Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ПОЭТАПНОГО ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ВУЗАХ

Авторы:
Город:
Магнитогорск
ВУЗ:
Дата:
03 января 2016г.

     Внутренний контроль результатов финансово-хозяйственной деятельности необходим любому экономическому субъекту, в том числе и бюджетной организации высшего профессионального образования. Сегодня одной из стратегических задач развития системы образования в РФ является повышение эффективности управления федеральными государственными бюджетными образовательными учреждениями (ФГБОУ) в связи с высоким уровнем конкуренции и сокращением многих видов ресурсов. Одним из решений подобных проблем является создание внутри самих ФГБОУ эффективной системы внутреннего контроля (СВК).

С учетом специфики деятельности ФГБОУ компоненты СВК будут следующими [6]:

1)   среда контроля;

2)   оценка рисков;

3)   контрольные процедуры;

4)   информация и коммуникация;

5)   мониторинг.

     В отношении ВУЗа под системой внутреннего контроля необходимо понимать процесс, осуществляемый сотрудниками учреждения для достижения следующих целей [6]:

1)   обеспечение соблюдения действующего законодательства;

2)   осуществление эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности вуза;

3)         реализация комплекса мер, улучшающих взаимодействия руководства со структурными подразделениями учреждения;

4)   разработка и внедрение методов защиты и сохранности активов;

5)   предотвращение ошибок и хищения имущества вуза;

6)   обеспечение точности, полноты и защиты учетных записей от ошибок;

7)   проведение своевременной подготовки достоверной бухгалтерской и финансовой отчетности.

   В свою очередь процедуры внутреннего контроля являются неотъемлемой частью бизнес-процессов организации. Поэтому внедрение СВК в условиях реальных хозяйствующих субъектов начинается с выделения ключевых бизнес-процессов.

    Под понятием «бизнес-процесс» подразумевается набор необходимых и достаточных мероприятий, оптимально (наиболее эффективно) связывающих начало (точку входа в процесс) и результат решения (точку выхода из процесса) определенной экономической, административной или бизнес-задачи. То есть это мероприятия, приводящие к заданной результативности процесса. Улучшая бизнес-процессы, организация стремимся создать систему с «нулевым уровнем дефектов». [2].

     Выделим основные бизнес- процессы ВУЗа, сгруппируем их и представим на Рисунке 1 [1]. Во избежание неоправданной громоздкости СВК, необходимо проанализировать только те из них, которые целесообразны для внедрения процедур внутреннего контроля, так как внедрение контрольных процедур во всех подразделениях и направлениях деятельности приведет к возникновению значительных затрат, большая часть которых не окупится [3].




Рис.1. Классификация бизнес-процессов ВУЗа

 

    Таким образом, важным этапом внедрения СВК является определение подразделений и/или направления деятельности, для которых будут разрабатываться контрольные процедуры. Их состав может быть определен экспертным путем. В качестве экспертов могут выступать ректорат, деканы, заведующие кафедрой, т.е. те специалисты, которые обладают опытом и знанием бизнес-процессов, в большей степени подверженных различным рискам.

    В нашем случае для внедрения процедур внутреннего контроля экспертным путем отобран обеспечивающий бизнес-процесс, а именно, «Управление персоналом, трудом и заработной платой», т. к. именно он подвержен в большей степени различным рискам.

    При этом нужно учесть тот факт, что ВУЗ имеет определенную (специфическую) организационную структуру (Рисунок 2).

Рис.2. Организационная структура ВУЗа

 

На Рисунке 3 представлена типовая организационная структура кафедры.

 

Рис.3. Организационная структура кафедры

 

      Перейдем к анализу отобранного процесса с учетом приведенных выше организационных структур на предмет существования рисков, которые могут привести к значительным финансовым потерям для ВУЗа на примере профессорско-преподавательского состава (ППС) (Табл.1).

    Особая роль в повышении качества подготовки специалистов в ВУЗе возлагается на ППС, поскольку от уровня их профессиональной и психолого-педагогической подготовленности, мотивации к педагогической деятельности, дисциплинированности, во многом зависят и качество подготовки специалистов, и результативность экономической деятельности. Их деятельность сложна и многогранна, она включает методическую, научно-исследовательскую, воспитательную работы. Поэтому для организации эффективной работы высшей школы необходимо стимулирование, ориентированное на долгосрочную мотивацию трудовой деятельности преподавательских коллективов.

