Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВОПРОСЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
21 апреля 2018г.

В данной статье мы постараемся оценить влияние государства на развитие СМИ. Для регионов этот вопрос особенно актуален.

Одна из главных причин застоя в медиасфере в период с 2015 по 2017 годы, как считают эксперты, —    это госрегулирование СМИ. Есть ограничения, которые не позволяют строить СМИ как бизнес. В том числе и невозможность иметь иностранных инвесторов, и еще закон о СМИ-иноагентах, который недавно приняли. Из-за излишнего контроля власти традиционным СМИ трудно конкурировать с альтернативными площадками — к примеру, соцсетями. Для этих площадок регулирования почти нет, а традиционные СМИ, наоборот, задавлены регулированием — например, даже форум на сайте организовать очень сложно.

На медиасферу влияет и финансирование из региональных бюджетов, говорится в исследовании. Те СМИ, которые зависят от такого финансирования, часто не могут позволить себе заниматься независимой журналистикой, отмечают эксперты. Независимые СМИ должны искать другие источники финансирования, такие как частный капитал, спонсорство через рекламу, дотации и субсидии, а также осуществлять поиск коллективных форм управления экономикой.

Поддержка СМИ местными властям сопоставима со всем региональным рынком рекламы, говорится в исследовании. Это подтверждают данные Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР). В 2015 году объем региональной рекламы составил 45,4 млрд руб. (согласно данным АКАР, без учета Москвы, включая наружную рекламу, которая не является СМИ), а финансирование СМИ из региональных бюджетов —     43,6 млрд руб. В 2016 году рекламный рынок в регионах и уровень господдержки несущественно снизились и составили 45 млрд руб. и 43,2 млрд руб. соответственно.

По мнению главного редактора газеты «Деловой Петербург», говорить о серьезном влиянии бюджетного финансирования на региональную медиасферу нельзя. Городское правительство, как и власти других регионов страны, распределяет деньги налогоплательщиков в пользу лояльных чиновникам СМИ. Но львиная доля бюджетного финансирования достается изданиям, находящимся в городской собственности, и местному телеканалу. По его словам, частные медиакомпании почти не зависят от бюджетных вливаний.

Рассмотрим другие факторы.

На развитие СМИ в регионах влияют наличие кадров и их подготовка, политическая конкуренция, рекламный рынок и возможности инвесторов, такого мнения придерживается замглавреда Znak.com (редакция располагается в Екатеринбурге). Бюджетное финансирование тоже важно: в богатом регионе, скорее всего, будут относительно развитые СМИ и относительно большие бюджетные траты на медиа.

Главный редактор интернет-журнала «7х7» высказывает мнение, что, по опыту работы издания, чем дальше регион от Москвы, тем свободнее чувствуют себя региональные медиа. Важным фактором для работы СМИ он называет «адекватность» региональной администрации и ее способность к диалогу с журналистами. Госфинансирование СМИ — это критерий адекватности администрации. В ряде регионов договоры на информационное сопровождение действуют ровно так, как написаны, а в других регионах аналогичные формулировки подразумевают полный отказ от критики чиновников. В то же время в регионах общественно-политическому СМИ существовать и устойчиво развиваться исключительно на рекламные деньги «невозможно». По мнению экспертов, на региональном рынке нет рекламодателей, у которых были бы достаточные бюджеты и независимость от региональной администрации одновременно.

На Общероссийском гражданском форуме проходит дискуссия о конкуренции частных и государственных региональных медиа, в которой могут принять участие все заинтересованные пользователи. В центре дискуссии стоит вопрос о реформировании рынка региональных медиа. Обсуждается вопрос о том, что должны быть созданы единые условия для честной конкуренции разных по форме собственности региональных медиа. Для этого необходимо выработать единый подход со стороны государства к региональным СМИ, частным и муниципальным, который, с одной стороны, обеспечил бы равные экономические условия для всех участников рынка, с другой, гарантировал гражданам сохранение максимального числа объективных источников общественно значимой информации.

