Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА И КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Авторы:
Город:
Астрахань
ВУЗ:
Дата:
05 января 2016г.

   При внедрении системы ОМС в сферу здравоохранения России преследовалась цель получения дополнительных источников финансового обеспечения системы здравоохранения и улучшения качества медпомощи. Однако экономический кризис привел к тому, что внедрение системы ОМС в субъектах РФ происходило неравномерно, с большими отступлениями от запроектированной модели. Существенные различия их социально-экономического состояния и дефицитность бюджетов, незавершенность нормативного, правового и методического обеспечения реформы, приводили к снижению эффективности государственного финансового контроля деятельности системы здравоохранения, снижению качества и доступности медпомощи.

   Отсутствие обоснованных минимальных гарантированных объемов медпомощи в разрезе категорий населения с учетом уровня здоровья, социально-экономического положения, демографического состава, способствовало использованию остаточного принципа финансового обеспечения здравоохранения. Для устранения указанного недостатка с 1998 года ежегодно принимаются «Программа государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью» (ПГГ), а также «Методические рекомендации по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ госгарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медпомощью», конкретизирующие структуру, объемы, качество и потребности финансового обеспечения обязательств по ПГГ.

  Субъекты РФ имеют право корректировки объемов гарантий сверх указанных в Программе, в зависимости от потребностей проживающего на территории населения. Выравнивание финансовых условий деятельности ТФОМС осуществляется путем предоставления средств нормированного страхового запаса его бюджету в виде субвенции.

   Однако до настоящего времени сложившаяся система здравоохранения не реализует в полной мере установленные госгарантии, как в количественных так и в качественных параметрах. Постоянное недофинансирование ПГГ снижает финансовую устойчивость задействованных в ней ЛПУ, ведет к росту доли соплатежей населения.

    Поскольку достаточно сложными в силу ряда социально-экономических причин становятся рост бюджетных затрат на здравоохранение и расширение бюджета ФОМС, актуальной представляется оптимизация расходов финансовых ресурсов внутри системы, организация действенного государственного финансового мониторинга и контроля реализации ПГГ.

    Контроль призван содействовать гарантированному выполнению планов, повышению эффективности управленческого процесса. Он предполагает адекватность отправных предпосылок и анализ согласованности методического обеспечения процесса планирования, сравнение индикаторов и критериев запланированной и фактической реализации планов, изучение предполагаемых отклонений, что инициирует новые подходы к принятию решений, разработку корректирующих мероприятий. Он необходим для снижения неопределенности условий внутренней и внешней среды, своевременного обнаружения и решения возникающих проблем. Контроль должен быть всеобъемлющим, достаточно гибким и адаптируемым к изменениям. Эффективность контроля предопределяет соответствие потребностям и возможностям субъектов системы здравоохранения, взаимодействующих с системой контроля. Стратегический вектор мониторинга и контроля реализации ПГГ отражает приоритеты организации здравоохранения и поддержание их, решение задач системы на основе сбора информации, установления стандартов.

    В отечественной практике в рамках исследования контроля управленческих воздействий часто используют понятие «контроллинг» (от англ. «to сontrol» - контролировать, управлять), включающее все аспекты достижения конечных целей системы. В зависимости от сферы применения контроллинга, выполняемых функций, информационной базы и степени интеграции в процессы управления выделяют школы (немецкую и американскую) и концептуальные модели (бухгалтерскую, информационную и координационную). Несмотря на достаточную изученность контроллинга в трудах западных и российских ученых, до настоящего времени универсальной трактовки этого понятия не существует (Табл.1).

   

Таблица 1 Определения сущности контроллинга

  

Авторы

Определение контроллинга

 

Д. Хан

Система интегрированного информационного обеспечения планирования и контроля деятельности системы.

 

П. Хорват

Комплексная межфункциональная  концепция  управления,  целью  которой  является координация систем планирования, контроля и информационного обеспечения.

 

Х. Ю. Кюппер Й. Вебер

Элемент управления системой, поддерживающий руководство в процессе решения общей задачи координации системы управления с акцентом на планирование, контроль, мониторинг и информирование

 

В. Глухов

Межфункциональный           инструмент        управления,        обеспечивающий          обоснованность принимаемых руководством решений

А.Карминский Н. Иванова

Совокупность         методов       оперативного        и     стратегического         менеджмента,         учета, планирования, анализа и контроля.

