Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ИКТ С ПОЗИЦИЙ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
22 апреля 2018г.

Особенности современного этапа развития телекоммуникаций таковы, что на сегодняшний день достаточно трудно определить четкие границы формируемого им рынка услуг.Можно лишь говорить о функционировании комплекса информационно-коммуникационных технологий, представляющих собой сложную систему. Сектор связи напрямую зависит от уровня развития информационных технологий. Рынок ИТ-технологий, до недавнего времени представлявший обособленную сферу деятельности, сегодня является неотъемлемой частью более широкого рынка – рынка информационно-коммуникационных технологий (ИКТ),и играет одну из ключевых ролей в развитии глобальной экономики. В свою очередь информационные технологии, оказывая стимулирующее воздействие на телеком, способствуют развитию, распространению и внедрению их во все сферы деятельности. Более того, если рассматривать проблему комплексно, то очевидны тенденции к интеграции не только с рынком информационных услуг, но и средств массовой информации, и других секторов медиарынка. Таким образом, по оценкам ряда специалистов, на сегодняшний день нет единого понимания структуры рынка ИКТ[1].

В целом сложившаяся ситуация выглядит в определенной степени закономерной – достаточно высокий уровень технического и технологического развития сетей связи не должен являться самоцелью. Задачей является формирование рынка, ориентированного на потребности клиентов [2]. На отрасль связи, помимо утилитарной задачи ликвидации отставания в техническом и технологическом плане, возлагаются большие надежды в части формирования основы для интенсификации социально-экономического развития страны. Телекоммуникации, учитывая огромную территорию страны, значительную протяженность границ, многонациональность, являются не только стратегическим ресурсом, но и призваны стать основой экономического развития, катализатором социально-политических и институциональных преобразований.

В связи с этим определенную проблему представляют вопросы определения направлений развития деятельности формирующейся системы, разработки инструментария анализа и прогнозирования, трансформации механизмов стимулирования и регулирования с учетом сложившихся реалий [3].

Усилия, предпринимаемые государством и частным бизнесом за последнее десятилетие, принесли ожидаемые результаты. Так, по итогам 2016-го года по данным Международного союза электросвязи Российская Федерация по уровню развития ИКТ заняла 43-е место. Данные Федеральной службы государственной статистики коррелируют с оценкой МСЭ: уровень цифровизации местной телефонной сети Российской Федерации в 2016-м году достиг показателя 92% в городской местности и 81% – в сельской. Число абонентских устройств подвижной радиотелефонной (сотовой) связи составило почти 2 тыс. на 1000 человек. Число активных абонентов подвижной радиотелефонной связи, использующих услуги доступа в Интернет – 123 млн. В результатах исследования ассоциации GSM (GSMA) [4], которая представляет интересы операторов мобильной связи, также отмечается[5], что уровень проникновения мобильной связи (количество соединений/население) превысил 170% и стал одним из самых высоких в мире.

С позиции статистики ситуация выглядит прогнозируемо и вполне обнадеживающе, в особенности в сравнении с другими сферами деятельности. Однако, с точки зрения экономики ситуация не столь оптимистична: рост наблюдается только в рублях, и, по сравнению с предыдущими годами темпы роста замедляются. Безусловно, на ситуацию оказывают влияние общая экономическая ситуация, санкции, дефицит кредитов, снижение спроса. С учетом этого участники рынка корректируют стратегии, предпринимают меры по повышению эффективности использования имеющихся ресурсов, стараются экономить на инфраструктуре. Однако, несмотря на все предпринимаемые усилия, темпы роста оставляют желать лучшего. Или, как оценивают сложившуюся ситуацию специалисты – «все чем-то заняты, но роста нет» [6].

Наиболее весомым, перспективным и динамично развивающимся сектором в структуре рынка услуг является мобильная связь, при том, что доля остальных секторов постепенно незначительно снижается. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики данный сектор по итогам 2016 года обеспечивал треть доходов рынка услуг связи Российской Федерации (рис. 1). А если учитывать услуги предоставления доступа к информации через сети подвижной связи, которые, согласно методике Госкомстата, учитываются в секторе документальной связи, то доля подвижной связи станет ещё значимее.


