Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МАРКЕТИНГОВЫЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ СЕЛЬСКОЙ ТЕРРИТОРИИ КАК ОБЪЕКТУ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА

Авторы:
Город:
Омск
ВУЗ:
Дата:
03 января 2016г.

   Говоря о маркетинге сельских территорий в целом, следует отметить, что основной целью данного вида деятельности является повышение привлекательности и увеличение дохода территории за счет привлечения инвесторов (получение дополнительных финансовых ресурсов и преимуществ, сохранение собственных средств, сокращение расходов  и обнаружение новых импульсов для развития территории), таким образом основные маркетинговые усилия и инструменты направлены на привлечение на территорию инвесторов и инвестиций. В этом смысле важно учитывать, на какой стадии находятся отношения с инвесторами в регионе в целом, поскольку от этого во многом зависит, будут ли строиться отношения в отсутствии выбора, или инвестору придется сравнить между собой множество вариантов. Выбирая территорию или отрасль для вложения своих средств, инвестор руководствуется определенными характеристиками, такими как потенциал, уровень риска, доступность ресурсов. [3,4]

    Управление территорией невозможно без объективного маркетингового анализа обстановки, в которой функционируют хозяйствующие субъекты, а это в свою очередь требует тщательного выбора методики и методологии анализа социально-экономических процессов происходящих внутри территории.

Задачами оценки маркетингового анализа сельской территории являются:

-   определение общего социально-экономического развития территории;

-   оценка его существующего уровня инвестиционной привлекательности;

-   разработка мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности.

   На сегодняшний день исследователями не разработана единая методика проведения социально- экономического и маркетингового анализа и оценки инвестиционной привлекательности, как регионов, так и сельских территорий в частности, поэтому, существует несколько различных методик оценки инвестиционной привлекательности и социально-экономического анализа конкретных территорий, регионов, стран, причем эти методики постоянно меняются и перерабатываются.

   Особенности проведения анализа социально-экономического положения сельских территорий предопределяют специфику методов его осуществления, к которым относятся: метод сопоставления, факторный анализ, функциональный анализ.

    В Омской области одним из инструментов развития локальных территорий является формирование «Карты потребности» каждой конкретной территории. Проект «Карта потребности» запущен в конце 2010г и является своеобразным путеводителем для всех заинтересованных в улучшении качества жизни в конкретном районе. Инициатором разработки стала Ассоциация развития малого и среднего предпринимательства Омской области (АРП). Методику и сопровождение проекта обеспечил консалтинговый холдинг «Инновационная Бизнес Группа». За основу взяли концепцию, известную как «стратегия садоводства» — выращивание бизнеса непосредственно на локальной территории. Сущность концепции состоит в анализе потребности каждого из районов области в развития тех или иных предпринимательских проектов, в поиске инвесторов, т.е. субъектов, которые могут эти цели воплотить в жизнь, и помочь с привлечением. [6]

    Опираясь на накопленный зарубежный и российский опыт, с учетом особенностей сельской территории как объекта территориального маркетинга анализ социально-экономического положения и инвестиционной привлекательности может быть проведен с использованием различных методических подходов к проведению данного анализа.  

Таблица 1 Основные методические подходы к определению инвестиционной привлекательности сельской территории [1,2,5,7]

Наименование методики

Описание методики

Положительные стороны

Отрицательные

стороны

Определение уровня

прибыли от вложения капитала [1,5]

Инвестиционная

привлекательность определяется через уровень прибыли от общего объема вложенных инвестиций

Единовременный

расчет уровня прибыли по конкретному вложению

Узкая сфера

применения

Определение ин-

вестиционной привлекательности как совокупности общественно- политических, природно- хозяйственных и психологических характеристик [1,2,]

Осуществляется с

использованием интегрального показателя надежности инвестиционного климата, для оценки которого формируется определенная совокупность частных показателей

Определение

инвестиционной привлекательности как совокупности различных характеристик

Размытость оценки

составляющих показателей и неодно- значность оцениваемых характеристик

Рейтинговый свод по

сумме мест по определенным по- казателям [РЭА

«Эксперт»]

В результате данного свода

определяется рейтинговое

место территории в ряду других подобных на основе анкетирования представителей экспертного, инвестиционного

и банковского сообщества.

