Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СТРУКТУРЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА

Авторы:
Город:
Ульяновск
ВУЗ:
Дата:
06 января 2016г.

   На современном этапе перед Россией стоят сложные экономические вызовы, связанные с продолжением глобального экономического кризиса, затронувшего Евразийский континент в целом. Для России кризис усугубляется падением цен на энергоносители и неоправданными, ходом истории, экономическими санкциями. В этих условиях важнейшей задачей является повышение эффективности производства. В связи с этим настоящая работа ориентирована на решение важной фундаментальной проблемы - повышение эффективности экономики России за счет реализации кластерной политики по интенсивному инновационному развитию промышленных кластеров, опирающихся на экономику знаний, капитализацию интеллектуальноемких процессов создания добавочной стоимости. В рамках данного направления обсуждается задача повышения экономической эффективности кластеров за счет развития кадрового интеллектуального потенциала и активного участия предприятий кластера в становлении модели нового работника – «инновационного человека».

   Модернизация экономики страны, перевод ее на инновационный путь развития, и одновременно придание ей большей социальной направленности являются важнейшими приоритетами стратегического социально- экономического развития России. Обе эти задачи тесно связаны, взаимообусловлены и решение их во многом зависит от формирования нового качества человеческого потенциала. Президент РФ В.В. Путин в феврале 2014 провел совещание в резиденции Ново-Огарево, посвященное «определению резервов экономического развития».

   «Мы все считаем, что прежние источники роста, если и не подошли к концу, то работают уже, мягко говоря, не так эффективно, как раньше, потому что всегда мы ожидали роста от повышения цен на энергоносители. Они у нас держатся на хорошем уровне, но такого роста, как прежде, нет. Источник этот себя исчерпал, можно сказать», – заявил Путин. На совещании говорилось о росте производительности труда. Этот важный интенсивный фактор является ключевым для повышения эффективности экономики. Именно по производительности труда Россия отстает от развитых стран. Например, по сравнению с США, производительность труда в сталелитейной промышленности ниже в 3 раза, в строительстве в 5 раз, в производстве электроэнергии в 4 раза.

   На производительность труда влияют различные факторы, отметим важнейшие: эффективные технологии, производственное оборудование, инновационная организация производства, высококвалифицированные кадры. На наш взгляд последний фактор чрезвычайно важен, т.к. в конечном итоге технологии и оборудование создают люди, которые также управляют производством и готовят высококвалифицированные кадры. В условиях ограничения доступа к за рубежным технологиям важнейшей становиться проблема совершенствования подготовки новых кадров для промышленности и с участием промышленности. В этой связи на первый план выходит проблема формирования человеческого потенциала, восприимчивого к инновациям, готового к включению в научные и производственные процессы в условиях стремительно обновляющихся технологий.

   Прогнозы в сфере инновационной деятельности и инженерном образовании убедительно демонстрируют резкое отставание инженерного корпуса России в инновационной готовности. Оно выражается в возникновении глобальных диспропорциях количественных и качественных показателей инновационной продуктивности. Научно-технический прогресс изменяет характер производственной деятельности человека, создавая благоприятные условия для развития его исследовательских компетенций, для формирования личности специалиста-исследователя.

    Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года («Инновационная Россия - 2020») определяет ключевой задачей развития экономики страны формирование «инновационного человека». В документе говориться: «один из ключевых вызовов для нашей страны это усиление в глобальном масштабе конкурентной борьбы за факторы, определяющие конкурентоспособность инновационных систем, в первую очередь, за высококвалифицированную рабочую силу» [3].    Как отмечается в этом документе, «инновационный человек» – это не синоним «инновационного предпринимателя», это значительно более емкая и многоаспектная категория, означающая, что каждый гражданин страны должен стать «адаптивным к постоянным изменениям: в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки и технологий, – активным инициатором и производителем этих изменений» [3], что делает экономическое образование необходимым в любой деятельности. Возрастает потребность общества в совершенствовании экономического образования, в развитии экономического мышления, экономической культуры, предприимчивости, инициативы. От современных учебных заведений требуется уже не простое включение исследовательских методов в образовательную практику, а целенаправленная работа по формированию и развитию культуры исследовательской деятельности, способности к ее проведению на протяжении всей жизни. В условиях ограниченного финансирования образования, этот пробел призваны восполнить промышленные экономические кластеры.

