20 апреля 2019г.
Активный рост объемов грузоперевозок вынуждает всех участников логистической цепочки внедрять новые технологические и информационные решения для сокращения издержек при хранении и транспортировке грузов. Автоматизация бизнес-процессов является неотъемлемым фактором увеличения качественного уровня работы организации.
Система идентификации по штриховому коду, начало которой было положено в восьмидесятых годах двадцатого века, и по сей день остаётся наиболее распространённой и широко используемой, ввиду её удобства и простоты.
Современные системы управления складом позволяют работать с данным видом идентификации товаров, посредством использования сканеров, в том числе мобильных, беспроводных, а также с интеграцией средств по автоматизированному поиску и извлечению товара. Выполняя сканирование и печать этикеток с данных устройств существует возможность проводить инвентаризацию, приёмку и другие операции с товарно-материальными ценностями, без необходимости ручного ввода наименования и других параметров в базу данных склада. Но данные операции не исключают ручного перебора всего списка наименований, например, разных номенклатурных групп в складской ячейке или паллете.
Штриховой код представляет собой последовательность черных и белых полос, содержащих некоторую информацию в виде, удобном для считывания техническими средствами. Широкое распространение в последнее десятилетие получил разработанный японской компанией QR-код, который представляет собой матричный штрих-код, позволяющий записывать не только числовую, текстовую кодированную информацию, но и электронные ссылки, файлы, географические координаты, зашифрованные данные, графические файлы объемом до 4 кб. Система QR-кодов стала популярной за пределами автомобильной промышленности благодаря возможности быстрого считывания и большей ёмкости по сравнению со штрих-кодами стандарта UPC. Расширения включают отслеживание продукции, идентификацию предметов, отслеживание времени, управление документами и общий маркетинг
Последние несколько лет большое влияние на технологическое развитие логистической отрасли оказывает применение средств радиочастотной идентификации грузов (RFID) и развитие систем автоматической идентификации и сбора данных (AIDC). Наблюдается наращивание объемов производства и удешевление датчиков радиочастотной идентификации в геометрической прогрессии, что позволяет грузоперевозчикам и другим участникам логистической цепочки получить все преимущества данной технологии.
Технология RFID представляет собой способ автоматической идентификации объектов, при котором посредством радиосигналов считываются или записываются данные, хранящиеся на транспондерах (или RFID – метках). Современные достижения в разработке микроэлектроники позволяют выпускать RFID – метки крайне малых размеров, например, используемые ритейлерами метки выпускаются в виде наклеек на товары.
Преимуществом данного способа идентификации является криптографическая защищенность данных, записанных на транспондер, а также возможность записи больших объемов данных о множестве перемещаемых товаров, например, в контейнерных перевозках. Считывающие устройства – ридеры могут быть как стационарными, прикрепляемые на стены и движущиеся элементы складских устройств (погрузчики, штабеляторы), а также мобильными.
При установке стационарных ридеров в разных частях складских помещений возможно отслеживание перемещения товара по территориям. Данная технология позволяет считывать данные на достаточно большом расстоянии от самой метки, а также производить регистрацию данных со множества меток, количество которых может составлять несколько десятков. Установка внутри упаковок и контейнеров позволяет исключить влияние внешних воздействий и окружающей среды.
Использование RFID меток и считывающих устройств на крупных складах и производственных территориях может обеспечивать сбор статистики о объемах проделываемой работы, а также о движении транспорта по территориям.
Важным фактором использования данной технологии является обеспечение безопасности и сохранности грузов на складе, при несанкционированном перемещении которых, включается установленная сигнализация. Однако, даже при использовании методов криптографической защиты и систем, контролирующих движение груза, не исключается возможность подмены или уничтожения меток радиочастотной идентификации. Одним из способов по устранению данной проблемы является использование индивидуальных алгоритмов шифрования и применение мер по регулярной смене частот, что позволяет исключить воздействие сторонних считывающих устройств.
Автоматическая идентификация посредством использования RFID – меток предоставляет возможность по отслеживанию грузов в режиме реального времени, позволяя собирать и анализировать данные о перемещении для поиска альтернативных способов доставки, обеспечивает усиление мер сохранности груза в процессе транспортировки.
