Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ И МЕХАНИЗМЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
03 февраля 2018г.

Кредитная политика «определяет задачи и приоритеты кредитной деятельности банка, средства и методы их реализации, а также принципы и порядок организации кредитного процесса. Кредитная политика создает основу организации кредитной работы банка в соответствии с общей стратегией его деятельности, будучи необходимым условием разработки системы документов, регламентирующих процесс кредитования».

Банковская деятельность (в том числе в области кредитной политики) регулируется в нашей стране Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. №395«О банках и банковской деятельности», в соответствии с которым глобальной целью коммерческого банка в области кредитной политики является извлечение прибыли от банковской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России в процессе привлечения во вклады денежных средств на условиях возвратности, платности, срочности, а также их последующего размещения в кредитование и другие, связанные с кредитованием виды банковской деятельности. [1].

Целью кредитной политики коммерческого банка является в стратегическом плане создание условий для развития кредитных операций в широком смысле, повышения их доходности при приемлемом уровне рисков и соблюдении банком требований банковского законодательства.

Прежде чем осуществлять деятельность по предоставлению кредитов, банк должен сформулировать свою кредитную политику во взаимосвязи с его политиками применительно ко всем другим направлениям деятельности, а также предусмотреть способы и средства ее воплощения в реальную практику. При этом определяются не только основные приоритеты банка на кредитном рынке, но и совокупность принципов, методов и инструментов, делающих механизм кредитования эффективным.

Сформулированная и закрепленная в документах банка позиция его руководства по самым выгодным приоритетам банка на рынке кредитования, объектам кредитования, категорий заемщиков, характера отношений с заемщиками (долгосрочные отношения или разовые сделки), видов и размеров кредитов, схем обслуживания кредитов, форм обеспечения возвратности, целей кредитования и ожидаемый уровень рентабельности - это и есть кредитная политика банка.

Конечной целью кредитной политики любого банка является формирование оптимального кредитного портфеля.

Укрупненные целевые ориентиры деятельности банка должны стать конкретными планами с конкретными целями, способы достижения которых представлены в следующей таблице.


Таблица 1.  

Цели деятельности банка и способы их достижений


Цели

Способы достижения

Производственные

Увеличение доли кредитов, обеспеченности клиентов услугами банка по кредитованию, улучшение структурных показателей (соотношения между надежными и  

 

ненадежными кредитами)

Сбытовые

Формирование новых каналов и методов продажи

Функциональные (цели коммуникации)

Создание необходимых подразделений, повышение уровня

персонала

Повышение имиджа

Формирование присущего только данному банку стиля,

улучшение качества услуг, применение инновационных технологий, применение рекламных элементов в банковской деятельности

Источник: Составлено автором по теоретическим данным [5]

 

Выше перечисленные цели должны быть конкретными, реальными для достижения и взаимно поддерживающими, они должны быть увязаны с имеющимися возможностями и подкреплены ресурсами и определенными практическими мероприятиями, включать определение типов и степеней допустимых рисков, содержать описание ожидаемых результатов.

В процессе реализации конечных целей в длительном периоде времени на кредитном рынке могут происходить существенные изменения. Могут меняться процентные ставки, приоритеты государственной денежной и кредитной политики, ситуация в экономике. Конкретные, оперативные цели на краткосрочную перспективу позволяют учесть такие изменения.

Оперативные цели принимают характер плановых, обязательных для выполнения заданий для подразделений и персонала.

При выборе оперативных целей необходимо учитывать значимость оперативной цели, наличие устойчивых ее связей с конечной целью, гибкость цели, то есть возможность ее изменения, возможность количественной оценки и мониторинга состояния цели.

Оперативные цели кредитной политики коммерческого банка связаны с интересами разных лиц, которые могут противоречить друг другу. Так, заемщики банка заинтересованы в получении необходимого объема кредита с наиболее выгодными условиями, а кредиторы стремятся разместить свои средства максимально надежно и доходно. Руководство банка ставит своей задачей увеличить прибыль и рентабельность кредитных операций банка, привлечь к сотрудничеству крупных, надежных клиентов. Органы банковского надзора в лице Банка России и его подразделений заинтересованы в стабильном положении коммерческих банков, соблюдении ими банковского законодательства и установленных границ кредитных рисков.

В этих условиях в качестве оперативных целей отдельного банка могут выступать: формирование оптимального кредитного портфеля, упрочение позиций банка на кредитном рынке или его проникновение на новый сегмент, минимизация кредитных рисков, повышение имиджа банка через расширение кредитных услуг, повышение их качества, оптимизация клиентской базы. Качественная кредитная политика, если ее положения используются на практике, хотя и не гарантирует безусловного успеха, однако способствует осмысленной координации на кредитном рынке.

