Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МОДЕЛЬ РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ: УТОЧНЕННАЯ ПО ПРЕДЕЛЬНОСТИ СПРОСА

Авторы:
Город:
Ярославль
ВУЗ:
Дата:
28 марта 2016г.

Моделирование локального состояния конкретного рынка в структуре пространственно-временного континуума экономических отношений позволяет выделить его конкретные характеристики и установить закономерности их взаимосвязей. Проще говоря, состояние рыночных отношений в ограниченной системе «продавцы-покупатели» определяется соотношением их целевых установок и предельностью их возможностей. Описание предельности состояния граничных  условий в модели автономных экономических  отношений на конкретном рынке может позволить создать адекватную модель расчёта значений рыночного равновесия.

Состояние предложения на рынке определяется возможностями (потенциалом) производства (оценивается, прежде всего, через максимальный объем выпуска продукции) и возможностями логистики (оценивается, в первую очередь, через максимальный объем транспортируемых грузов). Сочетание этих двух факторов предложения и определяет цену и объем предложения конкретного товара на определенном рынке. Возможный вариант соотношения отпускной цены и логистических затрат отражается в известной поговорке: «За морем телушка — полушка, да рубль перевоз» (М. Салтыков-Щедрин, «Пошехонская старина»).

Состояние спроса также определяется соотношением двух факторов: финансовыми (меновыми) возможностями покупателей в отношении конкретного товара (услуги) и возможностями его максимального потребления, оцениваемую через предельную полезность, которая обстоятельно изучалась маржиналистами. Поэтому, совокупность их теоретических подходов интересна с позиции поставленной проблематики статьи.

Вслед за родоначальником утилитаризма И. Бентама (1748-1832) маржиналисты приняли этику гедонизма и термин "полезность", ставший одним из центральных в неоклассической теории потребительского поведения. Но в этом случае полезность рассматривается как категория, выходящая за пределы экономической науки. Она является предметом рассмотрения, скорее, психологии. Вопросы, насколько уместно понятие "полезность" в экономике, что вообще есть полезность и можно ли (и как) ее объективно оценивать, еще долго оставались спорными [1, с.14].

Действительно, ответить на вопрос  «Сколько покупатель купит апельсинов при неограниченных финансовых возможностях?», можно, если учитывать психологию покупателя, прежде всего, его ценностные ориентации.

В психике всех людей, так или иначе, присутствуют, но у разных индивидов по-разному взаимодействуют между собой: врождённые инстинкты, традиции культуры, собственное ограниченное разумение, "интуиция вообще". В зависимости от того, как все эти компоненты иерархически организованы в психике индивидов, можно говорить о строе психики каждого из них. На этом основании можно выделить основные типы строя психики индивидов:

1)      люди, чьё поведение подчинено инстинктам, а разум обслуживает инстинктивные потребности и пытается приспособить к этому служению интуицию;

2)      люди, чей разум служит инстинктам, но которые систематически отвергают свои интуитивные прозрения, либо они лишены интуиции;

3)     люди, чей разум не является невольником инстинктов, но, упиваясь своей независимостью от них, отвергает интуитивные прозрения либо они её лишены;

4)    люди, чей разум в своём развитии опирается на инстинкты, прислушивается к интуитивным прозрениям и строит своё поведение на этой основе [2, с.9-10].

Соответственно, покупатель с «животным» типом строя психики (группа 1) будет покупать максимум дешевого (доступного) товара. Предельность спроса непосредственно определяется предельностью менового потенциала покупателя при беспредельном насыщении рынка. Покупатель-«зомби» (группа 2) будет приобретать те товары и столько, сколько ему велит традиция или обычай той социальной группы, к которой он принадлежит. Традиция – это самая большая экономическая ценность, поскольку она приносила веками, приносит и, скорее всего, еще очень долго будет приносить стабильный доход. Ничто так ни ценно в экономике рыночных отношений, как знание традиций покупателя.

Можно предположить, что покупатель первой группы купит столько апельсинов (если это самые дешевые фрукты на рынке), сколько унесет, а покупатель второй группы – килограмм апельсин на день рождения и два килограмма на новогодние праздники.

Покупательское поведение представителей третьей и четвертой группы вообще никак не прогнозируется методами экономико-математического анализа. Система целеполагания носителей «демонического» (группа 3) и «человеческого» (группа 4) типов строя психики может формировать их цели на десятки и сотни лет, в том числе

за пределами человеческой жизни. Так, если им понадобятся апельсины через триста лет, то сегодня их, скорее будут интересовать только апельсиновые косточки и прогноз климата на период после трех веков.

Маржиналисты рассматривали ценность блага не с точки зрения производителя, т.е. не с позиции издержек, как это делали классики, а с позиции потребителя и его субъективных оценок товаров и услуг. Но при таком подходе существовали проблемы: если издержки производства имеют объективный характер и их можно физически измерить и посчитать в денежном выражении, то полезность блага носит субъективный характер и с трудом поддается реальному подсчету. Это разделило школу маржиналистов на тех, кто утверждал, что полезность можно количественно измерить - кардиналистов, и тех, кто отрицал не только необходимость, но и возможность количественного измерения полезности, и предлагал потребителю сравнить два набора благ и выбрать более и менее предпочитаемый – ординалистов. Кардиналистская версия потребительской теории главенствовала в период с 1870-х по 1900-е гг. В начале XX в. усилилась критика в адрес кардиналистов и появились работы теоретиков ординализма [1, с.15].

