Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ: ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
22 апреля 2018г.

Аннотация. В статье рассматриваются основные подходы к классификации кластеров, а также основные методы их формирования. Далее перечисляются этапы создания и управления кластерами. Определяются достоинства и недостатки кластерной системы организации. Затрагивается важность создания кластеров и для российской экономики.

Ключевые слова: кластер, кластерная модель, методы формирования промышленных кластеров, этапы управления кластерами, конкурентоспособность, инновация.

В настоящее время в условиях рыночных экономических отношений и высокой конкуренции во всём мире актуальным становится повсеместное взаимодействие географически и секторально близких друг другу компаний. Происходит создание кластеров. В данной статье мы рассмотрим основные модели формирования данных групп предприятий и основные методы их развития. Также выделим несколько этапов создания и управления кластерами и определим для себя главные плюсы и минусы кластерного подхода.

Определение кластера впервые было сформулировано и введено в экономику Майклом Портером. Под данным понятием он подразумевает сосредоточенные согласно географическому принципу группы взаимозависимых компаний, специальных генеральных поставщиков, поставщиков услуг, компаний в определенных секторах экономики, а также сопряженных с их работой организаций в установленных сферах, создающих конкуренцию, но и ведущих совместную работу [2]. Данные компании формируют производственные цепочки, направленные на создание определенной продукции. Объединение обычно происходит вокруг какой-либо крупной базовой компании. Иными словами, в область индустриального производства вовлекаются компании среднего и малого бизнеса. Крупные предприятия, обладающие опытом работы в определённых отраслях производства, обязаны впустить данные организации в свою сферу деятельности. И, как правило, на конкурсной основе.

Можно сделать вывод, что промышленный кластер – это комплексная структура, состоящая из взаимодействующих между собой юридически независимых организаций и институтов поддержки главной и смежных сфер производства, имеющих научно-технические или другие взаимосвязи и направленных на общий рынок ресурсов или потребительский рынок, объединенных инновационным проектом, у которых нет контроля над собственностью остальных участников кластера, однако остается контроль над их управлением [5].

Существуют всевозможные подходы к систематизации кластеров, при их классификации используется довольно обширный ряд признаков, согласно которым компании объединяются в кластеры. Как правило, кластеры предприятий систематизируют по следующим характеристикам: географическое положение, наличие капитала, расстояние до поставщиков, конкурентоспособность, доступ к услугам узкой специализации, формирование трудового потенциала, наличие профильных образовательных учреждений и исследовательских институтов, отраслевая специализация и т.д. [1].

В научной литературе также есть классификация методов формирования кластеров. Можно перечислить семь основных подходов, практикуемых сейчас и представляющих собой комбинацию всевозможных факторов. На них, собственно, и основывается выбор определённой кластерной стратегии. Далее перечислим данные модели:

1.      Географическая модель подразумевает создание разных по масштабам пространственных кластеров экономической активности от местных (к примеру, ферма в Новгородской области), до действительно глобальных (автопромышленный кластер).

2.   Горизонтальная модель используется для тех ситуаций, когда определённое количество отраслей являются элементами большого кластера.

3.   Вертикальная модель предполагает, что в кластерах могут находиться компании смежных этапов производственного процесса. Существенную роль играет, кто из участников данного кластера является организатором и конечным исполнителем инноваций в рамках кластера.

4.      Литеральная модель: в кластер могут объединиться различные секторы, которые могут обеспечивать экономию из-за эффекта масштаба, что приводит к новым комбинациям (к примеру, мультимедийный кластер).

5.     Фокусная модель представляет собой кластер компаний, сосредоточенных около крупного центрального предприятия, компании, научно-исследовательского института или учебного заведения и являющихся потребителями инноваций и знаний.

6.   Технологическая модель - это комплекс предприятий разных отраслей, использующих одну и ту же технологию (как пример, биотехнологический кластер).

7.   Качественная модель: определяет в качественных категориях наличие и методы взаимодействия компаний в рамках кластера. Значимым для данной модели является не только сотрудничество данных фирм, но и способы этого сотрудничества.

