22 апреля 2017г.
Научной основой исследования компетентностного подхода являются работы отечественных и зарубежных ученых в области экономики труда и управления персоналом, среди них: Э. Брукинг, Дж. Равен, Р. Хариссон, И. Хентце, Т. Ю. Базаров, В. Н. Бобков, Н. А. Волгин, Г. П. Гагаринская, Е. В. Галаева, Б. М. Генкин, И. Б. Дуракова, П. В. Журавлев, Д. К. Захаров, А. Я. Кибанов, М. Б. Курбатова, М. И. Магура, Н. К. Маусов, Е. А. Митрофанова, Ю. Г. Одегов, В. С. Паршина, В. А. Прокудин, В. М. Свистунов, В. А. Столярова, И.А. Эсаулова, О. Л. Чуланова, С. В. Шекшня и др.
В рамках данного исследования рассмотрение определения понятия «компетенция» требует всестороннего изучения подходов к определению компетенции как социально-экономической категории [1, С.156]. Вместе с тем обращаясь к этимологии слова «компетенция» (от лат. сompete, нем. kompetenz, фр. competency) можно увидеть, что в словарях русского языка и иностранных слов оно имеет различные семантические трактовки, такие как:
1) знания и опыт в конкретной области;
2) формальный круг полномочий конкретного органа или должностного лица;
3) круг вопросов или осведомленность в каком-нибудь круге вопросов или области знания;
4) соответствовать, подходить.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что компетенция является неоднозначным и сложным явлением, которое развивается в контексте социально-экономического развития, именно поэтому в современной теории и практике управления ее следует рассматривать всесторонне с различных позиций.
При исследовании понятия «компетенция» основными подходами являются поведенческий и функциональный, что предопределило «двойственность» в понимании определения: первое – это компетенция как индивидуальные характеристики, проявляемые в поведении, и второе – это компетенция как требования к работнику со стороны задач (рабочего места). Схематично представлено на рисунке 1.
Проведенный контент-анализ понятия «компетенция» позволяет
выявить
основные признаки, для определения категории «компетенция». Признаки с учетом частоты использования представлены на рисунке
2. По результатам анализа выявлено, что доминирующими признаками являются: профессионально важные качества, знания, умения
и
навыки; мотивация и ценности;
наблюдаемое
поведение; функциональные задачи.
Проведенный анализ определений понятия «компетенция» позволить выявить следующие недостатки:
1.
В определениях компетенции размыта конкретизация субъекта (носителя) компетенции.
2.
В ряде определений компетенции отсутствуют характеристики, определяющие готовность к действиям.
3.
Происходит деление (зачастую противоречивое) на компетенции в образовании и компетенции в бизнесе.
4.
Использование в определениях не сущностных характеристик, а факторов, влияющих на компетенции, например, «психологические свойства и качества».
Таким образом, можно утверждать, что значительная часть приведенных определений не дает системного, комплексного и однозначного представления о компетенции, что затрудняет в свою очередь классификацию и оценку самих компетенций. Особый интерес представляет, на наш взгляд, авторитетное мнение Е. И. Кудрявцевой, которая для раскрытия сущности компетенции выделяет и конкретизирует основные характеристики этой социально-экономической категории:
1. Основное назначение и смысл применения компетенции – формирование представлений об основаниях успешной деятельности (эффективности) для разных людей. В силу это они должны носить универсальный характер, так как могут быть приписаны разным людям, они воспроизводимы, их можно удерживать и развивать.
2. Компетенции всегда адресованы конкретному субъекту (носителю), в качестве которых в организации могут быть выделены следующие субъекты (носители). При этом следует заметить, что каждый последующий уровень является целым по отношению к предыдущему:
–
сотрудники, а их компетенции при этом можно определить как компетенции персонала;
– группы сотрудников, которые являются одной из подсистем организации, непосредственно участвуют в процессе производства и реализации товаров и услуг (маркетинговая, производственная и т.д.);
– организация в целом.
На
этом уровне
возникают организационные
или рыночные компетенции. Последние применены в исследованиях, посвященных рынку, а не организации.
3.
