Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ КАЗАХСТАНА

Авторы:
Город:
Алматы
ВУЗ:
Дата:
06 января 2016г.

   Анализы показывают, что Казахстан занимает одно из первых мест в мире по показателю отношения объема внешнеторгового оборота к ВВП, то внешнеэкономическая деятельность Казахстана привлекает к себе повышенное внимание. Внешнеторговый оборот Казахстана практически совпадает с ее ВВП, а это означает, что весомая доля Казахстанского бизнеса связана с внешнеэкономическими операциями.

   Например, коэффициент покрытия импорта интеграции в 2009 году был равен всего 1,12. В связи с этим возникает необходимость совершенствования ВЭД в направлении преобразования внешнеэкономических связей в активный фактор углубления рыночных реформ и включения Казахстана к международному труду и мирохозяйственные интеграционные процессы с тем, чтобы в перспективе в Казахстане превалировала интеграционно-ориентированная экономика. А это в свою очередь возможно лишь при проведении многовекторной интеграционной политики. Первая - участие Казахстана в проекте Единого экономического пространства, который с  самого начала его инициирования вызвал и продолжает вызывать неоднозначные, иногда диаметрально противоположные оценки его экономических целей, природы, параметров осуществления и возможных последствий. Второе - интеграция Казахстана в Европейское пространство, получение полноправного членства в ЕС и подчинение этой цели всех других направлений экономической политики, включая отношения с СНГ. Несмотря на противоречивость этих направлений, и в первом, и во втором случае мы имеем дело с экономической интеграцией [2., c. 265]

   В мировой экономике данная проблема комплексно не рассматривалась ни в одном источнике. Можно констатировать, что еще не сложилась теория много векторной экономической интеграции.

   В этой связи целью настоящей статьи является описание концептуальной модели региональных приоритетов международного сотрудничества Казахстана, а также возможных форм проявления много векторной экономической интеграции.

    Динамика внешнеэкономических связей Казахстана свидетельствует о том, что особенностью экономической политики Казахстана является ее многовекторность, в основу которой положено приоритетное развитие экономических отношений с теми странами, которые рассматриваются как стратегические партнеры Казахстана. То есть отношения с Европейским Союзом (ЕС), странами Центральной и Восточной Европы (ЦЕ, BE), новыми членами ЕС, странами - членами СНГ, странами - членами ЧЭС, США, Российской Федерацией, странами Азии, Африки, Китаем и др. Это подтверждается тем, что внешнеторговые операции проводились Казахстаном с партнерами 204 стран мира.

    Основываясь на региональную интеграционную теорию экономики в геополитической стратегии Казахстана, нами выделено три вектора углубленного экономического внешнеторгового сотрудничества, а именно ЕС, еврорегионы, включая страны Восточной и Центральной Европы, Россия и страны СНГ, которым соответствует три уровня международного сотрудничества (Рисунок 1).

Рис.1. Модель региональных приоритетов сотрудничества Казахстана

 

   Первый - международный уровень, которому соответствует вектор Европейского Союза и Единого европейского экономичного пространства. Второй - межрегиональный уровень, которому соответствует вектор формирующихся и функционирующих Еврорегионов. Третий -межгосударственный уровень, которому соответствует вектор Российской Федерации и стран СНГ. Особенность данного уровня в том, что в нем выделяется и имеет самостоятельное значение межрегиональный российско-казахстанский уровень приграничной экономической интеграции, который может осуществляться в рамках Единого экономического пространства. Вектор ЕС международным уровнем в силу того, что реализация стратегии "Европейский выбор" предположительно может создать предпосылки для выхода Казахстана на рынки не только стран ЕС, но также и стран, входящих в Европейскую Ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ) и находящихся в Едином экономическом пространстве (ЕЭП) со странами ЕС.

   В сотрудничестве со странами - новыми членами ЕС и другими странами Восточной Европы, то его целесообразно развивать на межрегиональном уровне, то есть в рамках существующих и возможных Еврорегионов как трансграничной формы сотрудничества. Одним из преимуществ развития экономического и научного сотрудничества с Еврорегионами является их способность к образованию связей между собой в разных сферах на основе равноправного взаимовыгодного партнерства. Еврорегионы имеют значительно больший потенциал, чем простое развитие торговых отношений с каждой страной в отдельности.

   Казахстана делает акценты на особой миссии, которые могут сыграть страны этого вектора в реализации евроинтеграционной стратегии Казахстана через официальную публичную поддержку стой стратегии.

   Исходя из того, что доминирующей во интеграционных отношениях Казахстана является Российская Федерация, Казахстан не может быть не заинтересован во всестороннем развитии экономического сотрудничества с Российской Федерацией и другими странами СНГ. Позитивную роль в этом может сыграть реализация достигнутых договоренностей во время четырехсторонней встречи Президентов Беларуси, Украины, Казахстана и Казахстана, которая состоялась 22-23 октября 2008 года, о создании Единого экономического пространства (ЕЭП), что безусловно может внести новые элементы во внешнеэкономические отношения Казахстана с ее восточными соседями [3., c. 135]..

