалей, привязанных к традиционному сувениру, включающих в себя не только продажу продукции и демонстрации технологий изготовления с выполнением отдельных операций самими туристами, но и театрализованные постановки, погружение в историческую среду. Туристами востребовано сопровождение подобных мероприятий и экскурсионных программ гастрономической составляющей, которую также можно отнести к «сувенирной» компоненте. Список нематериального наследия ЮНЕСКО уже включает в себя турецкий кофе и армянский лаваш. Всего в список входит порядка 300 наименований. Учитывая широкую красочную палитру российских ремесел и наличие вековой непрерывной практики в сфере народных художественных традиций, перспектива вхождения в данный перечень является актуальной. Это позволит привлечь дополнительное внимание к проблемам промыслов, станет одним из факторов, способствующих формированию бренда народных художественных промыслов России и его продвижению на внешние рынки туристических услуг.

Однако следует признать, что проблемы продвижения на региональном уровне сейчас не существует. Сувениры, традиционные для той или иной местности, уже достаточно востребованы туристами и их номенклатура позволяет удовлетворить разные категории спроса, а заниматься продвижением палехской шкатулки в Тулу с ее пряниками и самоварами, не вполне целесообразно.

Острее стоит проблема отсутствия единой информационной базы, которая будет формироваться с учетом проведения экспертной оценки сувенирного изделия и закрепления за производителем определенных авторских прав. Отчасти это решит проблему вытеснения оригинальной, аутентичной продукции поделками низкого качества, но привлекательной ценовой категории. Уже упомянутую выше русскую матрешку, изготовленную в промышленных масштабах неизвестными производителями, но с широко известными проблемами качества и вредности используемых материалов, можно  легко приобрести на сайте  крупнейшего китайского интернет- магазина АлиЭкспресс. Безусловно, такое свободное, неконтролируемое использование русского сувенира может добавить негатива имиджу российского туризма.

В условиях сложившейся финансово-экономической ситуации в стране и дефицитности отдельных статей федерального и региональных бюджетов будет неправильно перекладывать проблемы развития сувенирной отрасли на плечи государства и федерального центра. Уже сегодня существуют положительные примеры инвестирования бизнеса в развитие сувенирной продукции, например, открытие индустриального парка «Оренбургский пуховый платок». Развитие в регионах сети индустриальных парков может включать в себя дополнительный элемент, реализующий задачи развития сувенирного производства. Льготы, предоставляемые резидентам индустриальных парков будут распространяться и на производителей изделий народных художественных промыслов и сувенирной продукции и стимулировать их к росту производства и более гибкой реакции на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Работа производителей данного направления на площадках индустриальных парков и их позиционирование как производителей сувенирной продукции позволит снизить барьеры для вхождение в региональные целевые программы с целью получения дополнительного финансирования.

В заключение необходимо отметить наличие большого потенциала сувенирного сопровождения турпакетов, входящих в концепцию возрождаемого Великого Шелкового пути. Многочисленные примеры туристских продуктов, связанных с тысячелетней историей караванного пути, а также высокая их востребованность на растущих туристских рынках Китая и Юго-Восточной Азии, позволяют прогнозировать стабильный спрос на сувенирную продукцию в данном контексте.



Список литературы

1.      Белов Михаил Сергеевич. Народные художественные промыслы в современном культурном пространстве Ивановской области: автореферат дис. ... кандидата культурологических наук: 24.00.01. - Шуя, 2012.- 24 с.

2.      Ганьшина Г.В., Чаус Н.В. Народные художественные промыслы как средство активизации событийного туризма в России // Ж. Современные проблемы сервиса и туризма. 2012. № 2. С. 76-86.

3.      Курбанова А.М. Искусство мастеров Кубачи // Ж. Современные проблемы сервиса и туризма. 2011. № 1. С.71-76.

4.      Курбанова А.М., Гусенова Д.А. Этическо-эстетические особенности гончарного искусства Дагестана // Ж. Теория и практика общественного развития. 2013. № 11. С. 408-411.

5.      Сидорина Т.В. Тенденции развития сувенирной сферы туризма / В сб.: Проблемы и перспективы развития лёгкой промышленности и сферы услуг. 2015. С. 95.

6.      Темирбекова А.З. Развитие государственно-частного партнерства в сфере туризма и гостеприимства России / В сб.: Стратегия развития туризма и рекреации. Материалы Международной научно-практической конференции. 2011. С. 164-166.