Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЗНИЧНЫЕ ЦЕНЫ ПО ЗАБАЙКАЛЬСКОМУ КРАЮ

Авторы:
Город:
Чита
ВУЗ:
Дата:
22 апреля 2017г.

Цена является одной из важных экономических категорий. Цену следует рассматривать с позиций макро- и микроэкономики [1, с. 244]. С точки зрения макроэкономики на цену оказывают влияния отраслевые пропорции, системы распределения национального дохода, налогообложения и кредитования, порядок формирования затрат и т.д. С позиции микроэкономики цену можно рассмотреть как механизм, функционирующий на уровне предприятия, организации, обеспечивающий получение прибыли.

Ценовой механизм состоит из двух частей. Это, с одной стороны, сами цены, их виды и разновидности, структура, величина, динамика изменения, с другой – ценообразование как способ, правила установления, формирования новых и изменения действующих цен.

Цены являются важным экономическим инструментом, отражающим все процессы, происходящие в сфере производства, обмена, распределения, потребления и накопления. Они определяют валовой доход, прибыль, рентабельность и другие показатели предприятий; цены выступают рычагом экономического управления и конкурентной борьбы.

Цена – это денежное выражение произведенной продукции или услуг, которое отображает общественно необходимые затраты труда, связанные с их производством, и обращено к конечному потребителю [4, с. 179]. Цена, как и деньги, является фундаментальной экономической категорией, возникшей и сформировавшейся в процессе разделения общественного труда, развития товарного производства и обмена товаров.

На каждом этапе развития общества цена играла и играет важную роль в решении производственных, экономических, социальных и политических задач. Она влияет на экономическую систему. Цена регулирует как отдельные акты продажи и покупки товаров, так и экономические процессы в целом, включая производство, распределение, обмен и потребление благ, оказание услуг.

Так как цена является сложной экономической категорией, то для ее изучения необходим набор показателей, которые позволяют анализировать состояние, взаимосвязи цен.

Перед статистикой цен стоят следующие задачи: 

1. разработка классификации и группировок цен по различным признакам;

2. совершенствование методологии расчета и анализа уровня разных видов цен на продукцию;

3. изучение состава, уровня, структуры и динамики цен;

4. изучение факторов, влияющих на уровень цен;

5. изучение цены как фактора уровня жизни населения [1, с. 245].

Существует много видов цен. Для нас наибольший интерес представляют розничные цены – это цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям, они являются конечными; по этим ценам товары выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве и в производстве. Розничные цены отражают рыночную стоимость товара на завершающей стадии ее формирования.

Цены меняются постоянно, чтобы понять на какую величину изменились цены, необходимо знать их средние величины – это средние цены и средние изменения цены.

В статистике средняя цена – это средний уровень цены отдельного товара или совокупности качественно однородных товаров [2, с. 382]. Среднюю цену  отдельного товаров можно вычислить за определенный период, по территории, по всему объему продаж товара. Для ее вычисления чаще всего используют формулу средней арифметической взвешенной или средней гармонической.

Так же изменение цен можно проанализировать с помощью  индексного метода и с помощью специальных приемов анализа рядов динамики. Если рассматривать индексный метод, то необходимо определить такие индексы, как индивидуальные, общие индексы цен Пааше и Ласпейреса, Дюто, Фишера и ряд других.

Регистрация цен проводится по результатам наблюдения за ценами на предприятиях торговли и сферы услуг, а так же в местах продаж товаров и оказания услуг физическими лицами [3, с. 157].

В период с 2010 по 2015 годы в Забайкальском крае произошло увеличение розничных цен на продовольственные и непродовольственные товары. В частности, если в 2010 году индекс потребительских цен на продовольственные товары составлял 109,8, тогда как в 2015 году уже 112,7. Что касается непродовольственных товаров, ситуация сложилась следующим образом 2010 год – 107,8, 2015 г – 118,6 [4].

Так, индекс потребительских цен в ноябре 2016 г. к октябрю 2016 г. составил 100,1%, к декабрю 2015г. – 104,6%. За одиннадцать месяцев 2016 г. прирост цен на продукты питания составил 3,6%, на непродовольственные товары – 5,5%, на услуги – 5,1%. В ноябре 2016 г. по сравнению с предыдущим месяцем наибольшее увеличение цен в группе продовольственных товаров наблюдалось на яйца (на 7,2%), сыр (на 3,0%), овощи (на 2,7%), мясо птицы (на 2,1%), муку (на 1,5%), молоко питьевое (на 1,4%), водку (на 1,1%). В то же время отмечалось снижение цен на сахар (на 4,6%), крупу и бобовые (на 4,2%), фрукты и цитрусовые (на 2,6%), консервы фруктово-ягодные (на 1,4%). В группе непродовольственных товаров цены на ткани, бельевой трикотаж, игрушки, ковры и ковровые изделия, металлическую посуду и металлические предметы домашнего обихода, обувь мужскую и детскую, холодильники бытовые, табачные изделия и бумажно-беловые товары возросли на 0,5-1,1%. За месяц снизились цены на печатные издания и спички на 1,9% и 1,3% соответственно [4].

Причинами роста цен могут быть: рост инфляции; повышение цен на энергоресурсы, нефть и нефтепродукты.

Инфляция – это обесценивание бумажных денег и безналичных денежных средств, сопровождающееся ростом цен на товары и услуги в экономике, связанное с нарушением функционирования денежно-кредитной и финансовой системы страны [2, с. 389]. Причины инфляции многообразны, в частности, дефицит государственного бюджета, диспропорция в структуре производства и т.д.

Рост цен влечет за собой снижение уровня жизни населения. Так, среднедушевые реальные денежные доходы 2010 году по сравнению с предыдущим годом составили 104,7%, тогда как в 2015 - 95,7%. Что касается среднемесячной реальной заработной платы 2010 году, то ее процент к предыдущему году составил 104,3, а в 2015 – 99,7 [4].

Таким образом, большое значение для экономики имеет анализ динамики цен на товары и услуги, так как ценовые изменения – это один из факторов, который оказывает влияние на уровень жизни населения.

Список литературы

 

1.   Багат А.В., Конкина М. М., Симчера В.М., Бармотин А.В. Статистика: учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2008. – 389 с.

2.   Гусаров В.М. Статистика: учеб.пособие / Е.И. Кузнецова, В.М. Гусаров. – 2-е изд., перераб. и доп.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 480 с.

3.   Мелкумов Я.С. Социально-экономическая статистика: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2011. – 236 с.

4.   Маличенко И.П., Бортник Е.М., Лугинин О.Е. Социально-экономическая статистика с решением типовых задач – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 379 с.

5. [Электронный ресурс] htt://chita.gks.ru