Таким образом, в экономическом моделировании рыночных отношений реально учитывать, прежде всего, объем (уровень) финансовых возможностей покупателя.

Целью  статьи  является  описание модели  рыночного равновесия      с  учетом предельности финансовой возможности покупателя.

Финансовый объем спроса (МD) представляет собой фиксированную сумму средств, которая выделяется в условном сводном бюджете всех покупателей данного рынка на приобретение определенного товара. Как известно, этот объем является ограниченным как для населения (домохозяйств), так и для предприятий (экономических организаций), так и для государства. В результате соотнесения спроса и предложения устанавливается равновесное значение цены (РЕ) и объема покупки-продажи (QЕ).

Однако покупателей мало интересует цена, их интересует получение такого количества товаров (услуг),

которое соответствует их ожиданиям (QT) до начала формирования рыночных отношений. Говоря по-другому, спрос определяется целевой установкой приобретателей определенного товара некоторого качества – вектором цели по натуральному объему спроса.

При этом, идеальное (справедливое) рыночное равновесие наблюдается, если финансовый объем спроса тождественен финансовому объему предложения (МS) – совокупному доходу всех продавцов товара (услуги) определенного рынка – и натуральный объем спроса (QD) тождественен натуральному объему предложения (QS), что может быть записано следующим образом:


Это цена, по которой покупатели могут и готовы купить количество товаров или услуг равно QD, которое фирмы готовы обеспечить QS. При цене ниже РЕ наблюдается ситуация превышения спроса над предложением, т.е. дефицит. В этой ситуации покупатели будут предлагать повышение для обеспечения доступного снабжения спроса. Покупатели, которые не в состоянии или не расположены заплатить более высокую цену отпадут от переговоров по заключению ряда поставок. Более высокая цена стимулирует продавцов к увеличению объемов продаж, что приведет к увеличению объемов предложения. Пока продажная цена будет ниже РЕ, превышение спроса на определенный товар сохранится и переговоры по совершению ряда поставок будут продолжаться. Переговоры по увеличению объемов поставок товара на рынок будут продолжаться до тех пор, пока существует дефицит.

По другую сторону цены рыночного равновесия наблюдается ситуация превышения предложения над спросом, т.е. избыток. При цене выше РЕ производители снабжают рынок товаром в количестве QS большем, чем потребители готовы купить. В данном случае, объемы производства и поставки товара на рынок выше оптимального уровня, при этом часть товаров остается нераспроданной. С момента образования излишка производители вынуждены будут снижать цену в стремлении реализации их  товаров. При  снижении цены увеличивается число покупателей, которые готовы и способны приобретать товар по такой цене. Известно, что объемы продаж, скажем гамбургеров, увеличиваются при уменьшении цены. С другой стороны, производители будут снижать объемы производства, чтобы учесть уменьшенный потребительский спрос, т.е. не допустить образования избытка в будущем [3, с.118-119].

Избыток, т.е. лишний, не запрашиваемый спросом товар, является ситуационной проблемой стороны предложения, а дефицит – это задача для стороны спроса. Эту проблему покупатели могут решать только двумя способами: либо удовлетворяться получаемым объемом («по одежке - протягивай ножки»), либо увеличивать финансовый потенциал – находить и выделять больше средств для обеспечения удовлетворения заданного объема спроса.

В первом случае либо будет формироваться жизненный (управленческий) опыт организации экономного потребления (для предприятий известен больше как бережливое производство), либо произойдет деградация системы потребления и самого покупателя как в экономическом, так и социальном смысле.


Во втором случае рост финансового объема спроса возможен только вплоть до некоторой максимально возможной величины, до предельного значения (ММ) за счет пересмотра других статей расхода условного свободного бюджета покупателей (Рисунок 1). Графически это можно продемонстрировать так: чтобы увеличить объем приобретения - «переместить» вертикальную линию вправо (стрелка 2), необходимо увеличить объем финансовый объем спроса - «поднять» нижнюю горизонтальную линию вверх (стрелка 1). Несложно понимать, что в пределе значение ММ определяется величиной имеющихся у покупателей денежных средств и максимальной величиной заемных средств. Основной целью дополнительного финансирования, вплоть до некоторой величины (МТ), является получение желаемого объема товара (QТ).

Увеличение объема финансирования оказывает влияние на состояние рыночных отношений и положение точки равновесия (QЕ - РЕ). Очевидно, что дополнительно привлекаемые финансовые средства (MD → MM) не берутся ниоткуда, они отвлекаются от других целей и формируются за счет уменьшения финансирования спроса на другие товары и услуги. Соответственно, чем больше финансовых средств привлекается для увеличения объема спроса, тем сложнее осуществлять такое увеличение. Таким образом, помимо традиционных видов ценности (меновой и потребительской), следует рассматривать также ценность дополнительного приобретения, показатель которой может быть рассчитан следующим образом:


где: М – текущее значение объема финансирования (MD ≤ M ≤ MM).

