Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И ВОЗДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА НА ПОТОКИ ТОВАРОВ И ПЛАТЕЖЕЙ

Авторы:
Город:
Сергиев-Посад
ВУЗ:
Дата:
05 января 2016г.

   В рыночной экономике: в процессе купли-продажи товаров, оказания услуг, а также удовлетворения различного рода обязательств в денежной форме, возникают денежные расчѐты и платежи. Движение товаров и услуг уравновешивается сопутствующим потом денежных платежей. Движение денег, обслуживающих эти платежи, называется денежным обращением. Таким образом, денежное обращение – это движение денег во внутреннем обороте в наличной и безналичной форме, которое обслуживает реализацию товаров и нетоварные платежи в хозяйстве.

   Деньги находятся в постоянном движении между тремя субъектами экономики - физическими лицами (домашнее хозяйство), фирмами (хозяйствующими субъектами) и органами государственной власти. Содержание, масштабы и механизмы денежного обращения определяются масштабами товарного производства, уровнем его развития, особенностями механизма реализации национального продукта и получения дохода различными слоями общества.

   В развитой рыночной экономике, в сферу обращения товаров и денег включаются процессы, связанные со сбережениями, инвестициями, финансовым рынком.

   В практике хозяйствования, величина ежегодных расходов семейных хозяйств на потребление, как правило, меньше величины их доходов. Та часть доходов, которая не идѐт на покупку товаров и услуг, на уплату налогов, на погашение долговых обязательств, называется сбережением. Формы сбережения могут быть различными: в виде наличных денег, вкладов в банке, в виде приобретѐнных ценных бумаг.

   Не все семейные хозяйства имеют сбережения: статистика показывает, что молодые семьи тратят больше, чем получают, т.е. живут в кредит, и пенсионеры тратят больше, чем получают, т.е. живут за счѐт накопленных средств, но большая часть населения среднего возраста тратит меньше, чем получает. Суммарное же соотношение расходов и доходов населения в течение года складывается в пользу доходов.

    Если население тратит за год меньше, чем зарабатывает, то предприятия и фирмы тратят несколько больше, чем получают от продажи своих продуктов. Они, помимо платежей за ресурсы, ещѐ должны осуществлять инвестиции. Под инвестициями понимаются те экономические ресурсы, которые направляются на увеличение реального капитала общества – на расширение или модернизацию производственного аппарата. Это может быть связано с приобретением новых механизмов, зданий, строительством инженерных сооружений. Инвестиции производятся по двум направлениям: в основной капитал (приобретение зданий, оборудования) и в товарно-материальные запасы (накопление сырья, материалов). Когда в кругооборот включаются сбережения и инвестиции, то появляются новые пути перехода денежных средств к фирмам - через финансовые рынки.

   Финансовый рынок - рынок, на котором объектом купли-продажи являются деньги в форме сбережений. Семейные хозяйства продают временно свободные средства на определѐнный срок с целью их сбережения и получения доходов в будущем. Фирмы прикупают денежные средства на условиях заѐмных сделок. Таким образом, финансовый рынок – это набор механизмов, обеспечивающих перемещение денежных фондов от домашних хозяйств к фирмам. Он состоит из множества разнообразных каналов, по которым денежные средства  «перетекают» от собственников сбережений к заёмщикам. Эти каналы можно подразделить на две основные группы: каналы прямого финансирования и каналы косвенного финансирования. К прямым относятся те, по которым средства перемещаются непосредственно от собственников сбережений к заѐмщикам путѐм покупки и продажи акций, облигаций и других ценных бумаг эмитентов. К косвенным – потоки денежных средств от владельцев сбережений к заѐмщикам, проходящие через финансовых посредников (банки, страховые компании, специальные фонды).

   Таким образом, финансовый рынок предоставляет средства для инвестирования в распоряжение фирм и, именно на этом рынке происходит перемещение денег из тех секторов экономики, где имеется переизбыток, в те секторы, которые испытывают в них недостаток. Деньги становятся своеобразным товаром. Они продаются и покупаются. На финансовом рынке формируется их цена, получившая формулу процента, и поэтому финансовый рынок имеет важное значение.

   Домашние хозяйства, накапливая часть своих доходов, помещают деньги в банк или покупают акции и облигации. Отдельные предприятия также располагают временно свободными денежными средствами (амортизационный фонд, фонд заработной платы), которые сберегаются в банке. Всѐ это означает, что часть платѐжных средств перемещается на финансовый рынок. Одновременно на этот рынок направлен и спрос на кредиты со стороны тех, кому необходимы эти займы. Это относится к домашним хозяйствам, берущим кредиты для покупки дорогостоящих потребительских товаров, и к предприятиям, которые берут займы для инвестиций.

