Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В ИННОВАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ РАЗВИТЫХ СТРАН (НА ПРИМЕРЕ США)

Авторы:
Город:
Шахты
ВУЗ:
Дата:
05 января 2016г.

   На настоящий момент в США функционирует одна из наиболее мощных и самых развитых организационно-правовых инфраструктур поддержки инновационной деятельности, оказывающая комплексное влияние на рост конкурентоспособности национального бизнеса. Главная цель американского государства - это поддержание высокой инновационной активности всей экономики для обеспечения высокой конкурентоспособности американских товаров на национальном и внешнем рынках [4, c. 30].

   Под государственно-частным партнерством в США понимается «закрепленное в договорной форме соглашение между государством и частной компанией, позволяющее последней определенным образом участвовать в государственной собственности в большей степени по сравнению с существующей практикой».

   Главное в опыте США заключается в том, что государство активно берет под свою опеку накопленный потенциал фундаментальной науки с целью превращения его в рыночный товар и повышения на этой основе конкурентоспособности национальной экономики [6, c. 32]. Эта политика дополняется таким важным элементом, как инновационная стратегия, в основу которой ставится коммерциализация большинства технологических новинок.

    Ключевым элементом опыта США является также предварительная юридическая подготовка перехода к внедрению информационных технологий. Активизация роли государства в научно-технической и инновационных сферах обусловлена принятием Когрессом США пакета основных нормативно-правовых актов и поправок в 1980- х гг., регулирующих инновационную деятельность США[3, c. 45]:

·   Закон 1980 г. «Об Университетах и Процедуре патентования для малого бизнеса» или закон Бэя-Доула, подразумевающий предоставление университетам, бесприбыльным организациям и фирмам малого бизнеса право передавать лицензии на коммерческое использование изобретений, сделанных в ходе исследований при финансовой поддержки правительства, промышленным компаниям. Закон способствовал быстрому увеличению подразделений при университетах, проводивших консультирование по оформлению лицензий и внедрению новых изобретений;

·   Закон 1980 г. «О технологических инновациях» или «Закон Стивенсона-Уайдлера», который активизировал участие федеральных лабораторий в процессах научно-технической кооперации с промышленностью за счет распространения информации о полученных в них научных результатах;

·   Закон 1982 г. « Об инновационных исследованиях малого бизнеса», который инициировал специальную программу, обеспечивавшую выделение всеми федеральными ведомствами с годовыми бюджетом на НИОКР свыше 100 млн. долл не менее 1,25% этого бюджета на проведение исследование и разработок силами малого бизнеса.

    Отличительной особенностью инновационной государственной политики США от других развитых стран является ориентация на развитие  малого наукоемкого бизнеса,  совершенствование процесса трансфера технологий из сферы науки в производственный сектор. К основным формам поддержки малого предпринимательства в США относятся[5, c. 16]:

· Специальная программа поддержки малого инновационного предпринимательства;

· Займы по линии государственной поддержки инноваций;

· Государственные финансовые вложения;

· Создание разветвленной сети венчурных фондов;

· Финансирование из средств частного сектор и др.

   Система организации НИОКР в США является шестиуровневой и пятисекторной (Рисунок 1 и Рисунок 2) [1, c. 110]:




Рис.1. Уровни организации НИОКР в США


Рис.2. Секторы организации НИОКР в США

 

   Основными инструментами научно-технической политики США являются [2, c. 45]:

·   Государственная  экспертиза  инновационных  проектов  с  целью  оценки  возможных  эффектов  в общеэкономическом масштабе;

·   Активное участие государства в финансировании крупномасштабных проектов вплоть до полного государственного финансирования наиболее эффективных и наукоемких исследования;

·   Стимулирование создания венчурных фондов путем частичного или полного финансирования в течение первых лет наиболее эффективных исследовательских центров и венчурных фирм;

·   Усиление антимонопольных мер по отношению к фирмам, препятствующим конкуренции в наукоемких отраслях.

    Таким образом, в настоящее время научно-техническая система США характеризуется структурной целостностью, наличием системы венчурного капитала, «Бизнес – ангелов» и федеральных целевых программ, направленных на развитие малого бизнеса и финансированием малых компаний. На наш взгляд суть современного государственно-частного партнерства в инновационной сфере в США состоит в том, что государство непосредственно создало благоприятную экономической и правовой среды в отношении инновационной деятельности, сформировало инфраструктуры инновационной системы и создало системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, включая подготовку производства и обеспечение вывода на рынок инновационной продукции.

 

Список литературы

1.     Емельянов Ю.С. Государственно-частное партнерство в инновационной сфере: Зарубежный и российский опыт [Текст] / Ю.С. Емельянов,: под общей ред. и предисл. С.Н. Сильвестрова. - М.: Книжный дом «Либроком»,2012. – 256 с.

2.     Емельянов        Ю.С.      Государственно-частное           партнерство:        инновации        и     инвестиции.        Мировой       и отечественный опыт. – М.: Книжный дом «Либроком», 2013. – 368 c.

3.     Иванова, А.О. О некоторых новых формах государственно-частного партнерства в Японии. [Текст] А.О. Иванова// Вопросы государственного и муниципального управления. - 2009. - № 3 с. 178-188

4.     Исаева С.А. Роль государственно-частного партнѐрства в развитии современной экономики экономики Вестник экономической интеграции. М.: ООО Интеграция 2009. № 7. С. 29-33.

5.     Олисаева         Л.Г.        концепция          механизма         государственно-частного              партнѐрства          в        развитии предпринимательства вестник экономической интеграции. // Интеграция. 2011. № 7. C. 15-18

6.     Черенков В.В. США:            государственно-частное партнерство по внедрению инноваций// «Российское предпринимательство» - 2010 - С. 32-37