 

И.Бородушко Э.Васильева

 

Концепция системного управления и способ мышления менеджеров, в основе которых лежит стремление обеспечить долгосрочное эффективное функционирование

 

Т. Райхман

Сбор и обработка информации в процессе разработки, координации и контроля над выполнением планов

Р. Манн Э. Майер

Система управления           процессом        достижения         конечных        целей       и      результатов деятельности.

 

Т. Головина

Целостная система, призванная             генерировать        идеи      по      непрерывному внесению корректировок в деятельность системы и ее дальнейшее совершенствование.

 

П. Айхгорн

Поддержка руководства  путем получения, оценки  и  предоставления,  касающихся цели и будущего, сведений (информации)

 

Р. Шауэр

Координация  информационного  обеспечения,  с одной  стороны,  и  использование информации, с другой, при управлении системой

 

    Таким образом, контроллинг: это система, элементы которой взаимосвязаны между собой и с элементами общей системы управления; обеспечивает координацию внутри системы управления, направленную на достижение целей; создает инструментальную, методическую и  информационную среду для принятия  управленческих решений; ориентирован на рационализацию бизнес-процессов, достижение запланированных целей и эффективности деятельности системы. Он выполняет функции: координации управленческой деятельности по достижению целей системы; информационной и консультационной поддержки принятия управленческих решений; обеспечения рациональности управленческого процесса, что способствует рациональному развитию процессов планирования, организации, учета и анализа. Одной из его задач является информационная поддержка процесса управления финансами, решение которой возможно при четком и слаженном функционировании системы информационных потоков. Контроллинг включает компоненты: а) Прогнозирование – определение политики и цели, стратегий для концепции системы; б) Расчеты издержек - Контроль мощности ЛПУ по видам и центрам затрат; в) Анализ плановых и фактически достигнутых критериев и разработка симметричных мер. Отметим, контроллинг не тождествен контролю. Контроль занимается оценкой свершившихся фактов в деятельности ЛПУ, а контроллинг призван определить перспективу.

    Как было отмечено выше, важной функцией контроллинга является информационно-аналитическое обеспечение, которое возможно создать на базе организации мониторинга процессов планирования, реализации и контроля. В качестве контролируемых показателей следует рассматривать объекты контроля: стратегии, цели, факторы успеха, риски, сценарии. В ходе контроля может проводиться анализ и оценка отклонений, а также установление их вызвавших причин. На основе анализа отклонений контролируемых параметров генерируются и реализуются корректирующие мероприятия. До настоящего времени отсутствует единое мнение относительно, интерпретации мониторинга. Отдельные ученые определяют его как: процесс, деятельность, метод; систему, инструментом, регулярным наблюдением, оперативным сбором данных или совокупностью приемов; рутинным распределением по категориям приоритетной информации, по программам и их планируемым результатам - ситуационным аудитом и др. В научной литературе представлены два подхода о соотношении мониторинга и управления: а) управление является частью мониторинга (в структуру мониторинга включается "управление средой" путем  своевременного информирования о  возможном наступлении критических, недопустимых или неблагоприятных ситуаций или "управление объектами" через вмешательство в их развитие, по результатам мониторинга); б) мониторинг - часть управления (мониторинг - самостоятельное звено в управленческом цикле, реализовывающее функции управления: наблюдение, оценку, анализ, прогнозирование и др.). Синтез указанных подходов позволяет представить структуру мониторинга в виде совокупности взаимозависимых и взаимосвязанных компонентов (собственно мониторинга как отслеживания и управленческой компоненты). Отметим, состав управленческой составляющей формируется в зависимости от целей и подходов к определению данной категории (Табл.2).


Таблица 2 Подходы к определению категории мониторинг

  

Подход

Сущность подхода

 

 

Мониторинг = наблюдение + анализ

Содержание управленческой компоненты ассоциируется с блоком анализа, подразумевая под мониторингом процесс сбора, обработки и анализа информации, характеризующей состояние объекта управления, который производится с периодичностью, определяемой субъектом управления. Подобная трактовка не совсем четко обозначает цель получения серии «моментальных срезов». В результате не совсем ясно, чем традиционный сбор статистических данных отличается от сбора и обработки информации для целей мониторинга.