Рассмотрим в Таб. 1 преимущества и недостатки каждой из перечисленных технологий.
Таблицы 1 – Характеристики технологий идентификации [4].
Характеристики технологии
|
RFID
|
Штрих-код
|
QR-код
|
Необходимость в прямой видимости метки
|
Чтение даже скрытых меток
|
Чтение без прямой видимости невозможно
|
Чтение без прямой видимости невозможно
|
Объём памяти
|
От 10 до 512 000 байт
|
До 100 байт
|
До 3 072 байт
|
Возможность перезаписи данных и многократного использования метки
|
Есть
|
Нет
|
Нет
|
Дальность регистрации
|
До 100 м
|
До 4 м
|
До 1 м
|
Одновременная идентификация нескольких объектов
|
До 200 меток в секунду
|
Невозможна
|
Зависит от считывателя
|
Устойчивость к воздействиям окружающей среды: механическому, температурному, химическому, влаге
|
Повышенная прочность и сопротивляемость
|
Зависит от материала, на который наносится
|
Зависит от материала, на который наносится
|
Срок жизни метки
|
Более 10 лет
|
Зависит от способа печати и материала, из которого состоит отмечаемый объект
|
Зависит от способа печати и материала, из которого состоит отмечаемый
объект
|
Безопасность и защита от подделки
|
Подделать возможно
|
Подделать легко
|
Подделать легко
|
Работа при повреждении метки
|
Невозможна
|
Затруднена
|
Затруднена
|
Идентификация движущихся объектов
|
Да
|
Затруднена
|
Затруднена
|
Подверженность помехам в виде электромагнитных полей
|
Есть
|
Нет
|
Нет
|
Идентификация металлических объектов
|
Возможна
|
Возможна
|
Возможна
|
Использование как стационарных, так и ручных терминалов для идентификации
|
Да
|
Да
|
Да
|
Возможность введения в тело человека или животного
|
Возможна
|
Затруднена
|
Затруднена
|
Габаритные характеристики
|
Средние и малые
|
Малые
|
Малые
|
Стоимость
|
Средняя и высокая
|
Низкая
|
Низкая
|
Каждая из рассмотренных технологий имеет разные преимущества и должна быть выбрана при решении определенных задач, оптимальным является комбинированное использование. Одним из важнейших критериев внедрения технологических решений является стоимость внедрения, использования и обслуживания.
Ввиду повсеместного распространения технологии штрихкодирования, на рынке представлен большой выбор технологических и программных средств для печати, считывания и обработки в широком ценовом диапазоне, что позволяет приобретать необходимое оборудование как мелким организациям и частным предпринимателям, так и крупным производственным и торговым компаниям для работы с большим количеством изделий. Стоимость изготовления этикеток со штрих-кодами зависит от используемых материалов для печати, таких как бумага и принтерное оборудование. В зависимости от используемого способа печати и сырья зависит качество печати и устойчивость этикеток к внешним воздействиям, таким как износ в следствии трения, погодных и атмосферных условий, воздействие воды и химических средств. Нанесение штрих-кодов возможно практически на любой материал, в том числе и на металлические поверхности при наличии соответствующего дорогостоящего оборудования.
Стоимость реализации проекта по внедрению системы радиочастотной идентификации ввиду высокой стоимости транспондеров, по сравнению с реализацией проекта по внедрению системы штрихкодирования, напрямую зависит от типа используемых транспондеров и сопутствующего оборудования. Сложности реализации данного проекта связаны не только с высокой стоимостью оборудования, но и с внедрением сложного и дорогостоящего программного обеспечения. Поскольку считывание данных с транспондеров возможно на расстоянии, зависящее от рабочего диапазона считывающего устройства и самой метки, возможна установка как снаружи, так и внутри грузов, изделий и т.д. Так, например, широко используются метки с малым рабочим диапазоном и достаточно малой стоимостью торговыми сетями и ритейлерами для обеспечения сохранности продукции от кражи.
Рассмотрим стоимость закупки оборудования и идентификационной единицы, а также программного обеспечения.
