27 января 2019г.
Наблюдающееся в настоящее время усложнение современной системы международных отношений, происходящее в условиях кризиса геополитической, экономической и финансовой архитектуры, низкая эффективность попыток глобального управления миропорядком и необходимость демократизации процедуры принятия решений по глобальным проблемам в современной системе межгосударственных отношений, требуют от мирового сообщества новых, прорывных предложений по совершенствованию международного сотрудничества.
Международное научно-техническое сотрудничество – объективный процесс развития многообразных экономических и научно-технических связей между отдельными странами, группами стран. Одним из особо значимых проявлений развития международного научно-технического сотрудничества является партнёрство России и Индии в различных сферах в контексте поиска новых стратегических партнеров [4].
Исследование тенденций взаимодействия данных государств представляет существенный интерес, даёт возможность спрогнозировать развитие практически всех процессов развития, а также увидеть трансформацию экономического устройства Российской Федерации и Республики Индии.
Международные отношения между двумя государствами существовали на протяжении всей истории двух стран. В условиях различных исторических реалий они постоянно эволюционировали, переходя от одних форм к другим. Наиболее значимые события произошли в период с 50-х годов до момента распада СССР. В этот период научно-техническое сотрудничество достигло своего пика (запуск ракет, производство военно-промышленных комплексов, торговля оружием).
Основными причинами критического спада в сфере советско-индийского научно-технического сотрудничества в начале 90-х годов являются:
1) санкции СБ ООН против Ирака в 1990-м году, после которых СССР прекратил экспорт нефти и нефтепродуктов в Индию;
2) существенное сокращение финансирования индийских проектов Советским Союзом по причине ухудшения состояния собственной экономики;
3) вытеснение влияния России в Индии при одновременном увеличении притока иностранных инвестиций (КНР, США);
4) смена курса внешней политики РСФСР в ноябре-декабре 1991 года по кашмирской проблеме, игнорирование интересов Индии в этом регионе.
Успехом стало заключение летом 1994 года Соглашения о научно-техническом сотрудничестве, важной частью которого была обновленная Комплексная долгосрочная программа научно-технического сотрудничества (КПД) 1987 года. В декабре 1994 года было подписано Соглашение о реализации Долгосрочной программы военно-технического сотрудничества на период до 2000-го года. В рамках данной программы должны были происходить поставки вооружений в Индию на сумму 10 млрд. долларов.
В начале ХХI века Россия обращается к идее возвращения отношений с азиатскими партнерами. Такой поворот был обоснован двумя главными причинами: стратегическое развитие и поднятие военной мощи ослабленного государства, а также перемещение экономической оси мира в регион АТР.
По словам К. Рагхунатха, бывшего посла Индии в РФ, отношения между Россией и Индией с каждым годом расширяются и усиливаются. Посол связывает это не только с изменениями в экономической сфере общества, но и с усилением взаимного интереса двух государств. Традиционно два государства выделяют приоритетными следующие сферы взаимодействия: информационные технологии, биотехнологии, военно-стратегические возможности и другое.
Вопросы товарооборота остаются открытыми для нововведений. Доля России во внешнеторговом обороте Индия остается чрезвычайно мала. Этот показатель красноречиво говорит о последствиях российских экономических действий в период 90-х годов прошлого века.
Отрицательно повлияла сложившаяся политическая ситуация на развитие общественных наук. Практически полное прекращение взаимодействия в этих сферах не позволяет производить обмен необходимыми опытом и знаниями.
В настоящее время обе страны заняты установкой 12 российских ядерных реакторов на двух площадках. Недавнее соглашение увеличит долю Индии в производстве реакторов. Обе стороны приветствовали договорённости по локализации между ГК «Росатом» России и департаментом по атомной энергии Индии.
В целом индийско-российское соглашение о сотрудничестве в ядерной области включает следующее:
а) передача ядерных реакторов;
б) поставки топлива для обоих типов поставляемых реакторов и других реакторов, функционирующих в Индии, в том числе природный уран и обогащённый уран;
в) право на переработку отработанного ядерного топлива;
г) обеспечение поставок топлива при любых обстоятельствах;
д) принципиальное согласие о передаче технологии по переработке и обогащению.
Индия и Россия подтвердили своё намерение расширить сотрудничество в данной сфере и использовать возможности для расширения двусторонних связей.
Таким образом, богатое историческое наследие отношений России и Индии позволяет двум государствам оставаться важными стратегическими партнерами на протяжении нескольких десятилетий. Различные формы государственного устройства, внутренние экономические и политические кризисы не помешали сотрудничеству между двумя дружественными державами.
С эволюцией научно-технического развития Российская Федерация и Республика Индия находят все новые точки взаимодействия в различных областях научно-технического производства, примером которых могут послужить сферы нано и биотехнологий, развитие ядерных программ.
Список источников и литературы
1. Быков А.Н. “Постсоветское пространство: стратегии интеграции и новые вызовы глобализации”. М.: Алетея, 2009.
2. “Военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами. Анализ Рынков”. M.: Наука,2008.
3. Володин А.Г. “Российско-индийские отношения – национальное, региональное и глобальное измерение Тезисы к заседанию Ученого совета ИМЭМО РАН” // http://www.imemo.ru/files/File/ru/sc/2011/18052011_tez.pdf
4. Indo-Russian S&T Cooperation / Official Website for Embassy of India http://www.indianembassy.ru/index.php/ru/2013-07-06-10-32-15/2013-07-06-10-33-03
5. Nehru J. “Discovery of India”/ New Delhi/ 1988.