В результате социологического опроса, проводимого в рамках указанной дискуссии, были получены результаты, представленные в таблице 1:

Таблица 1. – Результаты опроса, относительно вопросов финансирование региональных СМИ

 

п/п

Содержание вопроса

% от общего числа

опрошенных

да

нет

.

Должны ли СМИ публично открывать все

источники своего финансирования?

 

85%

 

15%

.

Поддерживаете         ли          вы          приватизацию

государственных       и       муниципальных       медиа       с сохранением минимальной доли бюджетных СМИ?

 

67%

 

33%

.

Поможет       ли       федеральный      контроль       за

распределением финансовой поддержки региональных СМИ созданию для них на рынке равных условий?

 

67%

 

33%

 

Из приведенных данных следует, что большинство респондентов считают, что СМИ должны публично открывать все источники своего финансирования. Две трети опрошенных отмечают, что доля бюджетных СМИ должна быть минимальной, тогда как коммерческим СМИ должно отдаваться предпочтение. Так же две трети опрошенных придерживаются мнения, что федеральный контроль за распределением финансовой поддержки региональных СМИ поможет созданию для них на рынке равных условий.

Таким образом, общественное мнение подтверждает суждения, высказываемые экспертами в области развития региональных СМИ.



Список литературы

 

1.        Бескоровайная С.А., Губанова Н.В. Бюджетное финансирование субъектов РФ как фактор развития региональной медиасферы / С.А. Бескоровайная, Н.В. Губанова – М.: Московский политехнический университет, 2018. – 160 с.

2.        Кузнецова, Е. Эксперты Кудрина заявили о застое в российских СМИ/ Е. Кузнецова, М. Истомина, Г. Казакулова [электронный ресурс]. Режим доступа https://www.rbc.ru/politics/21/12/2017/5a3a8e492ae596aadb2c532f свободный. Дата обращения 01.12.2017.

3.        Простаков, С. Итоги – 2017: почему значение региональных медиа в России возросло?/ С. Простаков [электронный ресурс]. Режим доступа https://www.mbk.media/suzhet/itogi-2017- pochemu-znachenie-regionalnyx-media-v-rossii-vyroslo/ свободный. Дата обращения 21.12.2017.

4.        Степанова, Г.Н. Технология разработки стратегии развития организации в условиях «цифровизации» медиа / Г.Н. Степанова, П.Н. Шаронин // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. – 2015. – № 5. – С. 141-151.

5.        Шаронин, П.Н. Особенности создания организационно-экономического механизма управления конкурентоспособностью полиграфической организации / П.Н. Шаронин // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. – 2012. – № 6. – С. 276-282.

6.        http:// www. minsvyaz.ru/ru/events/37575/

7.        http://www.msindex.ru/news/2017-12-21/fond-mediastandart-predstavil-indeks-razvitiya-mediasfery- 2017/

8.        https://www.realnoevremya.ru/society/84874-poyavilsya-reyting-mediasredy-v-regionah-rossii

9.        http://www.msindex.ru

10.     http://www.Ijnet.org

11.     http://www.radioportal.ru/news/pochemu-chitateli-seychas-gotovy-platit-za-novosti-bolee-ohotno- chem-kogda-libo

12.     http://fb.ru/article/225739/nativnaya-reklama-osnovnyie-ponyatiya-primeryi-effektivnost

13.     http://planet-today.ru/novosti/obshchestvo/vne-politiki/item/21866-v-peterburge-novyj-media-tsentr- pravitelstva-budet-rabotat-bez-byudzhetnogo-finansirovaniya

14.     https://adindex.ru/news/media/2017/11/16/167374.phtml

15.     http://flashsiberia.com/news/finansirovanie-gosudarstvennyh-smi-v-2017-godu-uvelicheno-do-76- mlrd-rubley

16.     http://www.rusprofile.ru