Рост сектора мобильной связи обусловлен увеличением количества соединений по мобильным сетям: согласно данным ассоциации GSM (GSMA), в третьем квартале 2016 года в России количество соединений по мобильным сетям достигло 250,1 млн. При этом относительный успех данного сектора не исключает наличия внутренних противоречий. Так, например, в том же источнике указывается количество соединений стандарта 2G –134,4 млн., 3G – 87,9 млн, 4G – 27,8 млн. Косвенно это свидетельствовало о том, что сети второго и третьего поколений были широко распространены и в ряде случаев перегружены, в то время как сети 4G использовались неэффективно. По оценкам аналитиков причиной являлось недостаточное внедрение и распространение абонентских устройств с поддержкой стандарта соответствующего поколения. Наметившийся подъем продаж смартфонов и рост соединений 4G в 2017-м году мог служить косвенным доказательством причин неравномерности развития, однако в 2017-м году, по оценке аналитической компании IDC [7], поставки смартфонов на мировой рынок снизились к 2016 г. на 0,1% (до 1,47 млрд шт.).

Анализ наиболее емкого и динамично развивающегося сектора связи позволяет говорить, что на сегодняшний день развитие ИКТ достигло определенного предела и технического совершенства, а также об исчерпании возможностей интенсивного и экстенсивного развития в рамках существующей парадигмы. При этом прорыва в эффективности использования имеющихся ресурсов и формирования нового ландшафта ИКТ не наблюдается.

Приведенные факты позволяют говорить о необходимости пересмотра принципов управления, методологии, парадигмы формирующихся новых рынков, видов деятельности современного общества.

Является очевидным, что помимо уровня технического и технологического совершенства развития сетей и абонентских устройств на эффективность использования уже имеющихся возможностей операторов и темпы роста рынка влияют и более глубинные, комплексные факторы. Отдельные предпосылки реформирования отрасли наблюдаются уже сегодня: отечественные операторы запасаются контентом, инвестируют в IoT. ИТ-дистрибьюторы, в свою очередь, включаются в бизнес телекоммуникационных услуг[8]. Несмотря на высокий уровень конкуренции в России начинает работать новый оператор мобильной связи VirginConnect и он изначально позиционирует себя не как оператор связи, а как оператор сервисов [9]. Таким образом, традиционная техническая сторона вопроса отходит на второй план, а ведущая роль отводится формированию ниш в новом мировом технологическом ландшафте, созданию новых продуктов.

Исследованию вопросов экономического развития в совокупности с социальными процессами посвящены работы институционального направления экономической теории. И в настоящее время процесс «социализации» наглядно прослеживается в различных сферах применения ИКТ. Сегодня телеком представляет собой не столько средства коммуникации, сколько платформу, которая, интегрируя приложения и средства коммуникации, формирует новую среду общения. Так, например, пользователи мобильного интернета все чаще общаются в социальных сетях, мессенджерах [10]. Уже в 2015-м году, по информации представителя МТС, соцсети и мессенджеры обошли поиск и другие ресурсы по  объему мобильного трафика. По информации представителя «Ростелекома», трафик в фиксированных сетях более чем на половину приходится на видео и многопользовательские игры [11]. Таким образом, потребность в ресурсах телекома определяется трансформацией социальных отношений, изменениями в структуре потребительских предпочтений видов коммуникаций (переход с телефонной связи на мессенджеры для коллективного обсуждения вопросов как в бытовой, так и профессиональной сферах и т.п.).

Другой характерной чертой является факт отмены в США принципа нейтральности сети [12], который предусматривал запрет на блокировку провайдерами сайтов или применения дискриминационных мер против любого интернет-трафика. С одной стороны, этот шаг демонстрирует ослабление позиций интернет-провайдеров. Почувствовав усиление конкуренции со стороны онлайн-сервисов, они таким образом устанавливают контроль за доставкой онлайн-контента и изыскивают возможности получения дополнительной прибыли за счет размещения ссылок сторонних онлайн-сервисов в так называемой интернет-полоске быстрого доступа.

С другой стороны, этот факт предопределяет неравные условия в предоставлении и передаче информации, что свидетельствует о приоритезации вопросов управления информацией и согласуется с институциональным принципом неполноты информации, который был предложен Дж. Коммонсом [13] и Р. Коузом [14]. Они исходили из того, что в действительности одни экономические агенты знают больше, чем другие. Соответственно, и распределение выгод в обмене отражает подобную асимметрию.