При этом различные подразделения банка обеспечиваются необходимыми продуманными технологиями для осуществления процесса кредитования. Значительно снижается риск непродуманных управленческих решений. Руководство банка получает важный критерий оценки качества управления кредитным подразделением.

Банк должен публично раскрывать информацию о своей кредитной политике в составе отчетности, которая представляется в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России.

Не существует единой кредитной политики для всех банков. Каждый банк формирует свою собственную кредитную политику, учитывая экономические, политические, организационные и иные факторы, влияющие на его деятельность. Кредитная политика выражается в виде стратегии и тактики в области организации и осуществления кредитования. Стратегия – это цель и методы ее реализации, тактика – совокупность конкретных средств, приемов и методов достижения цели.

Стратегию банка в кредитных операциях можно определить как систему целей кредитной политики, приоритетов и принципов, а также существующих ограничений в процессе реализации кредитной политики. В связи с этим цели кредитной политики банка должны носить обоснованный и согласованный характер и должны быть реально достижимыми с учетом состояния и динамики кредитного рынка и кредитного потенциала банка.

Приоритеты в кредитной политике определяют основные объекты и субъекты кредитования, отрасли экономики, где следует сосредоточить активность кредитной работы, а также наиболее привлекательные для кредитования регионы страны. Кредитная политика в части стратегии включает в себя общие приоритеты, принципы и цели банка на кредитном рынке. Цели банка на кредитном рынке согласуются с его общими стратегическими целями. При этом реализация стратегии осуществляется на всех уровнях банка.



В процессе формирования стратегии кредитной политики коммерческого банка необходимо учитывать принципы, приведенные в таблице 2.


Таблица 2 

Принципы формирования стратегии кредитной политики банка


Системность

Сочетание кредитной стратегии с общей стратегией банка.

Необходимость исходить из возможности использования доступных для конкретного банка стратегий в сложившихся рыночных условиях.

Комплексность

Отражение всей системы кредитных отношений данного

банка как в сфере активных, так и пассивных кредитных операций.

Индивидуальность

Учитывается специфика банка: состав клиентов и их

потребности, сегменты финансового рынка, в которых работает банк, региональные особенности, уровень квалификации персонала, состояние депозитной базы с точки зрения структуры и сроков депозитов.

Подчинение единой внутренней логике

Это касается в первую очередь сопоставимости и

взаимообусловленности целей кредитной политики.

Источник: Составлено автором по теоретическим данным [5]

 

Кредитная политика должна регламентировать допустимые границы рисков, уровень принятия управленческих решений, полномочия и функции отдельных кредитных подразделений.

Стратегия разрабатывается исходя из существующей системы ограничений, которая с одной стороны носит рыночный характер, а с другой стороны представлена административно-экономическими границами, в которых коммерческий банк обязан осуществлять кредитную деятельность. К их числу относятся: нормы банковского законодательства Российской Федерации, установленный уровень экономических нормативов деятельности банка, существующий порядок обязательного резервирования, требования Банка России к финансовой устойчивости коммерческого банка.

Кредитная политика в части тактики определяет финансовый и иной инструментарий, используемый банком для реализации его целей при осуществлении кредитных сделок, правила их совершения, порядок организации кредитного процесса, уровень компетенции руководителей и сотрудников банка, установление лимитов кредитования отдельным категориям клиентов, предпочтительный круг клиентов-заемщиков, нежелательный для банка контингент заемщиков, управление кредитными рисками, систему контроля за исполнением сделок, организацию сопровождения кредитов и другие вопросы.

Для принятия банком обоснованных решений вопросов важное значение имеют, как четкая и взвешенная постановка общих целей, так и адекватный анализ кредитного рынка. В соответствии с п. 2.3 Положения ЦБ РФ от 26.03.2004 №254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" (далее - Положение) уполномоченный орган управления банка принимает внутренние документы банка по вопросам классификации кредитов (ссуд) и формирования соответствующих резервов, которые должны соответствовать требованиям этого Положения и иных нормативных правовых актов по вопросам кредитной политики и методов ее реализации [3].

Во внутренних документах банка отражается следующая информация по кредитованию: [7].

