Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТРАТЕГИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МЕДИАБИЗНЕСА В СИНЕРГЕТИЧЕСКИ КОНСТРУИРУЕМОМ МИРЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
21 апреля 2018г.

Кардинальные экономические преобразования, происходящие в ХХI веке, сформировали принципиально новые условия хозяйствования, требующие от медиаорганизаций высокой деловой активности и грамотно выстроенного рыночного поведения.

Своевременная реакция на стратегические неожиданности диктует необходимость создания новой парадигмы управления как продукта синтеза стратегического и синергетического менеджмента.

Изучение основополагающих методологических подходов к управлению показало, что их научную базу составляет теория систем и научное направление – синергетика.

Характер современной модели экономического развития подчиняется нелинейной динамике, качественным структурным трансформациям, фазовым переходам с одной траектории развития на другую, определяющим прогрессивную эволюцию социально-экономических систем, то есть синергетическое развитие.

Синергетика (от греч. synergetikos – совместный, согласованный, действующий) научное направление, изучающее связи между элементами структуры (подсистемами), которые образуются в открытых системах благодаря интенсивному обмену веществом и энергией с окружающей средой.

Закон синергии утверждает, что в любой системе возможен как прирост энергии, так и снижение энергетического ресурса по сравнению с простой суммой энергетических возможностей элементов. При этом под синергией понимаются совместные действия различных механизмов (факторов), приводящих к проявлению системной эмержентности, то есть способности к переходу системы в новое качественное состояние.

Применительно к социальным организациям закон синергии проявляется в приросте энергии, превышающем сумму индивидуальных усилий работников. В результате имеет место синергетический эффект, обеспечивающий возможность управления приростом энергии в медиабизнесе. В медиакомпаниях это выражается в целенаправленном управлении потенциалом развития.

Основы синергетики заложены немецким ученым Г. Хакеном, который предложил под синергетикой понимать совокупный, коллективный эффект взаимодействия большого числа подсистем, приводящих к образованию устойчивых структур и самоорганизации в сложных системах [1].

Исследование классических и современных теоретических основ синергетики и самоорганизации проведено в работах отечественных и зарубежных ученых: С.П. Капицы, С.П. Курдюмова, Г.Г. Малинецкого, Н.Н. Моисеева, У.Р. Эшби и др. [2, 3, 4].

Универсальная теория самоорганизации и синергетики (И.Р. Пригожина и др. ученых) включает следующие положения, отражающие функции синергетики [3]:

–    система должна быть открытой. Закрытая система в соответствии с законами термодинамики должна прийти к состоянию максимальной энтропии и прекратить любые эволюции;

–    материя не является пассивной субстанцией – ей присуща спонтанная активность, вызванная неустойчивостью равновесных состояний, в которые приходит любая система в результате взаимодействия с внешней средой;

– неравновесность является условием появления новой организации, нового порядка, новых систем;

– не существует непреодолимых границ между хаосом и порядком, любой хаос в известной степени детерминирован («детерминированный хаос»). Любой порядок несет потенциал хаоса; хаос «творит» порядок; порядок формирует потенциал хаоса. В реальных системах открытость, неравновесность, необратимость, нелинейность являются более общими параметрами состояния, чем закрытость, равновесность, обратимость, саморегуляция, однофазность, которыми описывается состояние системы в классических теориях;

–    все сложные системы имеют отклонения от равновесия, что является источником реализации бифуркационного механизма перехода системы в новое качество. В медиаорганизациях, как сложных социальных системах, наблюдается определенная разупорядоченность, хаотичность, неустойчивость, автоколебательность, т.е. существуют краткосрочные точки различных вариантов перехода к долговременному режиму системы – аттрактору;

–   качественные изменения структуры являются не исключительными, а имманентными свойствами естественных систем;

–   самоорганизация определяется мощностью положительной обратной связи, которая в отличие от отрицательной обратной связи, стабилизирующей систему, «разгоняет» систему, усиливая входной сигнал.