Кластеры могут быть разного размера, ширины охвата, различных уровней развития. Данные показатели зависят от отрасли кластера. Природа отраслей дает возможность менять границы кластеров из- за появления новых фирм или отраслей, а кроме того в результате формирования или изменения условий существования бизнеса. Также отметим, что кластеры встречаются как в развитых, так и в развивающихся странах. Отличительной чертой более развитых промышленных кластеров, как правило, является более разветвлённая сфера связанных между собой отраслей, наличие специализированных баз поставщиков и тесные связи с потребителями товаров, услуг и т.д.[6].

Исследуя формирование промышленных кластеров, можно выделить несколько методов. Основу составляют следующие из них:

1.     Аналитический – анализ информации о данной территории, её трудовых, природных и экономических ресурсах производительных сил.

2.   Метод индикативного планирования конкурентоспособности – качественный и количественный анализ конкурентоспособности кластера и определение дальнейших перспектив конкурентоспособности.

3.     Метод моделирования – объекты кластера исследуются с помощью моделирования уже функционирующих предприятий, процессов или явлений.

4.   Метод «затраты - выпуск» – анализируется перемещение товаров и услуг среди разных отраслей промышленности и других секторах экономики.

При формировании промышленных кластеров описанные методы обычно применяют в совокупности, потому что каждый взятый по отдельности метод формирования не отразит подлинной экономической ситуации. Аналитический метод отражает обстановку на рынке в определенный период времени (сведения о фирмах, их производительности, занятости и проч.). Метод индикативного планирования предполагает распределение экономических приоритетов. Данный метод носит скорее рекомендательный характер. Основные плюсы индикативного планирования заключаются в минимизации неопределенности во время принятия решений. Метод моделирования позволяет создавать модели, показывающие процессы так, как они происходили бы в реальном времени. Этот метод помогает максимально исключить ошибки в будущем. Метод «затраты - выпуск» затрагивает следующие экономические характеристики: производственная мощность, объем выпускаемой продукции, увеличение производительности труда и др.

Как правило, ещё выделяют три этапа создания и управления кластерами.

Первый этап: Идентификация кластеров (технология их отбора). Выделяют несколько парных категорий характеристики процесса и техник идентификации кластеров, тем не менее большинство из них отталкиваются от двух основных подходов:

1.    Первый подход, условно называемый «снизу»: кластеры идентифицируются на определённой территории, исходя из наличия заранее известных компаний и лидирующих отраслей.

2.     Второй подход, условно называемый «сверху»: он предполагает поиск пространственных локализаций производства, направленные на особые виды экономических процессов. Данный подход к идентификации, принимая во внимание две постоянные характеристики кластеров – функциональную взаимосвязанность и географическую близость, обычно разделяют на 2 типа:

1). Функциональные, направленные на выявление промышленных кластеров; 2). Пространственные, направленные на выявление географических кластеров. Второй этап: Управление существующими кластерами.

Третий этап: Оценка экономического эффекта от формирования кластера.

Упоминая второй этап, отметим, что же центром кластера обычно одно или несколько независимых крупных предприятий (в наше время все идёт к созданию независимой организации, контролирующей деятельность остальных компаний), между которыми сохраняется конкуренция. Всё это значительно отличает кластеры от картелей и финансово-промышленных групп. Кластер может создавать идеальные условия для формирования специализированных производств, в том числе вспомогательного, обслуживающего и поддерживающего характера. Крупные фирмы-лидеры мирового рынка нуждаются в большом числе адаптированного к их технологиям смежных производств оборудования, всевозможных материалов и т.д. Это создает ёмкий рынок для средних и малых компаний, в том числе и с инновационной деятельностью, которые в будущем становятся основой преимущества над другими компаниями [3]. Кластер даёт работу большому количеству небольших фирм поставщиков простых комплектующих, соединяя в себе только лучшие компании с международной конкурентоспособностью. Основой создания кластера является обмен данными о технических и технологических потребностях, предложениях производителей, поставщиков, потребителей и смежных секторов экономики [7].

Нужно учесть и такие побочные явления, как возможность эффекта блокировки фирм, то есть вполне возможно, что отдельные организации станут конкурентоспособнее кластерных. Недостатки кластеров:

1 .Уязвимость. Специализация предположительно может вызвать уязвимость региона. Технологическая прерывистость подрывает некоторые преимущества кластера.

