Новости
05.11.2019
Подготовлен к печати сборник по итогам международной научно-практической конференции г. Красноярск.
16.10.2019
Подготовлен к печати сборник по итогам международной научно-практической конференции г. Волгоград.
15.10.2019
Подготовлен к печати сборник по итогам международной научно-практической конференции г. Волгоград.
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
11 января 2017г.

Аннотация: в статье анализируется влияние информационных систем на экономику на федеральном и региональном уровнях

Ключевые слова: информационная система, экономика, эффективность работы.

При создании или при классификации информационных систем (далее – ИС) неизбежно возникают проблемы, связанные с формальным — математическим и алгоритмическим описанием решаемых задач. От степени формализации во многом зависят эффективность работы всей системы, а также уровень автоматизации, определяемый степенью участия человека при принятии решения на основе получаемой информации. Чем точнее математическое описание задачи, тем выше возможности компьютерной обработки данных и тем меньше степень участия человека в процессе ее решения. Это и определяет степень автоматизации задачи.

К основным функциям ИС относятся функции сбора и регистрации информационных ресурсов, их хранение, обработка, актуализация, а также обработка запросов пользователя.

Под проектированием автоматизированных экономических информационных систем понимается

процесс разработки технической документации, связанный с организацией системы получения и преобразования исходной информации  в результативную, т.е. с организацией автоматизированной информационной системы. Документ, полученный в процессе проектирования, носит название проект. Под проектированием автоматизированных экономических информационных систем понимается процесс разработки технической документации, связанный с организацией системы получения и преобразования исходной информации в результатную, т.е. с организацией автоматизированной информационной технологии.

Документ, полученный в результате проектирования, носит название проект. Целью проектирования является подбор технического и формирование информационного, математического, программного и организационно-правового обеспечения. Успешная работа ИЭС в первую очередь определяется качеством проектирования, именно при проектировании создается система, способная функционировать при постоянном ее совершенствовании. Проектирование и функционирование экономических систем основывается на системотехнических принципах, отражающих важнейшие положения общей теории систем, системного проектирования др. наук, обеспечивающих надежность эксплуатации и экономичность, как при проектировании, так и при использовании систем[1].

На федеральном уровне существует, к примеру, информационная система Банка России. Банком России издано Положение от 4 августа 2005 года N 274-П «Об электронной информационной системе Банка России». В данном положении прописаны условия и правила использования Электронной информационной системы (ЭИС) Банка России, установлены принципы ее создания и взаимодействия между пользователями системы.

Росстат так же обладает электронной информационной системой, которая в открытом доступе содержит проанализированную и сгруппированную информация по различным отраслям. Также, на портале Росстата можно увидеть базы данных. Например,:

1.        Центральная база статистических данных.

Данная база предоставляет информацию по таким разделам, как внешнеторговый оборот, экспорт и импорт, государственные финансы и денежное обращение, демография, доходность, национальные счета и др.

2.    Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). Данная система содержит официальную статистическую информацию, формируемую субъектами официального статистического учета, в рамках Федерального плана статистических работ. ЕМИСС создана и введена в эксплуатацию в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 мая 2010г. № 367.

В настоящее время, инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансовую, денежную и экономическую систему в целом. Поэтому, она имеет свои последствия: перемещение капитала из сферы производства в сферу обращения, нарушение товарооборота через закон денежного обращения, ажиотажное приобретение товаров, усиление спекулятивной торговли, расстройство кредитно-денежной системы.

Нужно понимать, что информационная система является лишь инструментом для проведения антиинфляционной политики, но она не является прямым рычагом воздействия, таким, как цена или валютный курс. Можно сделать вывод о том, что использование информационных систем во многом упрощает и ускоряет процесс регулирования и контроля инфляционного процесса. Установление денежного обращения и выведение инфляции, требует целеустремленности и четких решений, которые будут применены на практике[2].

Итак, мы рассмотрели влияние информационной экономической системы на инфляционный процесс на федеральном уровне.