   Критически оценивая комментарии официальных представителей России и Казахстана по поводу ЕЭП, мы полагаем, что в Казахстане и в России по разному трактуют понятие "Единое экономическое пространство". Для Казахстана – это создание в конечном итоге валютно-экономического союза, для Казахстана высшая планка - это создание зоны свободной торговли на принципах ВТО, то есть без каких - либо товарных исключений. Примечательно, что исследования, которые проводятся в Казахстане, касаются последствий вхождения в ЕЭП для всего государства, но при этом практически отсутствует определение роли регионов, особенно приграничных, в этом процессе, не раскрываются основные формы и направления экономического приграничного сотрудничества отдельных регионов Казахстана в рамках будущего ЕЭП.

   Исследуя этих актуальных и ярко выраженных проблемных вопросов, можно констатировать, что необходимо развивать о создании и формировании кардинально нового направления экономического приграничного сотрудничества в рамках ЕЭП, которое позволило бы отразить становление форм приграничного сотрудничества и механизма регулирования приграничных региональных экономик.

   Концептуальным является вывод о том, что, исходя из двуединого назначения региональной экономики (как части целого и как целого), в Казахстане эффективно развиваться экономическое сотрудничество в векторе "Россия и страны СНГ" может только при тесном взаимодействия межгосударственного и межрегионального приграничного уровней.

   В российском векторе мы выделяем еще один уровень, а именно межрегиональный приграничный. Одним из таких приграничных регионов является  Западно-Казахстанская и Северно-Казахстанская область. Особенностью региона является то, что он имеет давние экономические культурные и гуманитарные связи с приграничными регионами Российской Федерации – Омской, Оренбургской областями, - с которыми подписаны Соглашения о сотрудничестве.

   Не уменьшая значения проводимой работы в рамках Соглашений о сотрудничестве, они не предусматривают устранения дискриминационных мер с российской стороны по отношению к Казахстанским товарам. Поэтому Казахстанским товаропроизводителям будет трудно и в дальнейшем удерживать позиции на освоенных в приграничных районах сегментах российского рынка, а тем более наращивать объемы интеграции [4., c. 230]. .

    По мнению многих специалистов, развитие экономического приграничного сотрудничества в части сохранения рынков Казахстана си стран СНГ для Казахстанских товаров может способствовать реализация отдельных положений концепции Единого экономического пространства.

   Речь идет о провозглашенной лидерами четырех государств зоны свободной торговли на основе общепризнанных в мировой практике т.е. на принципах ВТО, которые гарантируют равенство конкурентных возможностей стран-участниц, их международную правовую защиту.

   Как свидетельствует мировая практика, зоны свободной торговли являются не очень эффективными инструментами обеспечения режима свободной торговли по сравнению с режимом свободной торговли. Это наиболее простая форма региональных интеграционных объединений стран, члены которой, сохраняют свободу действий в области внешней торговли, и, в частности, свой таможенный тариф. На практике страны-участницы зоны свободной торговли устраняют таможенные и некоторые нетарифные барьеры в торговле между собой не полностью, а лишь частично, и таким образом соответствующий режим в таких зонах охватывает более-менее ограниченный круг товаров. Но это прерогатива практиков и дополнительных договоренностей. Мы же речь ведем о самом принципе внедрения такой формы приграничного экономического сотрудничества, как приграничная зона свободной торговли в рамках Единого экономического пространства.

   Формирование приграничной зоны свободной торговли на принципах ВТО, где Казахстан имеет разветвленные связи и обоюдные представительства предприятий. К тому же формирование зоны свободной торговли на принципах ВТО не будет противоречить стратегической парадигме Казахстана – евро интеграционному курсу.

   Для других приграничных регионов Казахстана, важное значение имеет развитие между регионами межрегиональной кооперации, создание совместных предприятий по выпуску новых видов высоколиквидной продукции, согласование инновационной и инвестиционной политики. Казахстана присутствует в российском строительном комплексе, перерабатывающей промышленности и сфере услуг, однако потенциал далеко не исчерпан. Например, Луганским пищевикам уже становится тесно на отечественном рынке.

   Между тем создание зоны свободной торговли между приграничными территориями Казахстана, Казахстана и стран СНГ невозможно без решения таких проблем, как отмена ограничений на поставку Казахстанской металлопродукции, сахара, спирта в страны содружества и других дискриминационных мер на Казахстанские товары. Ведь речь идет не просто о "развитии сотрудничества", а о равноправных конкурентных возможностях регионов[6., c. 130].

   Максимально использовать все рассмотренные позитивные моменты интеграции приграничных регионов Казахстана сможет только после тщательного согласования интересов сторон как в процессе формирования зоны свободной торговли, так и на каждом этапе ее функционирования.

   Таким образом, построенная на основе интеграционной теории концептуальная модель региональных приоритетов экономической деятельности позволяет сформулировать главное условие интеграции Казахстана в мировое хозяйство оптимальное сочетание различных интеграционных уровней международного, межрегионального, межгосударственного и межрегионального приграничного.

 

Список литературы

1.     Тинасилов М.Д. Научные подходы к оценке инновационной деятельности хозяйствующих субъектов в условиях Таможенного союза. /Сб. международных научно- практических конференций «Таможенный союз Казахстана, России и Беларуси: Углубление экономической интеграции», Каз НПУ, Алматы 2010.

2.     Тинасилов М.Д., Мусатаев М.Х. Проектные подходы и конкурсные принципы в научно-исследовательских коллективах Вестник журнала Евразийская интеграция: экономика, право, политика. Санкт-Петербург 2011, № 1

3.     Тинасилов М.Д. Инновационная экономика сран Центральнй Азии (на примере Казахстана и Кыргызстана): теория, методология и практика. Алматы 2012