Таблица 2 – Критерии стоимостной оценки
Тип идентификации
Критерий
|
Штрихкодирование
|
Радиочастотная
идентификация
|
Минимальная стоимость
считывающего устройства
|
От 2,5 тыс. руб. проводное
устройство
От 7.5 тыс. руб. беспроводное устройство
|
От 15 тыс. руб. проводное
устройство
От 130 тыс. руб. беспроводное устройство
|
Минимальная стоимость
записывающего устройства / устройства печати
|
От 7.5 тыс. руб. за устройство
печати термоэтикеток
От 20 тыс. руб. за мобильное устройство печати
|
От 15 тыс. руб. (может быть
совмещено со считывающим устройством)
|
Минимальная стоимость
идентификационной единицы (RFID датчика/Этикетки для печати), руб/ед.
|
0,153 руб. за 1 этикетку при
оптовой закупке (упаковка 1000 шт.)
|
0,44 руб. за 1 RFID-этикетку
(противокражные) при оптовой закупке (от 1000 шт.)
От 23 рублей за 1 шт. (пассивная метка с возможностью записи) при оптовой закупке
|
Стоимость сопутствующего
программного обеспечения на примере 1С
|
2.5 тыс. рублей на
приобретение драйвера для старых версий 1С.
|
От 93 тыс. руб. за модуль
«Инвентаризация имущества
RFID»
|
Как видно из таблицы 2, стоимость единичного транспондера в десятки раз превышает стоимость производства этикетки со штрих-кодом, ввиду высокой стоимости первых.
Общемировой объём продаж средств радиочастотной идентификации в 2017 году вырос на 14% по сравнению с 2016 годом и составил 14,5 миллиардов долларов. На рисунке 1 представлен прогноз по объемам продаж до 2020 года. Увеличение объемов продаж и производства, а также модернизация технологий изготовления постепенно приводит к удешевлению единицы продукции. Но несмотря на все преимущества, полная замена существующих штрих-кодов на радиочастотные метки в ближайшем будущем маловероятна. Наиболее оптимальным является комбинированное использование перечисленных средств автоматизированной идентификации в зависимости от нужд конкретной отрасли или организации.
Радиочастотные транспондеры широко используются в логистической отрасли, транспортных платежах, документах и многих других сферах хозяйственной и общественной деятельности. Несмотря на то, что объем российского рынка составляет менее одного процента от общемирового объема, наблюдается развитие опережающими темпами посредством государственного субсидирования и увеличения производственных мощностей отечественных производителей.
Использование средств автоматизированной идентификации позволяет сократить время, затрачиваемое на обработку информации о местонахождении продукции, её количестве и других характеристик перевозимых грузов как
в сферах складской логистики, оптово-розничной торговли, так и в производстве и других сферах деятельности.
Согласно исследованиям корпорации Zih, одного из крупнейших мировых поставщиков и производителей оборудования для автоматизированной идентификации, использование средств радиочастотной идентификации позволяет увеличить число обрабатываемых складских единиц до 1500 меток в секунду, при использовании при использовании соответственного оборудования, что позволяет многократно сократить временные затраты на инвентаризацию, опись и другие складские операции.
Список литературы
1. Беспалов Р. Применение RFID в цепи поставок // Logist.ru – сообщество специалистов по логистике и управлению цепями поставок. 2013. URL: http://logist.ru/articles/primenenie-rfid-v-cepi- postavok (дата обращения: 20.02.2018).
2. Сандип Лахири. RFID. Руководство по внедрению = The RFID Sourcebook / Дудников С.. — М.: Кудиц-Пресс, 2007. — 312 с. — ISBN 5-91136-025-X.
3.
Щербаков В., Мерзляк А., Коскур-Оглы Е. Автоматизация бизнес-процессов в логистике. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения – «Питер» 2016. - 464 с.
4.
Adam Robinson. 3 More advanced technology trends in logistics in 2016 [Cerasis] – URL: http://cerasis.com/2016/01/18/technology-trends-in-logistics/ (дата обращения 20.02.2018)
5.
Forecast of worldwide revenue for RFID transponders from 2010 to 2020 (in billion U.S. dollars) – URL: https://www.statista.com/statistics/669105/rfid-transponder-forecast-of-worldwide-revenue/ (дата обращения: 20.02.2018)