Отдельно стоит упомянуть специфическое для институционалистов понятие трансакции и роль трансакционных издержек. В самом общем виде под трансакционными издержками понимаются издержки функционирования системы или издержки, связанные с экономической активностью субъектов. Это издержки, возникающие, когда индивиды обменивают свои права собственности либо подтверждают их. Традиционно под трансакционными издержками понимаются:

·          издержки поиска информации;

·          издержки ведения переговоров и заключения контрактов;

·          издержки измерения;

·          издержки спецификации и защиты прав собственности;

·          издержки оппортунистического поведения.

Зачастую эти издержки сравнивают с эффектом трения, которое возникает в мире физики [15]. По оценкам Дж. Уоллиса и Д. Норта [16] сумма трансакционных издержек составляет более 45% национального дохода. Развитие и внедрение информационных технологий призвано сократить данные издержки с целью рационального использования ресурсов и повышения эффективности экономики в целом. Перевод многих операций, видов деятельности в электронный вид обуславливается необходимостью обеспечения информированности, предоставления информации максимально широкому кругу населения, с другой стороны – снижения трансакционных издержек (электронная коммерция, защита прав собственников с использованием технологии блокчейн). Применение инфокоммуникационных технологий на основе существующих институтов позволяет снижать трансакционные издержки, улучшать координацию и кооперацию людей в ситуациях неопределенности, их информированность (тематические форумы, социальные сети, переход от агрессивного воздействия рекламы к долгосрочному взаимодействию посредством двунаправленной коммуникации в социальных сетях и т.п.).

Одним из ключевых постулатов неоклассической теории является утверждение о рациональном принятии решения индивидами, т.е. таким образом, чтобы максимизировать свою полезность. Этот постулат носит название методологического индивидуализма. Принято считать, что выбор индивидов определяется только величиной ожидаемой выгоды и не зависит от политического, социального, психологического и других контекстов принятия решений [17].

Данный постулат также не соблюдается в контексте современного развития ИКТ: несмотря на наличие большого количества информации, обеспечении средствами доступа к информации, в реальной жизни субъекты не располагают возможностями для максимизации полезности и потому стремятся достичь лишь так называемой удовлетворенности. Несмотря на наличие большого количества информации в сети Интернет, возможностей дистанционного образования, востребованность в традиционных формах обучения продолжает оставаться высокой. Современные пользовательские устройства в части технического совершенства, производительности уже давно переросли возможности вычислительных систем 15-20 летней давности. Но это не привело к катастрофическому росту производительности людей и экономики в целом – гаджеты используются в основном для игр, времяпровождения, просмотра фильмов, общения. Это в очередной раз подтверждает концепцию институционализма, которая носит название ограниченной рациональности.

Резюмируя рассмотрение основных положений и концепций институционализма в контексте развития ИКТ необходимо отметить основополагающий тезис, согласно которому действия экономических субъектов никогда не бывают сугубо индивидуальными. Они всегда подвержены влиянию внешней среды, институтов. Т.е. именно институциональная структура общества образует рамки для индивидуальных поступков и формирует новые направления развития ИКТ. Такие ключевые особенности институционализма как междисциплинарность в исследовании экономических проблем, которые анализируются в контексте социологических, правовых, статистических исследований, позволяют прояснить особенности современного развития телекома.

Безусловно, существуют и другие постулаты и принципы функционирования, характерные для институциональной экономики, как, например, оппортунистическое поведение экономических агентов, ожидания агентов, но их рассмотрение выходит за рамки данной статьи.

Одним из основных замечаний критиков в отношении работ институционалистов является то, что в их работах, как правило, отсутствует мощный математический аппарат, аргументы основаны на опыте, статистике. Но именно эта особенность может быть ключевой для определения дальнейших вариантов развития. Именно вероятностный подход, уделяющий внимание не столько анализу цен, спроса и предложения, а учитывающий проблемы более широкого плана во взаимосвязи с социальными, политическими, этическими и правовыми вопросами, должен применяться при оценке перспектив и направлений развития ИКТ.

Анализ текущей ситуации в ИКТ свидетельствует о том, что объект рассмотрения представляет собой более сложное явление, чем представлялось ранее. Система становится настолько сложной, что в отсутствии четкой структуры рынка нельзя осуществлять его эффективное регулирование. Например, разработанный рабочей группой по информационной инфраструктуре при автономной некоммерческой организации (АНО) «Цифровая экономика»,  план стимулирования инвестиций в развитие сетей пятого поколения связи (5G) подтверждает, что готовых моделей внедрения 5G нет и непонятно, насколько доходной будет новая технология [18]. Это говорит о неопределенности направлений дальнейшего развития отрасли и вероятностном характере эффективности функционирования и прогнозирования.

