Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
14 мая 2016г.

Упрощенная система налогообложения является одним из специальных налоговых режимов, которая была введена в Российской Федерации 29 декабря 1995 г., Федеральным законом №222-ФЗ от 29.12.95 г., с целью снижения налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего бизнеса, а так же для облегчения и упрощения ведения налогового и бухгалтерского учета.

За время применения данного закона неоднократно вносились изменения и дополнения, а так же уточнялись некоторые положения. Самым большим изменением в упрощенной системе налогообложения (далее - УСН) за годы действования данного специального налогового режима, стало принятие нового Федерального закона №104-ФЗ от 24.07.02 г., который сочетал некоторые элементы старого законодательства и накопленный опыт его применения. С новым, более доступным законом, многие организации предпочли перейти на УСН. Например, в 2013 году в список налогоплательщиков, которые не в праве применять УСН, добавились организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр. Так же с 2013 года все организации, находящиеся на специальном режиме, обязаны вести бухгалтерский учет в установленном порядке.

Предельная для прекращения права использовать УСН сумма доходов 60 млн рублей индексируется на коэффициент-дефлятор, который в 2016 году составил 1,329, а максимальная сумма доходов с учетом индексации составляла соответственно 79,74 млн руб. (60 млн руб.*1,329). Из данных цифр мы видим, что государство с каждым годом увеличивает максимальный размер доходов, тем самым позволяет малому и среднему бизнесу развиваться.

Всего в налоговом законодательстве указано пять специальных налоговых режимов, один из них - упрощенная система налогообложения, использующийся организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на УСН и применяющими её в установленном порядке законодательством.

На данном режиме у налогоплательщика существует право выбора объекта налогообложения. Таким образом, организации или индивидуальные предприниматели могут выбрать в виде объекта обложения: доходы (выручку) либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

При выборе объекта «доходы», в соответствие с Главой 26.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан платить налог по фиксированной ставке в размере 6%. Если же выбран объект в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, то организация или индивидуальный предприниматель будет уплачивать налог по ставки 15%, установленной в НК РФ. Если же в субъекте РФ существует закон о дифференцированной налоговой ставке, то налогоплательщик будет платить по ставке, установленной законом субъекта. Рассмотрим в качестве примера Закон Тюменской области от 05.07.13 №48 «О предоставлении налоговых льгот на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов отдельным категориям налогоплательщиков», в котором установлена налоговая ставка в размере 5%.

Главными преимуществами УСН является уменьшение налогового бремени, а так же упрощение налогового и бухгалтерского учета и отчетности для малых организаций и ИП.

Развитие и достижение указанных целей способствует совершенствованию системы поддержки малого бизнеса в РФ и росту эффективности экономики страны в целом.

Так же рассмотрим  другие преимущества, такие как:  добровольность перехода или возврата к иным режимам налогообложения. Данный переход осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями в порядке, предусмотренном НК РФ. Основной результат – экономия на уплате налогов: налогоплательщики уплачивают один единый налог вместо нескольких. Для организаций это налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций и НДС.

Для ИП: НДФЛ в отношении доходов от предпринимательской деятельности; сдача налоговой декларации раз в год, что приводит к минимальному посещению налоговых органов, затратам времени и сил. К недостаткам УСН, относятся: вероятность утраты права применения упрощенной системы, если организация или индивидуальный предприниматель допустит несоответствие норм установленных законодательством, то налогоплательщик утрачивает право применения УСН и обязан вернутся на общий режим налогообложения; так же отсутствие у налогоплательщика обязанности по уплате НДС может привезти к потере покупателя- плетельщика НДС; при выборе объекта «доходы минус расходы» уплата налога будет производиться в любом случае, даже при получение убытков. Сумма налога будет составлять 1% от доходов за налоговый период; отсутствие права открытия филиалов и представительств, а так же отсутствие права заниматься отдельными видами деятельности (например: организации по проведению азартных игр).