    Для успешного развития экономического кластера необходимо формирование креативного, нацеленного на успех, способного работать высокопроизводительно работника, в современной терминологии «инновационного человека», зависит не только от таланта человека, но и от социально-экономических условий его обитания. Помимо обладания высоким уровнем профессиональной квалификации, он должен быть человеком самостоятельным, инициативным, умеющим нестандартно мыслить, принимать оптимальные решения и не только быстро адаптироваться к изменившейся ситуации, но и обладать способностью к ее творческому преобразованию, то есть быть конкурентоспособной, нестандартной личностью. На современном этапе в цепи подготовки «инновационного человека» существуют явные сбои и разрывы. Ликвидировать их можно при участии финансовых средств промышленных экономических кластеров.

     Кластерная концепция основана на работах Майкла Портера: об индустриальных кластерах [1,4]. Портер определяет кластер как «сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу». В своей работе Портер основывается на принципах сформулированных Альфредом Маршаллом в работе ―Принципы Экономики‖ (1890) [3], где говорится о локальных концентрациях специализированной деятельности, описано в терминах триады внешних экономик. Маршалл, основываясь на положениях А. Смита о преимуществах специализации, включил в свои «Принципы экономической науки» (1890 г.) главу о «Концентрации специализированных производств в отдельных районах». В современной научной литературе существует множество определений промышленного кластера. Они проанализированы в монографии [1]. Опираясь на данный анализ, сформулируем следующее определение кластера: Промышленный кластер – это самоорганизующиеся гибкая система промышленных предприятий, бизнес структур, социальных институтов, основанная на кооперации и внутренней конкуренции, сплоченная совместными экономическими и социальными интересами и мотивациями, связанными с обменом материальными ресурсами и информацией, с целью повышения эффективности каждого элемента и всей системы в целом.

    Кластер является следствием потребностей: бизнеса, как инструмента повышения экономической эффективности; гражданского общества, как источник удовлетворения потребительских потребностей; государства, как инфраструктурный объект, формирующий рабочие места и генерирование налоговых отчислений в бюджет. В структуру современного экономического кластера входят образовательные и научные учреждения. Это является следствием потребностей современной экономики в современных кадрах, способных обеспечить инновационное развитие. Интеграция образовательных учреждений в промышленный кластер обеспечивает подготовку кадров, которые необходимы для деятельности кластера. Отметим, что образовательные стандарты последнего поколения допускают вариацию учебных программ в достаточно широком диапазоне. Это способствует удовлетворению потребностей кластера в специалистах, подготовка которых адоптирована потребностям кластера. Важным направлением подготовки является организация и прохождение учебной, производственной и преддипломной практик, написание курсовых и дипломных проектов. Интеграция образовательных учреждение и предприятий кластера позволяет в ходе этих видов деятельности подготовить студентов к их будущей деятельности, причем вести подготовку в течении нескольких лет на конкретные рабочие места. В то же время предприятия знакомятся с будущими работниками.

   При поддержке РГНФ. Грант 15-02-00402.

 

 

Список литературы

1.      Булярский С.В., Инновационные организации образовательных и научных учреждений. Ульяновск. Издательство УлГУ. 2005. 534 с.

2.      Маршалл А. Принципы Экономики .: «Прогресс», 1993. 345 стр.

3.      ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЯ – 2020 (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года)// Минэкономразвития России Москва, 2010. 105 стр.

4.      Портер М. Конкуренция, Издательский дом «Вильямс», М., СПб, Киев, 2005. – 608 с.