В настоящее время в большинстве регионов России были созданы базовые информационные системы, автоматизирующие отдельные типовые направления деятельности и различные офисные технологии для всех уровней территориального управления.

К примеру, в экономической отрасли важными является информационные системы земельного кадастра и объектов недвижимости, управления природопользованием, транспортного комплекса и др.

В настоящее время на федеральном уровне решаются вопросы информационно-коммуникационного пространственного управления:

–       законодательное обеспечение развития ИКТ в стране;

–     вопросы информационно-консультационной, методической, организационной и финансовой поддержки регионов в этом направлении и др.

На уровне субъектов Российской Федерации прорабатываются, в том числе вопросы управления развитием региональных информационных систем и ресурсов. Это происходит с учетом возможностей и условий развития каждого конкретного региона с целью интеграции региональной и федеральной информационно-технологической инфраструктуры, и формирования общего национального информационно-коммуникационного    пространства[3].

Развитие региональных информационных систем происходит в сфере производства (информационные системы обеспечения промышленно-производственного процесса), товарно-денежного обращения (информационные системы обеспечения движения товаров и услуг в регионе), финансово- кредитной сфере (информационные системы обеспечения движения финансовых потоков), функциональной сфере (информационные системы обеспечения информационной открытости органов власти в регионе), сфере инноваций (информационные возможности обеспечения квалифицированными кадрами в сфере IT- технологий); социальной сфере (информационные системы обеспечения домохозяйств комплексом IT-услуг в регионе) и др,[4].

Таким образом, учитывая выше сказанное, основными направлениями совершенствования информационных систем с целью повышения эффективности территориального управления в экономическое сфере являются:

–                    расширение внедрения ИКТ в социально-экономические процессы на территории региона, в том числе развитие системы электронной торговли, электронных платежных систем, повышение эффективности функционирования государственного управления, создание архитектуры «электронного правительства» в регионе.

–                    предоставление экономическим агентам возможности широкого использования информации для повышения эффективности их деятельности;

–                    обеспечение информационной поддержки функционирования процессов сбора информации, подготовки принятия управленческих решений, контроля ожидаемых результатов;

–                    интеграция региональных информационных систем с российским и мировым информационным пространством.

Значительный экономический эффект от работы информационных систем, особенно стратегических, в субъектах Российской Федерации связан с обеспечением более качественного, своевременного и комплексного решения задач использования материальных, трудовых, финансовых и иных территориальных ресурсов, а также прогнозированием и планированием социально-экономического развития региона.

На межотраслевом уровне управления создание информационных систем направлено на повышение эффективности работы совокупности отраслей, взаимодействующих между собой посредством производственно-хозяйственных связей и объединенных по принципу общей цели производства продукции или услуг. Одним из факторов экономической эффективности на этом иерархическом уровне является уменьшение потерь, связанных с недостаточной координацией и синхронизацией производственно- хозяйственной деятельности отраслей на определенной территории[5].

На отраслевом уровне управления информатизация позволяет обеспечить более рациональное использование ресурсов за счет оптимизации планово-управленческих решений, проведения вариантных расчетов, повышения оперативности управления в масштабе всей отрасли. Для информационных систем локального уровня производственной сферы и сферы услуг факторы экономической эффективности определяются, прежде всего, сокращением прямых потерь ресурсов и потерь от недоиспользования основных производственных фондов. Это достигается за счет улучшения технико-эксплуатационных и экономических показателей деятельности организации, а также автоматизации технологического процесса обработки информации[6].

Вышесказанное даст сравнительные преимущества в  ИКТ в различных регионах или отраслях экономики, которые могут усиливать неравномерное распределение экономических выгод. Кроме того, ИКТ могут предоставлять новые решения для обеспечения равномерного распределения экономических выгод. И, конечно, развитие ИКТ стимулирует инвестиции в научные исследования и разработки в этой области, предприятия готовы вкладывать больше средств в реализацию ИКТ. Реализация вышесказанного приведет к возникновению новых видов предпринимательской деятельности, которые будут связаны с обеспечением инфраструктуры ИКТ и предоставлением необходимых услуг населению.