Рассмотрим динамику поступлений налога. Проанализировав данные можно сказать, что налоговых поступлений за 2013-2015г.г. при объекте «доходы» на 69,8% больше чем при объекте «доходы минус расходы». При объекте «доходы» мы видим, что организаций и индивидуальных предпринимателей зарегистрировано всего на 13% больше по отношению к объекту «доходы минус расходы». Так же можем сделать вывод, что сумма налоговых поступлений за 2015 год увеличилась на 10,7% по отношению к 2014 году, а в 2013 году налоговые поступления выросли на 18,5% по отношению к 2012 году. В 2014 году зарегистрированных предприятий и организаций увеличилось на 6,8% по отношению к 2013 году. В 2015 число организаций и индивидуальных предпринимателей выросло на 8,6% по отношению к 2014 году. Анализируя представленные данные цифры, следует сделать вывод о том, что сумма налоговых поступлений каждый год растет, как вследствие увеличения организаций и индивидуальных предпринимателей, решивших перейти на УСН, так и из-за увеличения количество существующих экономических субъектов.

Таким образом, можно сделать вывод, что налоговая система РФ очень молода и каждый год происходит множество изменений, которые должны способствовать уменьшению налогового бремени, и процветанию малого и среднего бизнеса. Рассматриваемый налоговый режим не идеален, существуют свои минусы, но и достаточно своих преимуществ, которые с каждым годом увеличиваются. На примере Тюменской области мы видим, что с каждым годом, растет число организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, вместе с ними увеличение налоговых поступления в бюджеты различных уровней.

 

Список литературы

1.     Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. №222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».

2.     Федеральный закон от 24 июля 2002 г. №104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую налогового кодекса РФ».

3.     Приказ Минэкономразвития России от 20.10.2015 № 772.

4.     Закон Тюменской области от 05.07.13 г. №48 «О предоставлении налоговых льгот на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов отдельными категориями плательщиков».

5.     Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Форма № 5-УСН.

6.     Морковкин Д.Е. О методах регулирования развития промышленных комплексов регионов // Образование. Наука. Научные кадры. – 2011. – №1. – С. 114–118.

7.     Морковкин Д.Е., Дохолян С.Б. Совершенствование механизмов финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства как фактор устойчивого развития экономики российских регионов // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2015. – № 10 (60). – С. 51-60.

8.     Морковкин Д.Е. Совершенствование системы кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства как условие восстановления экономического роста // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64935 (дата обращения: 02.03.2016).

9.     Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Априорная оценка последствий финансовых решений, принимаемых при планировании деятельности компании // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. – 2011. – № 2. – С. 65-68.

10. Незамайкин В.Н. Финансовый менеджмент: учебник / В.Н. Незамайкин, И.Л. Юрзинова. – М.: Юрайт, 2015.

11. Шедько Ю.Н., Погребняк Р.Г., Пожидаева Е.С., Миндлин Ю.Б., Басова М.М., Власенко М.Н., Морковкин Д.Е. и др. Региональное управление и территориальное планирование. Учебник и практикум для академического бакалавриата / Под редакцией Ю.Н. Шедько. М.: Юрайт, 2015. – 503 с.

12. Шманев С.В., Лисичкина Н.В. Основные тенденции развития инвестиционных процессов в экономике страны // Транспортное дело России. – 2008. – № 2. – С. 70-73.

13. Шумаев В.А., Морковкин Д.Е. Ранюк В.В. Развитие механизмов государственной социальной поддержки на региональном уровне // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2015. –№ 7 (129). – С. 49-54.

14. Юрзинова И.Л. Концепция налоговой политики как механизма согласования экономических интересов государства и хозяйствующих субъектов // Финансы и кредит. – 2007. – № 37 (277). – С. 62-72.

15. Юрзинова И.Л. Управление налоговым бременем на уровне субъектов хозяйствования: цели, принципы, подходы // Налоговая политика и практика. – 2007. – № 5. – С. 6-9.