14 мая 2016г.
Кластерная деятельность по природе своей тяготеет к централизованному осуществлению, поэтому ее успех во многом определяется динамизмом, гибкостью, способностью экономических субъектов к быстрым переменам, адаптации к меняющимся условиям, что является отличительными качествами региональных звеньев управления.
В этой связи, региональная кластерная политика носит индикативный характер по отношению к федеральной кластерной политике. Это подтверждает целесообразность управления инновационным развитием экономики именно на региональном уровне, с учетом сложившихся в каждом регионе условий для осуществления инновационной деятельности [1]. Учитывая анализ теоретических и методологических аспектов, можно сделать вывод о том, что на различных стадиях развития сельскохозяйственного предприятия, оно может быть не только прогрессивным, но и нейтральным или даже регрессивным. Соответственно организационные преобразования включают планомерное систематическое совершенствование отдельных сторон деятельности организации, которое находит выражение в регламентации функций отдельных подразделений и работников, рационализации внутренних структур; упорядочении во времени и пространстве трудовых, производственных, социальных, управленческих процессов и их взаимодействии.
Проведенные исследования показывают, что сельхозтоваропроизводители самостоятельно не в состоянии выйти из кризисного состояния и только образование агрокластера приведет к повышению эффективности производства сельскохозяйственной продукции [2]. В связи с этим развитие кластера в сфере сельского хозяйства должно основываться на следующих этапах:
1. Определение перечня организаций на федеральном и региональном уровнях (организаций, участвующих в разработке кластера).
2. Создание фонда кластерного развития, который должен формироваться за счет денежных средств, выделяемых из бюджетов различных уровней и страховых взносов сельскохозяйственных организаций (сельскохозяйственного объединения), перерабатывающих предприятий и торговых организаций. Компенсационная часть, выделяемая на инновации из бюджета должна составлять от 4 до 6 млн. руб. ежегодно. В бюджетах регионов на развитие сельскохозяйственного производства выделять от 200 до 500 млн. рублей.
3. Создание системы информационно-методического и рекламного обеспечения сельскохозяйственных организаций через создание интернет-сайтов, выпуска информационно-методического и практического инновационного журнала.
4. Техническое перевооружение сельскохозяйственных товаропроизводителей.
5. Субсидирование процентных ставок по кредитам, льготное кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей через систему списания задолженностей по пени и штрафам с предприятий с низкой финансовой способностью.
6. Повышение финансовой устойчивости не только крупных форм сельскохозяйственных товаропроизводителей, но и повышение финансовой стабильности малых форм хозяйствования на селе, что приводит к снижению рисков для производителей сельскохозяйственного сырья.
Предлагаемый механизм развития сельского хозяйства – это система взаимосвязанных форм и способов организации и стимулирования НИОКР, развития бизнеса в научно-технической сфере АПК, государственной и региональной поддержки на всех стадиях процесса (создание, распространение, внедрение и освоение агроинноваций) с целью стратегического развития сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Формирование механизма должно осуществляться по следующим направлениям:
- создание систем нормативно-правового регулирования инновационной деятельности;
- региональное программно-целевое управление развитием инновационной деятельности в сельском хозяйстве
Эффективным вариантом в организации и стимулировании деятельности в сельском хозяйстве должно стать активное участие государственного капитала на принципах государственно-частного партнерства, которое определяет использование государством механизмов, стимулирующих участие частного бизнеса в развитии эффективных производственных процессов, позволяет объединять ресурсы, распределять прибыли и риски, способствует формированию конкурентной среды и одновременно – более эффективному использованию бюджетных средств.
В связи с этим предлагается модель кластера для эффективного внедрения и использования в сельском хозяйстве (Рисунок 1). Кластерная модель ориентирована на создание современных высокотехнологичных производств и выпуск конкурентоспособной продукции. Суть модели кластера заключается в оптимизации взаимоотношений между участниками кластера и повышении эффективности функционирования агропродовольственного рынка.
В качестве главных предпосылок для возникновения кластера являются следующие: наличие ключевых собственников и предприятий, которые заинтересованы в сотрудничестве в рамках кластера, низкий инновационный уровень предприятий, экспортная составляющая в продукции кластера.
Для кластера обязательно наличие конкуренции без монополии, принципа свободного ценообразования, стабильности денежного обращения, экономической самостоятельности и ответственности предпринимателей.
В состав кластера включаются
следующие предприятия и учреждения: сельскохозяйственные товаропроизводители (ЗАО; СПК; ООО; К(Ф)Х; ЛПХ); перерабатывающие предприятия, сельскохозяйственные перерабатывающие потребительские кооперативы; перерабатывающие цеха сельскохозяйственных предприятий, банки, лизинговые и инвестиционные компании, райпотребсоюзы; научно-исследовательские институты, сельскохозяйственная академия.
Анализ параметров внутреннего состояния кластера и его окружения позволяет выделить внутренние и внешние угрозы развитию. С их учетом можно провести оценку конкурентного преимущества кластера в выбранной системе показателей.
Таким образом, кластерное управление является одним из направлений эффективного социально- экономического развития АПК в условиях модернизации аграрного производства.
Список литературы
1. Жарова О.Л., Белокопытов А.В. Управление ресурсным потенциалом сельскохозяйственных предприятий в регионе. //Международный сельскохозяйственный журнал. – 2008. - №4. –с.41-42.
2.
Миронкина
А.Ю., Белокопытов
А.В.
Формирование
аграрного
научно-информационного кластера в регионе. //Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. – 2012. - №7. –с.4-7.