 

 

 

Мониторинг = наблюдение + анализ + прогноз

Целенаправленная деятельность, связанная с наблюдением, оценкой и прогнозом состояния наблюдаемого объекта в целях обеспечения его развития в желаемом направлении. Таким образом не только вводится элемент активного, целенаправленного воздействия на наблюдаемую систему в случае ее отклонения от намеченной цели, но и в состав управленческой компоненты включается понятие прогноза. Именно наличие обратной связи - механизма, с помощью которого результаты мониторинга и оценки распространяются и используются для принятия решений о будущих действиях, характеризует эффективный процесс управления. Подобная интерпретация предполагает использование мониторинга в качестве основы для прогнозирования будущего состояния наблюдаемого объекта, выявления причин отклонений от запланированного хода событий и последующего принятия решений.

Мониторинг = статистика + анализ + прогноз

Официальная статистика, дополненная информационно-аналитической системой, обеспечивающей анализ, оценку и прогноз. Применение информационных технологий многократно увеличивает результативность мониторинга, позволяя проводить многофакторный, многокритериальный анализ собранных данных.

 

 

 

 

Мониторинг = наблюдение + оценка

Система мониторинга и оценки определяется как единое целое, но с четким разделением этих по- нятий, предназначением их для решения разных задач. Мониторинг - сбор данных, необходимых для решения определенной управленческой проблемы, и их первичная оценка на предмет соответствия прогнозируемому значению, оценка - дальнейшая обработка собранной информации (при не- обходимости привлечение дополнительной), с целью определения степени достижения запланированной цели исследования. Для мониторинга и оценки формируются согласованные, но отдельные программы. Российские ученые не проводят четкую границу между мониторингом и оценкой. Включая проведение оценки в перечень задач мониторинга, они практически отождествляют эти понятия. Даже в том случае, когда для поведения оценки составляется специальная программа, требование согласованности ее с программой мониторинга выполняется не всегда. Поэтому нередки случаи, когда оценочный вывод не отражает достижение цели, а просто констатирует факт.

 

 

Мониторинг = контроль

Подобное толкование характерно для мониторинга программ или проектов, когда под мониторингом понимается непрерывный процесс контроля результатов программ в процессе их выполнения с целью немедленной коррекции любых отклонений от текущих задач. Основные элементы контроля при этом определены в виде установления стандартов, норм или правил, подлежащих проверке; измерения полученных результатов и сопоставления их с прогнозируемыми и, в случае выявления существенных отклонений, корректировки управленческих процессов.

 

   Несмотря на различия в подходах к определению категории мониторинг, выделим наиболее характерные особенности: выступает как регулярный процесс, сущность которого состоит в фиксации состояния объекта, т.е. сбор информации; его объектом являются предметы, программы, системы в динамике, а предметом - информация о состоянии наблюдаемого объекта; зависимость результативности мониторинга от его цели, ориентированность на информационные потребности менеджмента.

   В структуре мониторинга выделяют три вида контроля, по признаку стадийности реализации корректирующих воздействий: а) следящий контроль (при обнаружении отклонений между запланированными результатами и текущими фактическими); б) контроль «да/нет» (после оценки результатов, выполненной на предыдущем этапе, работы);  в) контроль по результатам (по завершению работы и сравнения окончательных результатов с запланированными).

   В структуре мониторинга выделяют три вида контроля, по признаку стадийности реализации корректирующих воздействий: а) следящий контроль (при обнаружении отклонений между запланированными результатами и текущими фактическими); б) контроль «да/нет» (после оценки результатов, выполненной на предыдущем этапе, работы);  в) контроль по результатам (по завершению работы и сравнения окончательных результатов с запланированными).

   Одним из важных элементов мониторинга является «сбор информации» об объекте, с использованием различных способов. Наблюдению близок надзор, различающийся интенсивностью и уровнем координации и представляющий собой продолжение мониторинга с использованием полученной информации. Результатом работы элемента «сбор информации» выступает совокупность зафиксированных фактов. Отметим, отдельные виды мониторинга не предполагают организацию специального сбора данных, и базируются на использовании отчетности госстатистики.

   Основными функциями элемента «обработка данных» мониторинга являются обеспечение объективности информации и установление качества данных. Это предполагает сопоставление полученных данных с прогнозируемыми, исходными, стандартными, предыдущими. После логической, математической, статистической обработки, в зависимости от избранной методологии, проводится ее сравнительный, конкурентный, динамический анализ.