Важной особенностью действия закона синергии в рамках социально-экономической системы является возможность управления приростом ресурсов. В этой связи синергетику следует рассматривать как новую парадигму управления медиабизнесом, которое приводит к синергетическому эффекту за счет интегрированного взаимодействия составляющих.

Под синергетическими эффектами понимаются эффекты, «вызванные скоординированным в пространстве и времени действием разнородных по природе механизмов, приводящих к качественным изменениям в системах. Синергетические эффекты могут возникать как результат естественного хода развития, так и формироваться в результате управляющих воздействий извне» [5, С. 88-90]. Б.Л. Кузнецов называет синергетические эффекты механизмом формирования «стратегии прорывной сверхвысокой конкурентоспособности и современного синергетического маркетинга, имеющего стратегический характер [5, С. 90].

Значимость синергетических эффектов объясняется тем, что они позволяют преодолеть барьеры развития производственных систем и обеспечить медиаорганизацию уникальными конкурентными преимуществами стратегического значения.

С проблемами управления сложными системами в нестабильной среде тесно связано понятие эквифинальности, под которой понимается возможность достижения стратегических целей различными путями [6].

Американские социологи Д. Кац и Р. Кан, развивая положения Л. фон Берталанфи, утверждали, что эквифинальность имеет место в том случае, когда «система может достичь одного и того же конечного состояния при различных первоначальных условиях и посредством множества различных путей» [7, 8], что ставит задачу разработки системы сценариев развития.

В условиях высокого уровня неопределенности и нестабильности, сложности и изменчивости внешней среды встает вопрос о разработке метаисторического сценария развития медиаорганизации. Это своеобразная «стратегия без стратегии», в рамках которой становится допустимым изменение вектора развития в зависимости от ситуации, в которую попадает организация.

Ситуационное сценарное планирование предполагает учет вероятности наступления того или иного события, что предполагает также введение дополнительной компоненты стратегического менеджмента – вероятностной.

В условиях турбулентной внешней среды ХХI века ставится задача разработки стратегии прорывной конкурентоспособности, поиска точек и драйверов роста медиабизнеса.

Задачей менеджмента становится поиск сопряженностей по функциям, задачам, сценариям, продуктам, видам бизнеса. Таким образом, достигается синергетический эффект, обеспечивающий повышение качества продукции, работ (услуг), появление уникальных идей и инновационных решений.

Ценностью менеджмента становится владение принципами комбинаторики компетенций, позволяющими наложить профессиональные навыки работников друг на друга. Это позволяет создать новую конфигурацию потенциала медиаорганизации, который может быть направлен на достижение высокой конкурентоспособности медиабизнеса.

 

Список литературы

 

1. Хакен Г. Синергетика / Г. Хакен. – М.: Мир, 1980. – 452 с.

2. Пригожин И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс. – М.: Мир, 1990. – С. 5–97.

3.   Капица С.П. Синергетика и прогнозы будущего / С.П. Капица, С.П. Курдюмов, Г.Г. Малинецкий.– М.: Едиториал УРСС, 2003. – 288 c.

4. Синергетика: Будущее мира и России; под ред. И. Малинецкого. – М.: Изд-во ЛГИ. 2008. – 384 с.

5.   Кузнецов Б.Л. Синергетический менеджмент в машиностроении / Б.Л. Кузнецов. – Наб. Челны: Изд-во Камского госуд. политех. ин-та, 2002. – 439 с.

6.    Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Системный подход / А.Т. Зуб, М.В. Локтионов. – М.: Генезис, 2011. – С. 25–31.

7. Bertalanffy L., von. General system theory / L. Bertalanffy, von. – N.Y., 1968. P. 58.

8. Katz D. The social psychology of organizations / D. Katz, R. Kahn. – N.Y., 1978. P. 30.