Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЖКХ

Авторы:
Город:
Махачкала
ВУЗ:
Дата:
05 января 2016г.

   Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных отраслей экономики, оказывающей существенное влияние на все стороны жизнедеятельности общества. Стоимость и качество услуг жилищно- коммунального комплекса - важнейшие характеристики обеспечения стабильности и устойчивого развития национальной экономики, непосредственно влияющие на уровень и качество жизни всех ее граждан.

   Однако, эта сфера жизнедеятельности общества находится в кризисном состоянии, исторически обусловленном рядом обстоятельств: неэффективной системой управления, высокими затратами, связанными с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды, хроническими неплатежами. Бесперебойная подача в жилые и общественные здания тепла, воды, электроэнергии, газа требует высокого уровня организации инженерного хозяйства, большого объема ремонтных, очистительных и профилактических работ на инженерных сетях и сооружениях, функционирования эффективных аварийных служб. В рыночных условиях совершенствование деятельности является непременным условием не только эффективности предприятия, но и самого факта его существования, поскольку экономика ориентирует организации на производство только тех видов продукции и услуг, которые пользуются спросом и могут принести необходимую для развития прибыль.

   Система управления ЖКК представляет собой единый механизм, каждый элемент которого выполняет предназначенную ему функцию, взаимосвязанную с  функциями других элементов.  Управление  ЖКХ имеет крайне низкую эффективность, а отсутствие адекватной информации не позволяет реализовывать на практике основные принципы программно-целевого подхода к управлению. Отсутствует эффективно функционирующая система информационного обеспечения управления, которая могла бы способствовать процессу реформирования ЖКХ и переходу его в качественно новое состояние. В настоящее время существующие подходы к формированию информационных систем не позволяют полноценно решать как текущие, так и стратегические задачи развития ЖКХ. В этой связи объективно возрастает потребность в проведении структурных преобразований в управлении ЖКХ, опирающихся на научно-обоснованный массив информации. Это необходимо для принятия эффективных управленческих решений и, что особенно значимо, для обеспечения принципа оптимальности контроля над деятельностью субъектов ЖКХ, который в соответствии с новым Жилищным кодексом (ЖК РФ) становится ключевым элементом управления и требует полной информации, получаемой из различных источников.

   Экономическая и социальная важность вопросов информационного обеспечения и организации контроля в структуре управления ЖКХ обусловливает повышенный интерес к решению перечисленных проблем и свидетельствует об актуальности данной темы.

   Актуальность исследования подтверждает сформированная законодательная и нормативно-методическая база, которая определила основные направления реформы жилищно-коммунального хозяйства: реформирование системы управления ЖКХ, демонополизация отрасли и создание в ней конкурентной среды; энергоресурсосбережение и снижение издержек на жилищно-коммунальные услуги с обеспечением необходимых стандартов качества обслуживания потребителей; комплексное изменение системы финансирования и ценообразования в ЖКХ, перевод его на безубыточный режим функционирования с обеспечением социальной защиты малоимущих граждан.

   Несовершенство сложившихся за годы реформ рыночных механизмов, отсутствие государственной инновационной политики и эффективной системы управления отечественными предприятиями лишают российскую экономику перспектив стабильного экономического роста. Назрела необходимость в разработке стройной концепции организации управления как самостоятельной области научного знания, ее предмета и закономерностей, методологической основы, принципов и практического воплощения.

   Техническое перевооружение и реконструкция производства, повышение инновационного потенциала при отсутствии стабильных источников финансирования могут быть реализованы только при обеспечении эффективного управления предприятием. От успешного реформирования жилищно-коммунальной сферы зависит успех рыночных реформ в России в целом.

   К сожалению, радикальные преобразования, которые начали осуществляться в сфере ЖКХ в соответствии с программой реформирования, не дали положительных результатов, и суть реформы проявилась лишь в повышении цен на услуги ЖКХ без улучшения качества и расширения ассортимента.

   В рамках выработки мер повышения эффективности системы управления ЖКХ выделены три блока проблем: разделение функций управления и хозяйствования посредством создания служб заказчика на жилищно- коммунальные, транспортные и другие виды услуг и работ, а также перевод исполнителей работ на условия подрядной деятельности; развитие  договорных отношений между администрацией города,  производителями работ, услуг и населением; усиление контроля со стороны городских муниципальных властей за деятельностью предприятий, организаций, служб ЖКХ, создание городской жилищной инспекции.

   Я считаю, что для совершенствования системы управления необходим проект многомерной организационной структуры предприятий ЖКХ. Лучшей организационной формой можно считать муниципальное унитарное предприятие. Многомерный тип организации дает возможность каждому подразделению быть настолько автономным, насколько вообще возможно в ее структуре. В конечном счете, многомерный проект создает свободный рынок внутри предприятий, но это не исключает возможность экономии от масштаба деятельности.

   На мой взгляд, решение проблемы совершенствования механизма функционирования предприятий ЖКХ возможно за счет приведения отрасль в режим безубыточной работы на основе совершенствования организационной структуры управления предприятиями, эффективной организации технологического процесса на базе формирования технологически однородных потоков для взаимозаменяемых работ, услуг, а также поиска резервов снижения себестоимости услуг.

   Основным инструментом повышения экономической эффективности жилищно-коммунальной отрасли является развитие конкурентных отношений в сфере предоставления коммунальных услуг, способное снижать затраты при одновременном повышении их качества. В управлении жилищным фондом необходимо разграничение функций собственника и профессионального управления и обслуживания. Четкой определенности и ясности требует балансовая принадлежность жилищного фонда, который пока, как правило, находится на балансе муниципальных организаций, в том числе, и его приватизированная часть.

   Для построения принципиально новой организационно-экономической структуры, в комплексе первоочередную задачу: упорядочить работу по начислению и сбору платежей за потребленные населением коммунальных услуг. В связи с этим, необходимо внедрить в городе более совершенную систему начисления, сбора, распределения и расщепления платежей населения и бюджетных средств в отрасли ТЭК и ЖКХ, поступающих в оплату потребленных коммунальных услуг; усовершенствовать порядок движения финансовых средств в отрасли ТЭК и ЖКХ города, а также экономически целесообразно передать внутридомовые сети на обслуживание по воде и канализации, электричеству, теплу предприятиям-поставщикам этих услуг.

   Также, я считаю, в целях совершенствования управления жилищно-коммунальным комплексом необходимо вовлекать в управление бизнес-структуры. Следует, однако, иметь ввиду, что реализация данного подхода требует изменения организационно-экономических и финансовых механизмов функционирования жилищной инфраструктуры, а это порождает риск частичной утраты государственного контроля над процессами предоставления коммунальных услуг.

 

Список литературы

1.          «Основные фонды строительства. Производство и обновление», Е.П. Панкратов, О.Е. Панкратова, 2014.

2.          Учетно-аналитическое обеспечение реформирования ЖКХ», Т. Х. Усманова,2008.

3.          «Реформа ЖКХ или ЖКХ: от реформ к устойчивому развитию», Каменева Е.И., 2008.

4.          Журнал «ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера»,№ 3, 2014.