Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ПОДДЕРЖКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ СО СТОРОНЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
22 апреля 2017г.

Малый и средний бизнес в Российской Федерации является важнейшим способом ведения предпринимательской деятельности. И государство играет важнейшую роль в дальнейшем его развитии [1]. Сложно недооценивать необходимость достаточного количества субъектов малого и  среднего предпринимательства в стране, ведь одна из важнейших функций предпринимательства – формирование среднего класса, который является главной политически стабилизирующей частью общества, что особенно актуально в настоящее время. Бесспорным является и то, что государства, характеризующиеся высоким уровнем вовлеченности в предпринимательскую сферу, являются более устойчивыми как в экономическом, так и в политическом смыслах.

И государство, при взаимодействии с субъектами малого и среднего предпринимательства, уже не может выполнять лишь роль «невидимой руки» рынка. Оно может и должно активно регулировать те правила, по которым малый и средний бизнес работает, задавать ему границы, за которые данные субъекты в ходе своей деятельности выходить не должны.

Государственные и муниципальные органы власти регулируют деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства различными способами: это может быть непосредственное регулирование при помощи принятия законов, оказывающих на предпринимательскую среду прямое воздействие, или же создание и реализация различных целевых программ, принимаемых как на региональном, так и на местном уровне. Обычно государственное регулирование предпринимательской деятельности может осуществляться двумя способами – прямым и косвенным.

К прямому регулированию предпринимательской деятельности со стороны государства принято относить принятие различных Федеральных Законов (например, Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации") и Кодифицированных законодательных актов (Гражданский кодекс) [4]. Путем принятия или изменения таких законодательных актов государство прямо задает «правила игры» субъектов предпринимательства, регулирует отношения, которые возникают между различными органами власти, физическими и юридическими лицами в сфере малого и среднего предпринимательства.

К косвенному же регулированию относятся различные Федеральные законы и целевые программы, принимаемые на муниципальном уровне, которые призваны повлиять на развитие всей или определенной части предпринимательской сферы. Так, нельзя отрицать, что внесение изменений в Налоговый Кодекс Российской Федерации заставляет субъектов малого и среднего предпринимательства подстраиваться под новые условия. Так, повышение или понижение налогов на определенную отрасль предпринимательской сферы может либо увеличить количество предпринимателей, либо же заставить предпринимателей покинуть данную сферу. Это также относится и к установлению льготного налогообложения, которое помимо прямой цели    развития    предпринимательства    преследует    цель    постепенного    снижения    количества предпринимателей, действующих в теневой экономике. Именно налоги являются одним из важнейших инструментов регулирования предпринимательской сферы, и использовать его государство должно крайне аккуратно, учитывая при этом региональную специфику. Ведь в настоящее время регионы в налоговой сфере не могут оказать значительного влияния, потому что большое количество налогов, механизмы их реализации устанавливаются на федеральном уровне.

Не меньшее значение в поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства играют и изменения, внесенные в прошедшем году и в Гражданский кодекс Российской Федерации. Прежде всего это изменения, связанные с повышением эффективности борьбы с рейдерскими захватами.

В Волгоградской области сектор малого предпринимательства сосредоточен в основном в сферах торговли и предоставления услуг населения. Средние же предприятия представлены в сферах с более высокой добавленной стоимостью – в обрабатывающей промышленности, строительстве и сельском хозяйстве.

При этом за 2015-2016 годы на сектор малого и среднего предпринимательства в Волгограде было оказано сильное негативное воздействие вследствие роста процентных ставок и других смежных факторов, которые отрицательно повлияли на себестоимость продукции и рентабельности бизнеса, что тут же отразилось и на покупательской корзине населения региона [3].

При этом для г. Волгограда характерен ряд проблем, таких как:

1)        Недостаточная динамика развития предпринимательства Волгограда в сравнении с другими городами-миллионниками;

2)        Рост неформальной занятости населения, причинами которого являются прежде всего сложные процедуры государственного регулирования, административные барьеры, созданные законодательно;

3)        Неравномерное развитие предпринимательства в различных сферах деятельности;

4)        Высокая стоимость кредитных ресурсов, а также их недоступность [2].

Нельзя не отметить и то, что важная роль в решении некоторых из проблем в предпринимательской сфере принадлежит сложившейся в городе достаточно эффективной системе мер налоговой и имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

К формам такой поддержки можно отнести:

-   установление льготы при начислении единого налога на вмененный доход в виде коэффициента, учитывающего ассортимент товаров, виды работ и услуг, особенности ведения предпринимательской деятельности в зависимости от расположения внутри населенного пункта;

-      установление льготы при исчислении сумм арендной платы за пользование объектами муниципального недвижимого имущества в виде коэффициентов внутрирайонного зонирования и коэффициентов вида деятельности, которые учитывают степень ее социальной значимости.

Такие формы налоговой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства должны оказывать публичные органы на всех уровнях – как на федеральном, так и на региональном, и местном уровнях. Особенно важно отметить и налоговые льготы, которые государство оказывает предпринимателям, ведущим свою деятельность в социально значимых отраслях. Примером могут служить пониженные налоговые ставки Налога на добавленную стоимость на товары, которые особенно важны для обеспечения жизнедеятельности граждан, защиты материнства и детства, обеспечения достойного уровня медицины в стране.

 

Список литературы

 

1.       Морозова Н.И. Развитие территориальных социально-экономических систем и его оценка по критерию качества жизни населения: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук / Волгоградский государственный университет. Волгоград, 2012; Морозова Н.И. Сочетание рыночного саморегулирования с государственным регулированием – стратегическое русло развития цивилизованной экономики //Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2010. № 23. С. 44-53

2.  Муниципальная программа «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Волгограде» на 2017–2019 годы

3. Стратегия социально-экономического развития Волгограда до 2030 года, утвержденная решением Волгоградской городской Думы от 15.07.2015 № 32/1002 «Об утверждении Положения о стратегическом планировании в городском округе город-герой Волгоград».

4.      Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция)

5.    Шмелева, Д. В. Правовые основы инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства / Шмелева Дарья Вагифовна// Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 5, Юриспруденция. - 2014. - N 2 (23). - С. 110-113.