-система оценки кредитных рисков, которая позволяет классифицировать кредиты в зависимости от их качества. В этой системе содержится более подробная процедура оценки качества кредитов и формирования резерва;

-порядок оценки ссуд, а также критерии их оценки, порядок оформления документов;

-процедуры принятия и исполнения решений о формировании резерва;

-процедуры принятия и исполнения решений о признании задолженности по ссудам безнадежной для взыскания и ее списании с баланса банка;

-описание методов и правил для оценки финансового положения заемщика, перечень основных используемых источников информации по этому вопросу, а также круг сведений, которые необходимы для оценки финансового положения заемщика и полномочия работников банка, проводящих такую оценку;

-критерии, по которым определяется существенность оборотов средств по банковским счетам заемщиков, сумм и сроков текущей картотеки неоплаченных расчетных документов к счетам заемщика, задолженности перед бюджетами и внебюджетными фондами, просроченной задолженности перед Банком России, порядок анализа причин возникновения такой картотеки и задолженности для оценки финансового положения заемщика - юридического лица;

-критерии оценки информации, которую предоставляет заемщик (ее полноты, актуальности, достоверности), а также возможные способы получения информации о заемщике, в том числе о его финансовом положении, производственной и финансово-хозяйственной деятельности, цели, на которую кредит будет предоставлен, об обеспечении кредита и о планируемых источниках исполнения заемщиком кредитных обязательств;

-порядок контроля за правильностью оценки и определения размеров резервов под кредиты;

-критерии существенности для заемщика его просроченной дебиторской задолженности;

-порядок составления и дальнейшего ведения досье заемщика;

-порядок документального оформления и составления профессионального суждения;

-порядок и периодичность определения так называемой справедливой стоимости залога;

-порядок и периодичность оценки ликвидности залога, а также порядок определения размера резерва с учетом обеспечения по ссуде;

-порядок оценки кредитного риска по портфелю однородных ссуд;

-порядок и периодичность формирования, уточнения размера резерва;

-порядок использования иных существенных факторов при определении банком категории качества ссуд и принятия решения об их использовании.

Положения кредитной политики должны быть подкреплены практическими мерами, которые и являются механизмами ее реализации. Все меры, которые призваны реализовать запланированную кредитную политику в предполагаемых обстоятельствах, также должны быть рассмотрены и быть одобрены руководством банка, а соответствующие решения отражены во внутренних документах.

Устанавливаются и пересматриваются значения приемлемых рисков и лимиты кредитования. Необходимо разнообразить свои кредитные услуги и повышать их качество, расширять клиентуру заемщиков при условии, если кредитная политика включает в себя подобные цели. Для повышения уровня возвратности выданных кредитов должна тщательно проверяться кредитоспособность заемщиков банка. Необходимо вовремя и в достаточном объеме формировать резервы для покрытия возможных убытков от кредитной деятельности, совершенствовать информационно-аналитическое, методическое и организационное обеспечение кредитного процесса и так далее.

Обязательный для всех банков комплект инструктивных и методических материалов является особым блоком механизмов реализации кредитной политики. Комплект данных материалов регламентирует все аспекты организации работы банка на кредитном рынке. Кроме норм законодательства и официальных документов Банка России в этот комплект необходимо включать:

-решения руководящих органов банка, которые относятся к деятельности кредитного подразделения;

-утвержденная кредитная политика банка на текущий период;

-положения о порядке разработки и утверждения кредитной политики банка и руководства по проведению кредитных операций банка;

- и другие документы.

Работа подразделения, осуществляющего кредитную политику банка, регламентируется: Положением о кредитном подразделении, должностными инструкциями сотрудников подразделения и руководством по проведению кредитных операций, которое часто именуется кредитным меморандумом. Он включает в себя описание полномочий кредитных работников банка, порядок рассмотрения кредитных заявок потенциальных заемщиков и разрешения кредита, инструкцию по организации кредитования, порядок взаимодействий подразделений методические указания по анализу кредитоспособности клиентов, кредитного портфеля, выполнения кредитных договоров. Кроме того меморандум содержит методики расчета цены кредитов, определения цен предметов залога, расчета процентов, лимитов кредитования и проверки их соблюдения, проведения встреч-интервью с заемщиками, проверки организации, являющейся заемщиком, получение о нем дополнительной информации у третьих лиц, а также инструкцию по ведению кредитной документации.

Номинальное значение банковской кредитной ставки должно компенсировать затраты на привлечение ресурсов и реальные кредитные риски, а также обеспечивать получение нормальной прибыли. Убытки банки несут из-за того, что получают доходы от кредитования в размерах, не компенсирующих даже затрат на привлечение ресурсов.

Однако нельзя пытаться компенсировать высокие риски произвольным увеличением размеров ставок процента. Такой путь не в интересах банков, непосилен он и для заемщиков. Должен быть найден механизм взаимовыгодного кредитования - установление экономически обоснованных величин процентных ставок, обеспечивающих банку нормальную процентную маржу и премии за кредитные риски, способствующую эффективному функционированию заемщика.