   Механизм денежного обращения усложняется: появляются денежные потоки, которые прямо неопосредованы денежными потоками товаров и услуг. На количество денег в обращении, при этой ситуации, большое значение оказывает цена на сбережения, т.е. процент (доход), который получает владелец денежных средств за предоставление их заѐмщику. Если процент возрастает, то сберегатели заинтересованы во вложение денег в банки, что уменьшает платежи на рынке продуктов (происходит «утечка» спроса из кругооборота). И это приводит к уменьшению денег в обращении. Таким образом, банки получают возможность воздействовать на количество денег в обращении.

   Денежно-кредитная политика - это действия государства в области денежного обращения и кредита, направленные на регулирование количества денег в обращении. Теория и практика хозяйствования наработала несколько механизмов этого влияния. Все они, в основном, осуществляются через банковскую систему страны: операции центрального банка на открытом рынке, регулирование нормы обязательных резервных отчислений, учѐтная политика центрального банка.

    Связь государства с остальной экономической системой (населением, фирмами) происходит через формирование и распределение государственного бюджета по трѐм каналам: налоги, государственные закупки и займы. Налоги формируют доходы бюджета государства. Величину чистых налогов можно получить, если из суммы налоговых поступлений от семейных хозяйств вычесть трансфертные платежи (платежи, которые несѐт государство, выплачивая пенсии, пособия и пр.). Государственные закупки – это расходы на, приобретаемые госсектором, товары и услуги. Если государственные закупки превосходят по величине чистые налоги, то возникает бюджетный дефицит, и тогда правительство вынуждено брать займы на финансовом рынке. Это третий способ связи правительства и экономической системы. Механизм денежного обращения усложняется, появляются новые денежные потоки.


Рис.1. Модель кругооборота товаров и платежей, с учётом государственного сектора
1-оплата факторов производства; 2- национальный доход; 3 - оплата потребительских товаров; 4 - валовый продукт;5 - сбережения домашних хозяйств; 6 - займы; 7 - сбережения фирм; 8 – средства для инвестиций; 9 – закупка инвестиционных товаров; 10 – налоги; 11 – трансферты; 12 – закупка товаров; 13 – сбережения государства; 14 – государственные займы.


На Рисунке 1 показано, как выглядит кругооборот денежных средств, если включить в него расходы и доходы государственного сектора.

   Для простоты анализа не рассматриваем налоги с прибыли предприятий, предполагая, что фирмы, вначале выплачивают всю прибыль тем семейным хозяйствам, которые являются их собственниками, а они, в свою очередь, платят налог правительству.

   На Рисунке 1 видно, что государственный сектор снижает покупательную способность домашних хозяйств с помощью налогов: это является «утечкой» спроса из кругооборота. В то же время, этот сектор повышает покупательную способность за счѐт того, что, во-первых, сам покупает товары и услуги, во-вторых, выплачивает трансферты домашним хозяйствам. Это называют «инъекциями» в оборот. Если утечки больше, чем, инъекции, то национальный продукт и национальный доход начинают уменьшаться. Напротив, если инъекции больше утечек, то производство будет возрастать. Кроме того, государственный сектор - участник финансового рынка. Государственному сектору требуется брать займы в случае дефицита бюджета. В то же время у него может быть избыток средств, тогда он их размещает на финансовом рынке.

    Таким образом, государство связано с другими элементами экономической системы тремя путями: налоги, закупки, займы. Используя эти связи, правительство может оказать значительное влияние на оборот денежных средств.

   Налогово-бюджетная (фискальная)  политика – это  действия правительства,  направленные  на регулирование налоговых поступлений в государственный бюджет и государственных расходов. Увеличивая чистые налоги, государство может увеличить и объѐм денежных средств, изымаемых в бюджет. Но, в этом случае, население, в свою очередь, вынуждено урезать свои сбережения или расходы на потребление, или и то, и другое. В результате будет уменьшен национальный  продукт. Снижение же налогов стимулирует рост как сбережений, так и потребления, что оказывает положительное влияние на увеличение национального продукта.

    Рост государственных закупок, также стимулирует рост национального продукта: так как растут доходы предприятий от продажи услуг государству и, соответственно, населению. Снижение государственных закупок – явление противоположное. Однако, это упрощѐнная теоретическая зависимость, и практика оказывается более сложной.

 

Список литературы

1.     Деньги. Кредит. Банки.: Учебник /Под ред. Е.Ф. Жукова – М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2011. – 783 с.

2.     Галанов В.А. «Финансы, денежное обращение и кредит»: Учебник для вузов. 2-е издание/ - М.: Форум, 2011. – 416 с.

3.     О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

4.     О Центральном банке Российской Федерации (Банке России):Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86- ФЗ

5.     Финансы предприятий / Н.В. Колчина. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2011.-384с.

6.     Харрис Л. «Денежная теория» – М.: Прогресс, 1990. – 750 с.

7.     Щегорцов В.А., Таран В.А. «Деньги, кредит, банки»: Учебник для вузов/ – М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2012. – 415 с.

8.     http://www.consultant.ru

9.     http://bankir.ru 

10.http://www.cbr.ru 

11.http://www.1prime.ru