Внедрение ИКТ требует, несомненно, значительных ресурсов, что включает в себя модернизацию основных фондов посредством применения передовых технологий, подготовки квалифицированных кадров. Но данные задачи  необходимо решать лишь совместно со всесторонним научным обоснованием направлений развития субъекта Российской Федерации. То есть необходимо создать процесс, который будет направлен на создание и применение знаний, проведение исследований, внедрение разработок в различных организационных формах c целью наиболее эффективного развития[7].

Таким образом, вопросы, связанные с повышением эффективности управления региональной экономикой посредством использования информационных систем в рамках регулирования развития хозяйственных процессов, в настоящее время являются чрезвычайно актуальными. Это обусловлено, в том числе необходимостью обеспечения рационального использования имеющихся в регионах ресурсов, эффективной реализации потенциала территории и использованию преимуществ межтерриториального взаимодействия. Направления и конкретные мероприятия, направленные на активизацию внедрения ИКТ в производственные процессы на региональном уровне, не могут не вызывать к себе повышенного внимания как со стороны научных организаций, бизнес-сообщества, органов государственной власти, так и со стороны общественности[8].

 

1 Усольцев А.А: Информационные системы в экономике: Конспект лекций.,2009. 69 с.

2Смалюга А.В. Обзор информационных систем в области исследования инфляционных явлений в экономике // Экономика и менеджмент инновационных технологий – 2015 - №4-1 (43) – с.26-29

3 Демидов В.А. Лебедева Н.Н. Олейник О.С. Региональная инновационная система. Потенциал и тенденции развития.

Монография. Волгоград. Изд-во Волгоградского государственного университета. 2008.

4   Юрьева А.А. ИКТ в социально-экономическом развитии региона: постановка вопроса // Международный научно- исследовательский журнал. 2012. № 1 (1).

5Логинов В.Н. Информационные технологии управления: учебное пособие/ В.Н. Логинов – М.: КНОРУС. 2008

6Гумерова Г. Шаймиева Э. Современные подходы к формированию инновационно- технологичных систем региона // Инвестиции в России. № 2. 2011. С. 40 – 44

7 Казаков К.В., НосачевскаяЕ.А. Роль информационно-коммуникационных технологий в решении актуальных вопросов научного обеспечения экономики региона // Управленческое консультирование. 2013. №9 (57).

8 Казаков К.В. ,Носачевская Е.А. О влиянии информационных систем на управление региональной экономикой: этапы развития, особенности, направления совершенствования // Экономика, социология и право – 2014 - №3 – с.40-43

Список литературы

 

1.          Гумерова Г. Шаймиева Э. Современные подходы к формированию инновационно- технологичных систем региона // Инвестиции в России. № 2. 2011. С. 40 – 44

2.             Демидов В.А. Лебедева Н.Н. Олейник О.С. Региональная инновационная система. Потенциал  и  тенденции  развития.  Монография.  Волгоград.  Изд-во  Волгоградского  государственного университета. 2008.

3.             Казаков К.В. ,Носачевская Е.А. О влиянии информационных систем на управление региональной экономикой: этапы развития, особенности, направления совершенствования // Экономика, социология и право – 2014 - №3 – с.40-43

4.          Казаков К.В., Носачевская Е.А. Роль информационно-коммуникационных технологий в решении актуальных вопросов научного обеспечения экономики региона // Управленческое консультирование. 2013. №9 (57).

5.             Логинов В.Н. Информационные технологии управления: учебное пособие/ В.Н. Логинов – М.: КНОРУС. 2008

6.          Смалюга А.В. Обзор информационных систем в области исследования инфляционных явлений в экономике // Экономика и менеджмент инновационных технологий – 2015 - №4-1 (43) – с.26-29

7.             Усольцев А.А: Информационные системы в экономике: Конспект лекций.,2009. 69 с.

8.             Юрьева А.А. ИКТ в социально-экономическом развитии региона: постановка вопроса // Международный научно-исследовательский журнал. 2012. № 1 (1).