Для этого необходимо разработать методики, позволяющие определять нижние и верхние границы процентных ставок и правила их периодического пересмотра, верно классифицировать свои издержки на выдачу кредитов, разграничивая затраты, обусловленные относительными объективными факторами, и затраты, зависящие от качества работы самих банков, определять внутренние резервы снижения банками своих издержек и соответственно процентных ставок, вырабатывать стимулы и механизмы использования таких резервов, в частности, путем установления ограничений на включение управленческих расходов банков в цену кредитов.

Существуют и другие способы снижения цен банковских кредитов: снижение нагрузки, связанной с формированием фондов обязательного резервирования, рационализация формирования резервов под ссуды, оптимизация налогообложения банков, сокращение косвенных расходов.

Помимо собственного кредитного подразделения действуют представительный кредитный комитет, комитет управления кредитными рисками, отдел кредитной политики, отдел кредитного анализа, отдел оформления кредитов. Для получения маркетинговой информацию с рынка кредитов необходима своя маркетинговая служба. Желательно участие службы экономической безопасности.

Поскольку основополагающие принципы кредитования - срочность, возвратность, платность, должны быть созданы условия для возврата средств в необходимые сроки. Под возвратностью кредита понимается своевременное и полное погашение заемщиком полученной им суммы кредита (основного долга) и соответствующих сумм банковского процента (включая комиссионные и прочее). Источники погашения кредитов делятся на первичные и вторичные. Первичные - это доход заемщика, вторичными считаются выручка от реализации заложенного имущества, средства, обещанные гарантом или поручителем сделки, страховой организацией.

Таким образом, доход оказывается реальной гарантией возврата кредита, если заемщик - финансово устойчивый и готовый к честному сотрудничеству с банком клиент, то есть первоклассный заемщик. Однако далеко не все заемщики первоклассные, поэтому существует необходимость обращения к вторичным источникам обеспечения их возвратности и использования принудительной формы взыскания причитающихся банку денег. Систему обеспечения возвратности кредитов следует формировать с таким расчетом, чтобы она работала не только после того, как наступил срок возврата кредита, но главным образом до принятия решения о выдаче кредита.

 

Список литературы

 

 

1.        Федеральный закон Российской Федерации от 02.12.1990 г. №395-1 (ред. от 01.05.2017) «О банках и банковской деятельности». [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система "Консультант плюс", 2017.

2.        Положение Банка России от 26.03.2004 г. №254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» (ред. от 14.11.2016) (Зарегистрировано в Минюсте России 26.04.2004 №5774).

3.        Положение Банка России от 16.12.2003 г. №242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах»(ред. от 24.04.2014) (Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2004 №5489).

4.        Абалакина Т.В., Абалакин А.А. Цели и приоритеты кредитной политики при формировании стратегии развития коммерческих банков: № 3 (22); Издательский центр "Науковедение" (Москва) , 2014. - с.12-28.

5.        Бакстер Н. и др. Банковское дело: стратегическое руководство / Рук. проекта У. Гулд; Под ред. В. Платонова, М. Хиггинса. - М. : Изд-во АО "Консалтбанкир", 2015. - 430 с.

6.      Звонова Е.А. Организация деятельности коммерческого банка - М.:ИНФРА-М, 2016 - 632 с.

7.     Сысоева А.А. Финансовый анализ деятельности коммерческого банка - Москва: ФГБОУ ВО "РЭУ им. Г.В. Плеханова", 2017. - 97 с.

8.      Лаврушин О.И. Банковское дело: современная система кредитования. М.: КноРус, 2016. 264 с.

9.      Цхададзе Н.В. Теоретические аспекты маркетинга в системе управления банком / Сборник трудов «Перспективы развития экономики и менеджмента».- Челябинск, 2017- С14-21.

10.      Цхададзе Н.В. Понятие и сущность банковских рисков / Сборник трудов «Экономика и менеджмент: от теории к практике».- Ростов-на-Дону,2017- С.21-25.

11.      Цхададзе Н.В. Классификация банковских рисков / Сборник трудов «Современный взгляд на проблемы экономики и менеджмента».- Уфа, 2017.- С.7-12.

12.    Цхададзе Н.В. Механизм оценки банковских рисков / Сборник трудов «О некоторых вопросах и проблемах экономики и менеджмента, Красноярск, 2017.- С.9-14.

13.    Официальный сайт Банка России. [Электронный ресурс] //Режим доступа: www.cbr.ru (дата обращения: 23.11.2017).

14.    Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации. [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://minfin.ru/ru (дата обращения: 23.11.2017).