   Эффективность оперативного мониторинга определяется факторами: наличие достаточного количества контролируемых индикаторов; скорость сбора и обработки данных. Базовые значения индикаторов закрепляются на весь период мониторинга в виде нормы. Реализация оперативного мониторинга предполагает последовательное выполнение действий: определение целей; выработка нормативов; фиксация данных; сравнение достигнутых величин индикаторов с нормативами; получение результатов.

   Рациональная организация мониторинга обеспечивает прогнозируемость - своевременную оценку возможных последствий принимаемых решений поискового (конечным результатом которого является проблемная ситуация, иерархически формализованная в виде «дерева проблем») или нормативного (целеполаганием задается «дерево целей», где вершина - идеал, середина - различные стороны оптимума, а нижний уровень - реализация проблемы) характера.

   Для стратегического мониторинга характерен заведомо высокий уровень агрегации мониторинговых показателей, он подразумевает как текущее наблюдение и последующую оценку реализации стратегии, так и оценку результативности достижения стратегических целей и  выявление новых проблем стратегического характера, т.е. технология мониторинга связана с использованием системы сбалансированных показателей. Она строится на базе формализованного набора ключевых индикаторов эффективности, сгруппированных в рамках четырёх направлений осуществления мониторинга стратегических целей и задач: финансы, отношения внешним миром, инновации, состояние внутренней среды. В сфере здравоохранения часто применяется технология управления по отклонениям, базирующаяся на обратной связи, при вмешательстве менеджмента в случае существенных отклонений. При этом оценивается массив данных выходящих за пределы определенного диапазона.

     Построение мониторинга базируется на принципах системного подхода: ориентация на конечные результаты и удовлетворение потребностей пользователей; учет вероятного характера социально-экономических явлений; сочетание количественных и качественных индикаторов; подготовка данных к принятию альтернативных вариантов решения; возможность интегральной оценки эффективности решений; достижение цели при минимуме затрат ресурсов; объективность; целостность; целенаправленность; оперативность; достоверность; непротиворечивость. В ходе мониторинга находит применение сочетание процессного и результирующего подходов, агрегация информации по уровням управления, современные технологии обработки, анализа данных, принятие рациональных управленческих решений. На основе обобщения практики мониторинга в сфере здравоохранения нами уточнена классификация его видов (Табл.3.2.).

  

Таблица 3 Классификация видов мониторинга в сфере здравоохранения

 

Наименование мониторинга

Характерные особенности

Пример

Классификация признаков

 

Системы охраны здоровья

Предполагает наблюдение за функционально организованной компонентой жизнеобеспечения, где человек рассматривается как системообразующий элемент. Система охраны здоровья включает систему здравоохранения, учреждения и службы иных социальных инфраструктур, деятельность которых прямо или

косвенно направлена на сохранение и развитие здоровья населения и его воспроизводство.

Мониторинг реализации комплексной программы охраны здоровья населения

 

Системы здравоохранения

Предполагает организацию различных форм наблюдения за деятельностью системы здравоохранения. Деление на подвиды производится в соответствии с видами информации о системе здравоохранения: а) деятельность учреждений здравоохранения, б) использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, в) медико-

социальную и экономическую эффективность.

 

Мониторинг программ развития здравоохранения страны, регионов

Общественного здоровья

Предполагает наблюдение за состоянием здоровья  населения. Население  группируется по различным признакам - административному, географическому, урбанизационному, гендерному, возрастному, типу расселения, участкам переписи населения, номерам социального страхования и т.п.

Мониторинг здоровья населения субъекта Федерации

Здоровья индивидуума

Предполагает динамическое наблюдение за состоянием здоровья отдельного человека либо (категории) лиц. Позволяет своевременно выявлять угрожающие состояния и оценивать эффективность лечебных и профилактических мер.

Диспансерное наблюдение больных сахарным диабетом

Иерархия систем управления

 

Федеральный

Выбор уровня наблюдения производится в зависимости от поставленных целей, ситуации внутри страны / территории, с учетом имеющихся источников данных. Как правило, чем выше уровень управления по иерархии, тем  больше  уровень  агрегации  индикаторов мониторинга. Агрегированные индикаторы по своей

природе скрывают существенные различия между территориями, полами или социальными группами.

