Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
14 мая 2016г.

Конкуренция является одной из основных характеристик любого рынка и возникает из-за ограниченности ресурсов, несоответствия ресурсов тому количеству, которое необходимо для удовлетворения потребностей производства, личности, общества.

В случае со средствами массовой информации (СМИ), отдавая предпочтение тому или иному СМИ, его аудитория расплачивается своим вниманием, за которое борются медиаорганизации.

Степень и тип конкуренции определяет экономическое поведение участников рынка. Выделяется четыре основных тина рыночных структур [1]:

·       совершенная конкуренция;

·       монополистическая конкуренция;

·       олигополия;

·       монополия.

Предполагается, что структура рынка зависит от множества факторов, включающих число присутствующих на рынке производителей и покупателей, различия между производимыми ими товарами, препятствия для вхождения новых конкурентов на рынок.

Совершенная конкуренция существует тогда, когда на рынке представлено много производителей товаров или услуг, которые недифференцированы и при этом ни одна из организаций не доминирует на рынке. В этой ситуации экономические силы действуют на рынке свободно, входных барьеров на рынок практически нет.

Для рынка СМИ совершенная конкуренция не может иметь места, так как медиаорганизации всегда дифференцированы. Существует множество оснований для дифференциации как содержания СМИ, так и аудитории СМИ (Табл.1) [1, c. 45].


Таблица 1

Возможности дифференциации средств массовой информации по содержанию и аудитории

 

 

СМИ

 

Дифференциация продукта

 

Дифференциация аудитории

 

 

 

 

 

Радио

Программная политика:

- музыки

- новостей

- разговорных жанров

 

Целевая аудитория:

- по демографическим характеристикам

- по вкусовым пристрастиям

Время вещания:

- круглосуточно

- по времени

Место прослушивания радио: - дом

- офис

- автомобиль

Язык радиовещания

Географическое размещение аудитории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Журналы

 

Направленность:

- для широкой аудитории

- специализированный

 

Целевая аудитория:

- по демографическим характеристикам

- по вкусовым пристрастиям

 

 

 

Периодичность

Территориальная принадлежность:

- местные

-   региональные

-   национальные

- международные

 

 

Язык

Способ распространения:

-   подписка

-   розница

- сочетание

Производственные характеристики:

-   формат

-   бумага

-   печатная краска

-   качество печати

 

 

 

 

 

 

 

 

Газеты

Периодичность и время выхода

Целевая аудитория:

- массовая

- специализированная

Редакционная ориентация:

- общее представление о событиях

- фокусировка на новостях

- использование графики и фото

- презентационный тон

Территориальная принадлежность:

- местные

-   региональные

-   национальные

- международные

Производственные характеристики:

-   формат

-   бумага

-   печатная краска

-   качество печати

 

Способ распространения:

-   подписка

-   розница

- сочетание

 

 

 

 

Телевидение

Программная политика:

- широкая направленность

- специализированный (спорт, музыка, фильмы, культура, мода)

 

Время вешания:

- круглосуточно

- по времени  

 

Язык

 

Ни в одном из секторов современной медиаиндустрии нет условий для свободной конкуренции, поскольку медиабизнес требует значительных затрат.

Противоположная совершенной конкуренции ситуация – монополия. Этот продавец осуществляет полный контроль за экономическими силами, действующими на рынке, делая входные барьеры на рынок не- преодолимыми.

Монополистическая конкуренция возникает при условии, что на рынке присутствует определенное количество продавцов с дифференцируемым товаром. Барьеры входа на рынок достаточно высоки, но преодолимы. В случае, когда число участников рынка от двух до десяти, входные барьеры высоки.

Монополистическая конкуренция, при которой конкурирующие производители предлагают относительно однотипные товары для различных категорий потребителей, характеризует рынок FM-радио, некоторые секторы журнальной индустрии (женские, мужские журналы, еженедельники телепрограмм). Монополистическую конкуренцию на рынке FM-радио можно также объяснить относительно низкими входными барьерами в отрасль, что позволяет рынку постоянно пополняться новыми небольшими радиостанциями. Очевидно, что на таком рынке происходит значительное дробление аудитории.

Если на рынке представлено только ограниченное число производителей (от двух до десяти), но еще сохраняется конкуренция между товарами, вне зависимости от того, насколько они дифференцированы, рыночная структура описывается как олигополия. Ее отличительные черты – большая степень контроля за экономическими силами рынка, чем при совершенной или монополистической конкуренции. Входные барьеры на рынке высокие.

Олигополия характерна для телевизионной индустрии. В среднем в странах Европы существует по 3-4 общенациональных канала. В этом плане российский телевизионный рынок более конкурентный, помимо общенациональных каналов (ОРТ, РТР, НТВ, СТС, «Культура», «Домашний») существует несколько крупных телевизионных сетей, программы которых транслируют местные телекомпании (ТНТ, RenTV, MTV-Россия), а также региональные телекомпании. Телевизионный рынок постепенно движется от олигополии к монополистической конкуренции [2].

В современных условиях ежедневные газеты часто действуют в условиях или олигополии, или монополии, или промежуточной между ними структуры рынка – дуополии (издаются только две газеты). Особенно такая ситуация характерна для местных изданий.

Монопольные рынки, где доминирует только одна медиаорганизация, существуют в кабельной индустрии или в газетном бизнесе при отсутствии конкурирующих изданий.

Нельзя не отметить, что в некоторых секторах медиаиндустрии уровень конкуренции сохраняется на высоком уровне. Среди печатных СМИ наибольшая конкуренция характерна для журнальной индустрии. В сфере производства телепрограмм конкуренция также выше, чем среди телестанций, их распространяющих. Особая ситуация складывается в сфере «новых» медиа. Интернет предоставляет практически неограниченные возможности для конкуренции содержательных продуктов: любой технически грамотный пользователь Сети может без больших затрат времени и средств стать провайдером содержания. Однако для современного рынка СМИ в значительной степени характерны тенденции монополизации – создание вертикально и горизонтально интегрированных медиа холдингов. Эти тенденции объясняются распространенными в современной экономике стратегиями роста и конкуренции.

Рассматривая конкуренцию, необходимо отметить, что на рынке СМИ существует два уровня конкуренции. Внутренняя – конкуренция между СМИ одного порядка (между газетами, между телеканалами), внешняя – конкуренция между различными СМИ.

СМИ конкурируют между собой на разных рынках: рынке содержания, рынке свободного времени и рынке рекламы. Конкуренция может также рассматриваться с точки зрения географии рынка – конкуренция на национальном рынке СМИ, на региональном и т.д.

 

Список литературы

1.     Л.Г. Кирьянова. Экономика средств массовой информации. – Томск: Издательство ТПУ, 2006. – 128 с.

2.     Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 335 с.