     Все вышесказанное  подтверждает безусловную важность анализа рисков, связанных с деятельностью кадров данной категории. В связи с этим целесообразно предложить представить перечень рисков, связанных с деятельностью ППС, их вероятность наступления, вес, последствия, а также соответствующие контрольные действия в виде следующей таблицы.

    Изобразим структуру приведенных рисков в виде диаграммы (Рисунок 3). А затем построим соответствующую карту рисков на основе экспертного мнения (Рисунок 4).


Рис.3. Риски, связанные с бизнес- процессом «Управление персоналом, трудом и заработной платой»


Рис.4. Карта рисков, связанных с деятельностью ППС

 

    Для успешного внедрения СВК следует постоянно проводить мониторинг результатов и совершенствование системы управления рисками. То есть реализовать обратную связь в системе управления рисками. Первая задача этой связи заключается в определении общей эффективности функционирования системы в целом. Кроме того, выявляются узкие места и слабые стороны риск-менеджмента в учреждении.

      Вторая задача анализ реализованных за период рисков, включая причины их реализации и связанные с этим изменения программы управления риском, если таковые требуются. Помимо перечисленного, на данном этапе происходит пополнение информационной базы о рисках. Обновленная информация используется на следующем цикле процесса риск-менеджмента.

    При этом нужно помнить о том, что СВК обеспечивает только разумную (не абсолютную) уверенность в достижении целей, учитывая следующие ограничения, свойственные системе внутреннего контроля [5]:

– человеческий фактор, который может включать в себя системные ошибки или ошибки при использовании автоматизированных средств контроля;

– преднамеренный сговор лиц, осуществляющих контроль;

– неприятие средств контроля руководством;

– влияние фактора затраты- выгоды.

       Следующим этапом является измерение действенности контрольных действий. Мониторинг средств контроля включает наблюдение за тем, функционируют ли они и были ли они изменены надлежащим образом в случае необходимости. Мониторинг средств контроля представляет собой процесс оценки эффективного функционирования системы внутреннего контроля во времени. [4]

     Безусловно, процедура оценки эффективности СВК очень важна, так как ее регулярное осуществление способствует повышению ее эффективности.

      Завершающий этап успешного внедрения СВК представляет собой выдвижение рекомендаций по применению контрольных действий. Рекомендации по созданию и оптимизации действующей СВК должна быть обоснована с точки зрения стоимостного анализа «выгоды – затраты».

      В соответствии с вышеизложенными подходами и рекомендациями к внедрению и оценке работы систем внутреннего контроля ВУЗа, необходимо обращать основное внимание на соответствие выстроенной в нем СВК действующим нормативным документам, особенностям деятельности учреждения, а также стремлению к минимизации рисков в хозяйственной деятельности и своевременному выявлению нарушений.



Список литературы

1.     Глущенко А.В., Егорова Е.М. «Методологический подход к организации управленческого учета в вузе с позиций процессного управления», 2011 г.;

2.     Замбржицкая Е.С.,; Харченко А. А.,; Кошелева А. Ю., «Особенности организации  СВК  в страховых компаниях»; журнал «Молодой  ученый» 2014 №03  март М.: ООО «Издательство Молодой  ученый». 2014.—1160 с. ISSN: 2072-0297

3.     Пименов Н.А Система внутреннего контроля хозяйствующих субъектов в кризисный период (научно- практическое издание). Библиотечка «Российской газеты». – М., 2009. - Выпуск №24. – 176с;

4.     М.В. Ризванова, «Система внутреннего контроля в организации», Журнал «Аудитор», №7 за 2014 год;

5.     «Модель COSO по новым правилам» Журнал «МСФО на практике» № 4, Апрель 2014;

6.     Замбржицкая Е.С., Логачёва А.В., Логачёва М.В.«Специфика понимания СВК для Высших учебных заведений»//Сборник    статей    международной    студенческой    научно-практической    конференции «Актуальные вопросы управления и предпринимательства».