 

Мониторинг реализации ПГГ

Межмуниципальный

Позволяют   сравнивать   между   собой   подобные   объекты   мониторинга.   Мониторинг   индикаторов, дезагрегированных по административным территориям.

Мониторинг реализации ПГГ

Целевая направленность мониторинга

 

Информационный

Предполагает структуризацию, накопление и распространение уже имеющейся информации и не предусматривает специально организованного изучения. Облегчает принятие решении системой управления здравоохранением  и  снабжает  граждан  актуальной  и  точной  информацией  динамичном  и  постоянно

меняющемся мире.

Мониторинг публикаций о здоровье в национальной прессе

 

Фоновый

Предполагает проведение регулярной диагностики состояния объекта мониторинга. Позволяет выявить новые проблемы и опасности до того, как они станут осознаваемы на уровне управления и понять, как и из чего возникают новые угрозы.

Санитарно-гигиенический мониторинг

 

 

 

Проблемный

Предполагает выяснение закономерностей и путей разрешения уже известных с точки зрения управления конкретных проблем, выявление и оценку новых опасностей. В зависимости от видов управленческих задач, выделяют два подвида: проблемный функционирования (базовый мониторинг локального характера без ограничения срока наблюдения, отслеживающий ту или иную проблему), и проблемный развития (динамично создаваемый для решения текущих задач и прекращающий существование после разрешения проблемной

ситуации).

 

 

Мониторинг неинфекционных заболеваний

Прогностический

Помимо мониторинга уже существующего объекта, предполагает отслеживание появления нового объекта, а также прогнозирование динамики их развития.

Мониторинг факторов риска

 

Управленческий

Подразумевает отслеживание и подготовку информации для последующей оценки эффективности» влияний и вторичных эффектов наблюдаемых процессов. Углубленная оценка при этом выходит за рамки полномочий системы мониторинга и должна осуществляться специально подготовленными специалистами в области оценки,

системного анализа и т.п.

 

Мониторинг реализации ПГГ



Продолжение Табл.3

 

Характер управленческой деятельности

 

Оперативный

Предполагает наблюдение за текущим состоянием объекта мониторинга. Рассчитан на краткосрочный период, конкретная длительность которого определяется в зависимости от целей мониторинга. Решение текущих задач обычно сочетается с одновременным созданием предпосылок для достижения крупномасштабных целей в

будущем.

 

Мониторинг обеспеченности лекарственными средствами

Тактический

Рассчитан на среднесрочный период наблюдения; распространяется на частные вопросы, решение которых необходимо для достижения стратегических целей.

Мониторинг реализации ПГГ

Стратегический

Предполагает отслеживание процесса достижения долгосрочных основополагающих целей, учитывающих наиболее вероятные изменения внешней и внутренней среды объекта мониторинга.

Мониторинг развития системы здравоохранения

Предмет мониторинга

Программ (проектов, стратегий,

планов, мероприятий и т.п.)

Эти виды мониторинга отличаются друг от друга по - целевой направленности, основаниями для сравнения, учетом обстоятельств, не зависящих от системы здравоохранения, составом пользоват6елей и т.п. В зависимости от поставленных целей, мониторинг может отслеживать весь .жизненный цикл программы, либо его отдельные этапы, однако модели, которые предполагают изучение только результата или только процесса и построены на

изучении отношения цель-результат, могут приводить к ошибочным заключениям.

Мониторинг ФЦП «Профи- лактика и лечение артериальной гипертонии в РФ»

 

Результатов программ (проектов и т.п.)

Подготавливает информацию для оценки последствий программ (например, выгод для населения) и ее конечного воздействия (к примеру, влияния на уровень общественного здоровья), т.е. двух последних этапов жизненного цикла программ. Выделяют два вида эффектов, связанных с реализацией программы: прямые и косвенные, которые напрямую с программой не связаны, но находятся в корреляционной связи с ее

составляющими.

 

Мониторинг Целевой программы «Иммунизация против полиомиелита»

Методы сравнения

 

Конкурентный

Предполагает тождественное сравнение подобных систем одного уровня, проводимое одним инструментарием по единой методике. Дает возможность сделать предположение о том, какая именно система провоцирует возникновение угрожающей ситуации - наблюдаемая либо более высокого уровня.