Компетенции всегда конкретны, они используются для прогнозирования успешной деятельности, оценки актуальной деятельности, определения направления и содержания дальнейшего обучения и формирования профессиональных и организационных стандартов. Поэтому они должны формулироваться
в терминах задач и действий.
4. Компетенции как представления об успешной деятельности должны соответствовать целям деятельности и заранее помогать определять существенные параметры результатов деятельности.
5. Компетенции, несомненно, контекстны, они одновременно имеют отношение к конкретным процессам и
профессиональным функциям, но важно соблюсти баланс между общими компетенциями, имеющими широкий диапазон применения, и специальными, ориентированными на решение конкретных задач [2, С.166].
Таким образом, проведенное исследование позволяет сформулировать следующее интегральное определение понятия «компетенция»: компетенция – это социально – трудовая характеристика совокупности знаний, умений, навыков и профессионально-важных качеств и мотивационных характеристик работника, обладающих эмерджентностью, необходимых
для
успешного выполнения
работы и соответствующих требованиям должности и стратегическим целям организации.
В целом компетенция является характеристикой потенциального качества, позволяющей описать практически все элементы готовности персонала к эффективному труду в заданной ситуации на рабочем месте в трудовом коллективе [5].
Следует отметить, что компетециям по мнению Комаровой А.В. присущи следующие структурные свойства:
1) динамичность, поскольку они постоянно изменяются (с изменением мира, с изменением требований к успешной деятельности);
2) ориентированность на будущее (проявляются в возможностях для личности проектировать свое профессиональное развитие, опираясь на индивидуальные способности в соответствии с требованиями на перспективу;
3) деятельностный характер совокупных умений в интеграции с умениями и знаниями в конкретных областях и рабочих ситуациях;
4) альтернативность, которую можно выразить через умение осуществлять индивидуальный выбор, опираясь на адекватную самооценку и исходя из определенных условий и конкретной ситуации;
5) связь с мотивацией на непрерывное самообразование [1, С. 123].
Подводя итог, следует отметить, что проведение анализа компетенций с учетом вышеназванных структурных свойств позволяет более точно идентифицировать, оценивать и воздействовать на них. Еще один важный методологический вопрос в рамках компетентностного подхода – это соотношение понятий «компетенция» и «компетентность».
В словарях русского языка и иностранных слов понятие «компетентность» (от лат. «competens», фр. «competence») имеет следующие семантические трактовки:
1)
обладание компетенцией;
2)
обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо;
3)
осведомленность, авторитетность.
Таким образом, становится очевидным тот факт, что компетенция и компетентность – понятия взаимосвязанные и взаимообусловленные, но не тождественные. Компетентность – это интегральное, то есть более широкое понятие. В него вкладывается наличие у сотрудника некоторой совокупности компетенций. Каждая из компетенций обладает необходимым уровнем развития, является характеристикой глубины знания работником своего дела, понимания им сути работы, а также способов и средств достижения поставленных целей.
Компетенция может быть представлена как
компонент качества человека, например, работника или учащегося, являясь выразителем его «системного образования». При этом заметим, что компетенция – это, прежде всего, компонент потенциального качества. И лишь в некоторой степени – актуального качества. А вот
компетентность является комплексом компетенций, характеристика актуального или реального качества, формируемого главным образом по мере накопления опыта в соответствующей профессиональной [6, С.55].
Следовательно, описать компетентность можно, с позиции того, на что способен человек (результат формирования компетентности), и с позиции определения ее структуры (перечень компетенций) [7].
Таким образом, успешность профессиональной деятельности зависит от возможности сохранить достигнутый уровень, а также добавить к нему новые качественные элементы, составляющие профессиональное развитие персонала организации. Тем самым можно сказать, что в основе профессионального совершенствования работника лежит теория развития и преемственности. Процесс трансформации и развития компетентности работника отражается
на качественном преобразовании труда в целом, обогащает его новыми элементами, свойствами или характеристиками.
Проведенный анализ понятий «компетентность» и «компетенция» указывает
на различную область их применения. Конкретные различия между рассматриваемыми понятиями сведены в таблицу 1.