Формирующаяся в настоящее время структура рынка, система ИКТ, обладает рядом специфических характеристик: вероятностный характер функционирования, обусловленный инновационным характером деятельности, нелинейностью развития, формированием макроэкономических явлений (новые рынки, и др.). Всё это указывает на возможность исследования системы с позиций синергетического подхода. Признаками синергетических систем, способных к самоорганизации, являются открытость, т.е. наличие процессов обмена с окружающей средой веществом, энергией, информацией [19], и нелинейность, что в полной мере соответствует формирующемуся рынку ИКТ.

Ранее [3] определялся вектор развития ИКТ и обусловленные с этим вопросы: формализация принципов распределения доходов и расходов при совместном использовании инфраструктуры, соблюдением технических стандартов, определения ответственности за развитие и модернизацию сетей. Исходя из результатов проведенного анализа можно предположить, что ключевыми направлениями и тенденциями развития будут:

-   с технической точки зрения - ещё большая интеграция IT и телекома;

-      с организационной точки зрения – укрупнение операторов в традиционном понимании, возникновение большого количества стартапов с предложением клиентам инновационных продуктов и услуг, универсализация нормативно-правовой базы для регулирования рынка ИКТ, СМИ, рекламы;

-   с финансовой точки зрения – перенос центров прибыли с деятельности традиционных операторов связи на сервисы и услуги. Вследствие этого снижение заинтересованности традиционных операторов в осуществлении инвестиций в развитие сетей.

Косвенным подтверждением последнему являются звучащие предложения по построению общей сети для 5G, которую будет эксплуатировать единый инфраструктурный оператор [20], что обусловлено потребностью в больших объемах инвестиций.

Список литературы и источников

 

1.    https://dcenter.hse.ru/data/2017/08/30/1173968059/%D0%A0%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D1%8C%D1%8E%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%83%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B3%202017.pdf

2.        Менеджмент в телекоммуникациях/ Под ред. Н.П. Резниковой, Е.В. Деминой. – М.: Эко-Трендз, 2005. – 392 с.: стр. 170

3.        Панов В.В. Трансформация инструментов регулирования ИКТ в информационном обществе/ Сборник трудов Технологии информационного общества X Международной отраслевой научно- технической конференции. 2016. С. 354

4.        www.gsma.com

5.        https://habrahabr.ru/company/huawei/blog/321040/

6.        http://www.cnews.ru/reviews/rossijskij_telekommunikatsionnyj_rynok/articles/rynok_telekommunikatsij_v se_chemto_zanyaty_no_rosta_net

7.        http://idcrussia.com/ru/

8.        https://www.crn.ru/news/detail.php?ID=117133

9.        https://hi-tech.mail.ru/review/sim-karty-kurerom-nikakih-salonov-kak-mirovoj-gigant-svyazi-budet- menyat-nashu-svyaz/

10.     https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2015/09/11/608342-sotsseti-i-messendzheri-oboshli-internet-poisk-i-prosmotr-saitov

11.     https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2015/09/11/608342-sotsseti-i-messendzheri-oboshli-internet- poisk-i-prosmotr-saitov

12.     https://www.rbc.ru/technology_and_media/15/12/2017/5a331b449a7947086cc25aaa

13.     Коммонс Дж. Правовые основания капитализма. М.: НИУ-ВШЭ, 2011,

14.     Коуз Р. Очерки об экономической науке и экономистах /пер. с англ. М. Марков; науч. ред. Д. Расков. - М.; СПб: Изд-во Института Гайдара; Изд-во "Международные отношения"; Факультет свободных искусств и наук СПбГУ, 2015. - 288 с. (Серия "Новое экономическое мышление")

15.     http://www.mirkin.ru/_docs/_dumnaya/net03.pdf

16.     Серегина С.Ф. Роль государства в экономике. Синергетический подход. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. – 288 с., С.55, 56.

17.     Институциональная экономика/ Под ред. В.А. Грошева, Л.А. Миэринь http://unecon.ru/sites/default/files/instit_ekonomika_uchebnoe_posobie.pdf

18.     http://www.telesputnik.ru/materials/tekhnika-i-tekhnologii/news/ano-tsifrovaya-ekonomika-soglasovala- plan-stimulirovaniya-investitsiy-v-5g/

19.     Серегина С.Ф. Роль государства в экономике. Синергетический подход. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. – 288 с., С.16.

20.     http://www.banki.ru/news/bankpress/?id=10299828