2 .Эффект замкнутости. Излишняя уверенность касательно локальных контактов и «молчаливого» знания, пренебрежение внешними связями и недостаток предвидения объясняют данный эффект, который обусловлен преобладанием устоявшихся практик. Именно поэтому сейчас всё больше компаний используют практику открытых инноваций.

3 .Уменьшение конкурентного давления. Объединение может спровоцировать снижение конкурентных давлений и, соответственно, движущих сил инновации.

4 .Синдром самодостаточности. Привыкнув к прошлым успехам, кластер может не распознать постоянно изменяющиеся тенденции.

Исходя из моих соображений, синдром самодостаточности является одним из самых главных минусов кластеризации. Кластеры, являясь формой повышения конкурентоспособности, предполагают, как правило, крупную научную деятельность, создание новых технологий, инновативную составляющую. Синдром самодостаточности может затормозить, если совсем не остановить, исследовательскую и научную деятельность в кластере, а это, в свою очередь, тормозит технический прогресс. Уменьшение конкурентного давления как недостаток кластера, на мой взгляд, сильно связан с синдромом самодостаточности кластера [7].

Затрагивая третий этап можно упомянуть, что экономическая эффективность от функционирования кластера на данной территории какого-либо региона проявляется, как правило, в следующем:

1)   Увеличивается число налогоплательщиков и налогооблагаемая база;

2)   Появляются предпосылки для регионального роста экономики.

Для самих компаний, являющихся элементами кластера, экономическая эффективность выражается в том, что:

1)    Появляется потенциал инновационного роста, формируется инфраструктура с целью разработок и исследований;

2)   Появляется возможность для более эффективного выхода на международный рынок;

3)   Происходит повышение производительности компаний.

Если говорить о нынешнем состоянии российской экономики и дальнейших перспектив её развития, то формирование кластеров крайне необходимо для преодоления структурного торможения и перевода экономики на инновационный курс развития как в масштабах страны в целом, так и в отдельных регионах и отраслях экономики. Всё это требует постоянных связей участников инноваторской деятельности, которые позволяют корректировать научную деятельность, экспериментально-конструкторские исследования и производственный процесс, а также учета региональных возможностей для формирования кластеров на определённой территории.

Подведём итоги целесообразности кластерного принципа ведения бизнеса и производственной деятельности для предприятий:

–                    создание групп предприятий, объединённых в кластер, повышает производительность и инновативную составляющую;

–                    повышается функциональность и минимизируются издержки, предприятие становится более конкурентоспособным;

–                    крупные кластеры могут не оперативно следовать в ногу со временем, не всегда адекватно прогнозировать своё будущее и перспективы дальнейшего развития

 

Список литературы

 

1.                   Андрейковец И.Н., Кудряшов В.С., Шматко А.Д. Формирование инновационных кластеров: анализ существующего опыта и перспективы// Журнал правовых и экономических исследований. 2012. № 1. С. 168-171.

2.                   Гакашев М.М. Методика отбора и формирования экономических промышленных кластеров // Вектор науки тольяттинского государственного университета. серия: экономика и управление. 2013. №1. С. 20-23.

3.                   Кудряшов В.С. Анализ создания и функционирования моделей промышленных кластеров зарубежных стран в целях повышения конкурентоспособности регионов России// Дизайн. Материалы. Технология. 2013. № 1 (26). С. 123-125.

4.                   Кудряшов В.С. Анализ теоретических положений по формированию логистического кластера в целях развития транспортного комплекса России// Дизайн. Материалы. Технология. 2014. № 1 (31). С. 83-86.

5.                   Кудряшов В.С. Методика формирования промышленных кластеров// Петербургский экономический журнал. 2015. № 2. С. 49-54.

6.                   Кузнецова Т.А., Ташкинов А.А., Черкасов В.Д. Исследовательский университет как центр инновационной деятельности //Регионология. 2011. №2. С. 122-134.

7.                   Мингалева Ж.А. Теоретико-методологические подходы к анализу динамики отраслевой структуры экономики // Журнал экономической теории. 2011. № 4. С. 126-136.