Таблица 1 – Различия понятий «компетенция» и «компетентность» [Составлено автором]
Характерные
черты различия
|
Компетенция
|
Компетентность
|
1
|
2
|
3
|
Описание
|
Знания, навыки, установки
|
Поведенческие сценарии, которые сотрудники
вносят в работу, в должность или в целом в организационный контекст
|
Зоны
идентификации
|
Функциональный анализ рабочих
ролей и обязанностей
|
Элементы поведения, действия, отражающие
способ выполнения задач
|
Фокус
сосредоточения
|
Анализ работы, ориентированный на
задачу, как отражение ожиданий исполнения должности
|
Личностно-ориентированный анализ
деятельности для обнаружения и идентификации оснований эффективности
|
Предмет
исследования
|
Области компетенций, доступные
для качественного индивидуального освоения
|
Зоны, к которым должно быть привлечено
внимание с целью достижения необходимого уровня исполнения работы
|
Показатели
|
Пороговые стандарты
|
Характеристики наивысших персональных
достижений
|
Область
применения
|
Создание образовательных и
квалификационных профессиональных стандартов
|
Обнаружение эксклюзивных форм поведения,
характеризующих данную организацию
|
Уровень анализа
|
Описание типичных рабочих мест
|
Описание иерархически устроенных
управленческих областей
|
Область
применения
|
Определение общих
институциональных возможностей человека
|
Определение роли сотрудника в организации
|
Цель оценки
|
Определение профессионального
статуса человека
|
Определение потенциала сотрудника для
наилучшего использования внутренних ресурсов организации
|
Мотивационный
потенциал
|
Возможность смены рабочего места
или должностной позиции
|
Возможности профессионального роста
|
из этого, целесообразно рассматривать компетенцию в качестве главной категории компетентностного подхода в управлении персоналом, а компетентность – вторичной, производной категорией. Дихотомия понятий «компетенция»
– «компетентность» отражает дискуссию потенциального и актуального на всех этапах жизненного цикла профессионального развития работника.
При этом качества человека как личности и работника полностью отражаются в его компетентности. Однако из этого не следует, что компетентность не охватывает все качества личности или является им тождественной. Как было показано выше, психологические свойства и качества не следует включать в
компетенции и компетентность, поскольку они размывают содержание категории «компетенция » и «компетентность» и понижают их измеримость.
Подводя итог исследованию терминологических проблем, связанных с теорией и практикой компетентностного подхода, необходимо отметить, что представленные рассуждения носят предварительный характер и не призваны в полной мере отразить сущность и характер исследуемых проблем. Для их полноценного исследования, уточнения и обоснования необходимо выработать новые методологические подходы.
Список литературы
1.
Masalova Yu.A. COMPETENCE AND COMPETITIVENESS OF HUMAN RESOURCES IN THE CONCEPT OF CONTINUOUS EDUCATION // В сборнике: Lifelong learning Proceedings of 13 International Conference. 2015. С. 393-395.
2.
Бикметов А.Г., Малышева О.С., Хафизов А.М., Кудлаева А.Р., Вахитова А.Р. Компетентностный подход в основе контроллинга персонала // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 11-2. – С. 353-357; URL: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=40980 (дата обращения: 23.01.2017).
3.
Комарова А.В. Понятия «компетентность» и «компетенция» как смыслообразующие единицы компетентностного подхода // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Научный журнал. СПб., 2010. № 123.
4.
Кудрявцева, Е.И. Современные подходы к проблеме формирования и использования моделей
компетенций / Е.
И.
Кудрявцева // Управленческое консультирование.
Актуальные проблемы государственного и муниципального управления. – 2012. – №1. – С. 166.
5.
Чуланова, О. Л. Мониторинг применения компетентностного подхода в управлении персоналом организаций региона / О. Л. Чуланова, О. В. Дорошенко // Кадровик. – 2014. – №2. – С. 100-105.
6.
Чуланова, О. Л. Определение уровня развития эмоциональной компетентности руководителя организации / О. Л. Чуланова // Кадровик. – 2015. – №1. – С. 100-105.
7.
Эсаулова И.А. Развитие персонала организации: новая концепция и практика / Управление персоналом в России: история и современность: Монография / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова,
И.А. Эсаулова и др.; под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2013. – С. 55.