Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ В РОССИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
06 января 2016г.

   Глобализация мировой экономики сегодня тесно связана с решением такой современной мировой миграционной проблемы как интеграция трудовых мигрантов. В России данная проблема уже давно приобрела не просто значимый,  а архи важный  характер. Сегодня среди задач государственной миграционной политики, имеющих первостепенное значение, в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года определена следующая: «содействие адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом» [2].

    Для России при ссуженном воспроизводстве населения (нетто-коэффициент воспроизводства равен 0,8) решение как социально-экономических проблем (прежде всего, нехватки трудовых ресурсов), так и демографических основано на необходимости прибытия в нашу страну людей  из зарубежных стран, среди которого прибытие из стран СНГ является доминирующим. На протяжении последних десятилетий в России основной миграционный вклад был характерен для стран СНГ. Из стран этой группы на территорию нашей страны ежегодно прибывало более 85% от всего числа прибывших. Однако такое развитие миграции породило проблему роста демографической экспансии народов из стран СНГ, характеризующуюся устойчивым территориальным распространением этих народов, расширением их ареалов проживания, а также влиянием на культуру и традиции коренного населения. При существующих диспропорциях миграционных потоков в некоторых регионах это приводит к достаточно быстрому изменению этнического баланса, что ведет к нарастанию напряженности в межнациональных отношениях. Поэтому с учетом сложившейся миграционной обстановки должны быть оперативно приняты соответствующие меры, позволяющие увеличить интенсивность процесса ассимиляции приезжих так, чтобы в последующих поколениях была выявлена полная смена национальной самоидентификации некоренного населения.

   Обращаясь к истории, мы видим, что Россия никогда не была однонациональной страной. Наша страна многонациональна, по данным переписи 2010 года в России проживает 193 народа и народности, говорящих на 171 языке. Ей накоплен многовековой опыт по сохранению единого государства в условиях межэтнического, межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, который всегда являлся и является по сей день основным ресурсом развития российской цивилизации, укрепления ее государственности. В условиях интернационализации мировой экономики этот опыт должен определять состояние и позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений в Российской Федерации.

   К сожалению, сегодня мировой тенденцией является обострение межэтнических противоречий, рост нетерпимости даже в тех странах, которые достигли высокого качества жизни. Напряжѐнность и конфликты возникают там, где неблагоприятная социально-экономическая или общественно-политическая обстановка соединяется с плохим управлением. Только государство обладает всеми средствами, для обеспечения межэтнического согласия. И только оно имеет право применять силу для противодействия разжиганию розни и предупреждения насилия [1].

   В связи с вышеизложенным особую значимость приобретает анализ существующей ситуации в области миграции России со странами СНГ. При этом важно заметить, что действующее в настоящее время законодательство можно охарактеризовать как достаточно лояльное и мягкое по мировым стандартам с позиций требований к мигрантам из стран СНГ (с некоторыми из них заключены специальные соглашения, облегчающие движение людей по территории). Несмотря на это в стране существует нелегальная миграция, интенсивность и структуру которой достаточно сложно оценить.

   В целом, оценка миграционной ситуации между Россией и странами СНГ, опирающаяся только на данные официальной статистики (без учета нелегальных территориальных перемещений), дает основания утверждать, что в условиях глобализации, когда эмиграция из стран становится все более разнообразной, наша страна характеризуется достаточно высокой привлекательностью, как конечный пункт территориальных перемещений для стран ближнего зарубежья или государств, ранее входивших в состав СССР. По официальным статистическим данным Росстата за период с 1997 по 2013 гг. включительно в Россию из стран СНГ въехали около 4 мил. 634 тысяч человек, а выехали чуть более 1 мил. 104 тыс. человек. Численность прибывших в нашу страну из стран СНГ в 2013 г. – 422,7 тыс. чел., при этом среди прибывших в 2013 г. 84,5% - это лица рабочего возраста. Миграционный прирост со странами СНГ для нашей страны значителен. При этом в 2013 г. прирост характерен в отношении с каждой из стран СНГ, в то время как в 1997 г. единственной страной, в которую из России больше эмигрировало, была Беларусь.

   Заострим внимание на некоторых проблемах, связанных с миграцией в Россию. Одна из них – это имеющийся приток в большей своей массе низкоквалифицированной рабочей силы (мигранты из стран СНГ), а отток из страны творческой интеллигенции и высококвалифицированных кадров (проблема «утечки умов»). Это представляет собой угрозу снижения интеллектуального потенциала российского общества. Поэтому особую значимость для интеграции трудовых мигрантов в российское общество приобретает вопрос создание приезжим условий для овладения русским языком и возможностей для их профессионального обучения и повышения квалификации.

   Обострение проблем, связанных с миграцией, также основано на сложившейся ситуации с нелегальной миграцией. Незаконно пребывающие на российскую территорию мигранты представляют реальную угрозу, как для государственной безопасности России, так и для других стран. Ведь часть из них используют территорию нашей страны как транзитную для проникновения (легального или нелегального) в зарубежные страны. Так в 2013 г. из въехавших в Россию 17342 тыс. иностранцев, на миграционный учет встали лишь 7076 тыс. человек (40,8%).

   Нерегулируемая массовая миграция выступает фактором усиления социальной напряженности в стране, она обостряет отношения между иммигрантами и местным населением, что представляет угрозу государственной безопасности. Эта категория мигрантов не стремится к ассимиляции, а создает общины и анклавы, в которых, сохраняются самобытность и традиции. Тем самым они сознательно отчуждается от других этносов и противопоставляется им. Эти люди преимущественно имеют низкий уровень образования, порой даже не знают русского языка, они могут и не стремятся адаптироваться к местной культуре, традициям и обычаям.

    В связи с этим возникли и усугубляются такие проблемы, требующие незамедлительных управленческих мер, как проблемы этнической и демографической экспансии, вопросы связанные с формированием эпидемиологической обстановки в стране, трансграничная организованная преступность и деятельность зарубежных террористических организаций.

    В связи с остротой вышеизложенных проблем, в настоящее время Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 утверждена Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Она разработана в целях обеспечения интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепления государственного единства и целостности России, сохранения этнокультурной самобытности ее народов, сочетания общегосударственных интересов и интересов народов России, обеспечения конституционных прав и свобод граждан. Стратегия основывается на принципах построения демократического федеративного государства, служит основой для координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и органов местного самоуправления (далее также - государственные и муниципальные органы), их взаимодействия с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации. Стратегия направлена на активизацию всестороннего сотрудничества народов Российской Федерации, развития их национальных языков и культур [4].

 

Список литературы

1.     Заседание Совета по межнациональным отношениям. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/16292 (дата обращения 16.12.2014)

2.     Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70088244/#ixzz3VVoH63zG (дата обращения 28.10.2014)

3.     Официальный сайт Росстата. – Режим доступа: // http://www.gibdd.ru (дата обращения 16.02.2015)

4.     Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года" – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70184810/#ixzz3HgNgrpIS (дата обращения 20.01.2015)