 

Геоэкологический мониторинг

 

Сравнительный

Аналогичен конкурентному, однако при этом производится сравнение систем разного уровня. Способ наиболее специфичен для мониторинга, так как дает возможность рандомизировать или учесть большинство причин смещений оценок.

 

Мониторинг врачебных кадров

 

Динамический

Сравнивает данные о развитии наблюдаемого объекта в динамике. В целях управления обычно используется в сочетании с иными видами мониторинга.

 

Мониторинг температуры тела

 

Комбинированный

Является комбинацией вышеуказанных видов. Позволяет выделить те особенности наблюдаемого объекта, которые могут быть экранированы влияниями систем более высокого уровня.

 

Мониторинг реализации ПГГ

Широта охвата

Сплошной

Предполагает отслеживание всей совокупности наблюдаемых объектов.

Мониторинг реализации ПГГ

 

Выборочный

Предполагает отслеживание выборочной совокупности наблюдаемых объектов. При условии соблюдения репрезентативности полученные данные переносятся на генеральную совокупность.

Мониторинг удовле- творенности качеством помощи

Потенциальные пользователи

Ориентированный на общество в целом

Целью такого мониторинга может являться формирование общественного мнения по тому или иному вопросу.

Достаточно затратен, поэтому обычно предполагает наличие государственного заказчика и, как следствие,

бюджетного финансирования.

Мониторинг ситуации в сфере здравоохранения и соци- ального развития

Ориентированный на специалистов соответствующих областей деятельности

Ориентирован на специально подготовленных пользователей. Расходы обычно компенсируются конечными

пользователями путем оплаты за носитель информации, что не гарантирует их полного возмещения. В некоторых случаях, когда мониторинг имеет социальную направленность, в его результатах заинтересованы специалисты смежных областей и т.п., оплата может производиться из средств, выделенных на

соответствующую программу, за счет бюджетного финансирования, иных, в т.ч. смешанных, источников.

 

 

Мониторинг реализации ПГГ

Мониторинг,

ориентированный на информационные подробности лиц, применяющих решения

 

Результаты такого мониторинга обычно имеют узкоцелевую направленность и не предназначены для широкой аудитории. Распространение полученной информации может быть ограничено в случае ее конфиденциального характера либо вследствие субъективных причин.

 

 

Мониторинг оплаты медицинских услуг

 

   В настоящее время контроль и мониторинг реализации ПГГ анализирует использованные ресурсы в сопоставлении с результатами (объемами медпомощи). Однако любая программа не может считаться выполненной, если не оценена ее результативность (выгоды для граждан) и конечное воздействие (влияние на общественное здоровье).

   Мониторинг реализации ПГГ требует согласованности его структурных элементов: цель его проведения, содержание, взаимодействие его структурных элементов, формирование результатов и их использование в управленческих целях.

   С учетом вышеуказанного контроллинг можно определить как современную управленческую концепцию, реализующуюся путем формирования в субъектах здравоохранения системы управления по координации деятельности всех функциональных блоков и обеспечивающей подготовку, принятие и реализацию управленческих решений посредством постоянного информационно - аналитического сопровождения, мероприятий направленных на обеспечение эффективного функционирования указанных субъектов в перспективе.

    В заключение реализация  вышеуказанных научных подходов к организации государственного финансового мониторинга и контроля в сфере здравоохранения позволит существенно снизить различия финансового обеспечения на территориях, обосновать нормативную, правовую и методическую базу модернизации, повысить качество и доступность медпомощи.

 

Список литературы

1.     Акишкин В.Г., Квятковский И.Е., Путина С.А. Региональное здравоохранение в условиях институциональных преобразований: экономико-финансовый аспект: Монография. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2014. – 277 с.

2.     Акишкин В.Г., Арыкбаев Р.К., Крупнов П.А., Евсеева А.Р., Набиев Р.А. Организация финансовой системы здравоохранения: теория и практика: Монография. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2010. – 405 с.

3.     Евсеева А.Р., Набиев Р.А., Тюякпаева А.А. Результативность бюджетных расходов в здравоохранении: теория и практика: Монография. Астрахань: Издательство АГТУ, 2010. – 156 с.

4.     Карнаух Д.И., Маркова О.П., Донин В.М. К проблеме финансовой обеспеченности Базовой программы ОМС в Российской Федерации. - М.„ «Менеджер здравоохранения», 2006, № 2.