Это означает, что каждая последующая единица дополнительно полученного блага будет более ценной, чем предыдущая (Рисунок 2). Ценность дополнительного (альтернативного) приобретения – ценность товара для потребителя, дополнительный объем (количество) которого приобретается за счет ожидаемого приобретения другого товара.


Вне зависимости от того, какие именно средства привлекаются для приобретения определенного товара (запланированные или дополнительно привлекаемые), значение цены рыночного равновесия (РЕ), при котором продается равновесное количество товаров (QЕ), определяется из уравнения:


где: РР – цена производителя (оптового продавца); λ – рыночная постоянная.

Рассматривая соотношение спроса и предложения с позиции предельности, можно дать следующее определение базового экономического термина: рынок – это система установления баланса между предельностью товарного (натурального) объема предложения и предельностью финансового объема спроса для удовлетворения желаемого объема спроса и получения запланированного объема дохода (прибыли).

В качестве примера рассмотрим рынок яблок. В качестве натуральных единиц измерений объема спроса и предложения примем килограммы, а финансовых единиц – рубли. Допустим, что необходимые для расчёта точки равновесия коэффициентов и показатели рынка яблок некоторого города имеют следующие значения: МD = 20 000 руб.; λ = 0,021 руб.2/кг; РР = 5 руб.; ММ = 80 000 руб. Необходимо определить, каким должен быть совокупный объем финансирования спроса, чтобы жители за некий период времени могли купить 5 тонн яблок.

Решая равенство (5) получим, что объем продаж и рыночная цена яблок для первоначально выделенного объема финансирования спроса (МD) будут составлять: QE = 1 791 кг, PE = 11,16 руб. соответственно. Далее продемонстрируем, как изменятся параметры рыночного равновесия, а также коэффициент ценности дополнительного (альтернативного) приобретения с увеличением значения МD (Табл.1, Рисунок 3).


 

Таблица 1

Влияние предельности спроса на равновесие рынка 

 

 

Заданное значение объема приобретения яблок (QТ = 5 000 кг) достигается при объеме финансирования спроса от шестидесяти до восьмидесяти тысяч рублей. Уточненный расчет показывает, что искомый объем финансирования составляет 76 500 р., что также представлено в Табл.1. По полученным данным можно определить и коэффициент эффективности дополнительных затрат (kЭДЗ) по показателям увеличения рыночной цены и приращения финансирования, который составляет: kЭДЗ = (15,30 – 11,16) / 11,16 / (76 500 – 20 000) / 20 000= 0,131.

Приведенный анализ рыночного равновесия с позиции финансового обеспечения спроса показывает, что возможны три принципиально разных ситуации:

1)    свободное, не затрудненное приобретение (M ≤ M D);

2)    затрудненное, альтернативное приобретение (MD ≤ M < M М);

3)    невозможное приобретение (M ≥ M М).

Очевидно, что данная статья раскрывает возможность применения функциональных зависимостей для экономического анализа, поэтому  ее, вместе с рядом подобных публикаций, можно отнести к «экономике функциональных уравнений». Современное состояние экономики можно обозначить как «арифметическая экономика», поскольку в современном экономическом анализе в основном применяются четыре базовых математических действия. Представляется, что следующим этапом применения  математического аппарата в повседневной практике экономистов отдельных отраслей и предприятий будет экономика численного интегрирования с доминантой применения численного моделирования для решения конкретных задач их хозяйственной деятельности.

Отметим также, что возможно применение маржиналистского подхода не только к пониманию социально- экономических процессов, но и технических. Скажем, в предельности своего развития сварка, как технологический процесс, представляет собой создание любого неразъемного соединения при минимальных энергозатратах и использовании минимального по размерам оборудования. Предполагается, что даже при сварке мостов и подводных лодок будет применяться оборудование не больше авторучки с применением эффекта нано- резонанса.

В завершение необходимо также указать, что данная статья направлена на раскрытие общих закономерностей развития рыночных отношений, что делает ее удобной и необходимой для использования в учебном процессе. при изучении основ экономической теории.

Выводы:

1. Для анализа экономического поведения покупателей важно привлечь теорию типов строя психики.

3. Предельность спроса определяется предельностью объемов финансирования, который может быть сформирован покупателями за счет дополнительно привлекаемых на данный рынок средств.

3. При принудительном финансировании рынка для каждой единицы товара возрастает ценность дополнительного (альтернативного) приобретения.

 

Список литературы

1.      Семенова-Слабкович Я.А. Анализ подходов к исследованию теории поведения потребителя / Я.А. Семенова-Слабкович // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2013. - № 8 (106). – С. 14-18.

2.      Петрова Ф.Н. Подготовка кадров в современных условиях. Монография – Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2001. – 348 с.

3.      Webster T.J. Managerial Economics: Theory and Practice / Thomas J. Webster. - NY: Academic Press, 2003. - 755 p.