Определяется вклад

каждого частного риска или потенциала в итоговый индикатор

Отсутствие видимости,

на сколько, и в чем один регион привлекательнее другого

Оценка

инвестиционного потенциала и определенных типов

В методики данные показатели

рассчитываются как средневзвешенная сумма частных значений с присвоение

Все показатели

приведены к единому виду, используется их минимальный набор

Неточность оценки

инвестиционного климата ввиду

рисков [2]

коэффициента значимости

субъективной оценки

Оценка экономической

и рисковой составляющей [5]

Оценка происходит

посредством экономических и математических расчетов составляющих и дальнейшего их анализа

Включает в себя как

качественные так и количественные показатели

Сложность

математических подсчетов составляющих

Комплексная методика

оценки, с учетом территориальных факторов и отраслевых условий [5]

Расчет сводного интегрального

показателя, сформированного под влиянием множества частных факторов

Рассчитывается по

различным предприятиям и отраслям, характеризует развитие территории в целом

Сложность расчетов и

получений данных

Метод бальной оценки

[7]

Оценка происходит

посредством перевода разных шкал измерения в одну бальную

Позволяет оценить

качественные и количественные показатели

Требует наличие

предварительной экспертной оценки

 

   Выбор методики анализа сельских территорий заключается в поиске источников экономического роста «точек роста» с учетом комплексного маркетингового анализа. Определение, выбор и применение одной из методик, сформированных крупнейшими научными школами экономики и менеджмента, либо их синтез, в контексте сельской территории, должны формироваться.

   В результате анализа полученных данных, позволяющих определить специфику территории, разрабатываются альтернативные модели и формируется комплекс мероприятий по развитию сельской территории.

    Анализ отраслевого разнообразия субъектов малого бизнеса, структур поддержки малого бизнеса, ресурсных источников поддержки, внешней среды, необходимость ситуационного подхода способствуют созданию адаптивной модели регионального развития сельской территории на основе маркетинговых принципов (Рисунок 1.1.). 


Рис.1.1. Практическая маркетинговая модель управления сельской территорией

 

В результате полученных данных, позволяющих определить специфику территории, разрабатываются альтернативные модели и формируется комплекс мероприятий по развитию сельской территорией. При помощи четкой модели управления территорией может быть создано уникальное рыночное предложение, состоящее из комплекса мероприятий по развитию сельской территории.

 

Список литературы

1.     Андрюхова Н.Ю. Ультан. С.И. Сравнение методик оценки инвестиционной привлекательности регионов на основе зарубежного опыта и российской практики. / Материалы Международной научно-практической конференции «Молодые ученые о современном финансовом рынке РФ», 28 апреля 2011г., г.Пермь.

2.     Бакулина И.А. Устойчивое развитие сельских территорий на основе формирования инфраструктуры и методов поддержки малого и среднего предпринимательства. Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Воронеж 2007г.

3.     Радченко В.П. Маркетинг сельских территорий в системе территориального управления: принципы, инструментарный аппарат. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. Ростов-на-Дону, 2011год.

4.     Панкрухин А.П. Маркетинг территории, 2-е изд. дополн. СПб: Питер, 2006.

5.     Смаглюкова Т.М. Методика комплексной оценки инвестиционной привлекательности регионов с учетом их отраслевой специализации / Проблемы современной экономики. 2007. №3 (23).

6.     Федюнин В.В, Бачинина О.Н., Бабич К.Е. Взаимодействие власти и бизнеса: результаты и перспективы // Апрельские экономические чтения. Сборник международной научно-практической конференции. г.Омск. 2008. С.796-800.

7.     Цымбаленко С.В. Риски и расчет ставки дисконтирования в оценочной деятельности // Оценочная деятельность. 2006. №3. С. 62-67.