Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Авторы:
Город:
Великие Луки
ВУЗ:
Дата:
14 мая 2016г.

Государственная поддержка физкультурного-спортивного движения в стране, функционирования и развития системы физической культуры и спорта осуществляется в соответствии с государственными программами на всех уровнях управления.

Использование государственных программ комплексного развития физической культуры обуславливается тем, что на современном этапе недостаточно фрагментарного улучшения отдельных составляющих, как сферы ФКС, так и управленческого процесса. Современные условия и поставленные целевые ориентиры требуют отлаженной системы взаимосвязанных мероприятий, которые разработаны с помощью научно-методического инструментария, количественного и качественного анализа [1].

Имеет место стремление к переходу от концепции «управления затратами» к концепции «управления результатами», в рамках которой процесс формирования и реализации бюджетной политики осуществляется в соответствии с поставленными целями и ожидаемыми результатами. Цели и задачи программы должны быть четко сформулированы, определены ожидаемые, поддающиеся оценке результаты (целевые показатели), которые можно измерить или рассчитать по утвержденным методикам, социальные и экономические эффекты, необходимые для оценки программы [7]. Критерии оценки и целевые индикаторы играют важную роль как для оценки эффективности исполнения программы, так и для анализа тенденций, которые происходят в сфере ФКС.

На территории Псковской  области было утверждено  три [3, 4, 5] региональных программы развития физической культуры и спорта:

1)     Администрация Псковской области Постановление от 8 апреля 2009 года N 101 «Об утверждении областной долгосрочной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Псковской области на 2009-2011 годы».

2)     Администрация Псковской области Постановление от 14 февраля 2012 года N 69 «Об утверждении областной долгосрочной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Псковской области на 2012-2015 годы».

3)    Администрация Псковской области Постановление от 28 октября 2013 года N 502 «Об утверждении Государственной программы Псковской области «Развитие физической культуры и спорта на 2014-2020 годы.

Выделенные программы содержат собственный набор целей, задач, приоритетов, а также оценочных показателей и целевых индикаторов. Кроме того, Постановлением от 3 ноября 2012 г. № 1142 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» были утверждены показатели для оценки эффективности деятельности органов управления в ключевых сферах развития общества. Для сферы ФКС используется четыре относительных и два абсолютных показателя [6]. Данный перечень представлен в Табл.1.

Как видно из таблицы, опыт применения государственных программ, современные требования к их разработке, реализации и оценке увеличивают количество оценочных данных. Результаты государственных программ и политики  в сфере ФКС характеризуют непосредственно саму сферу, при этом положительные социальные и экономические эффекты лишь декларируются, на практике их трудно измерить и прогнозировать.

Среди положительных эффектов, влияния физической культуры и спорта на общество и людей можно выделить следующие:

-        Экономический     (доход    от     коммерческих     спортивных     мероприятий,     удлинение    периода    и эффективности практической трудовой деятельности и др.);

-        Оздоровительный эффект (профилактика снижения заболевания, повышение качественных и количественных показателей уровня жизни и др.);

-        Образовательный и воспитательный эффект (формирование всесторонне развитой личности);

-        Социальный эффект (социальное становление личности) [2].

Кроме того, отечественные и зарубежные ученые также отмечают слабую изученность связи между развитием физической культуры и массового спорта и устойчивостью развития региона [8].

Таблица 1

Показатели оценки государственных программ Псковской области

 

 

 

 

Сравнительный критерий

Гос. Программа

 

2009-     2012-       2014-

 

Постановление № 1142

2011

годы

2015

годы

2020

годы

(МинСпорта)

Доля населения систематически занимающегося физической культурой и спортом (%)

 

+

 

+

 

+

 

+

Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов области занимающихся ФКС (%)

 

-

 

-

 

+

 

+

Доля учащихся и студентов, занимающихся ФКС в общей численности учащихся и студентов области (%)

 

-

 

-

 

+

 

+

Доля учащихся общеобразовательных школ, занимающихся в учреждениях дополнительного образования спортивной направленности (%)

 

 

-

 

 

-

 

 

+

 

 

-

Доля граждан области, занимающихся ФКС по месту трудовой деятельности, от числа занятого в экономике (%)

 

-

 

-

 

+

 

-

Доля населения, активно занимающегося футболом (%)

+

-

-

-

Количество введенных в эксплуатацию сооружений (ед.)

+

+

-

-

Обеспеченность спортивными сооружениями (ЕПС, %)

-

+

+

+

Количество медалей, завоеванных спортсменами области по базовым видам спорта на Всероссийских и международных соревнованиях (ед.)

 

 

-

 

 

+

 

 

+

 

 

-

Количество человек входящих в состав спортивных команд РФ (чел.)

 

-

 

+

 

+

 

+

Достижение целей и задач Государственной программу, в целом и по подпрограммам

 

-

 

-

 

+

 

-

Количество спортивных сооружений на 100 тыс. человек населения (ед.)

 

-

 

-

 

-

 

+

 

Сопоставление целевых показателей с фактическими, анализ их динамики характеризует результаты исполнения программы, тенденции развития сферы и, следовательно, эффективность принимаемых управленческих мер, некоторые из которых представлены в Табл.2.

Таблица 2 Прогнозы и результаты показателей развития физической культуры и спорта в Псковской области

 

 

1 программа

 

2 программа

 

3 программа

Год

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2020

Доля населения, активно занимающегося спортом, %

По программе

12,8

13,5

14,5

17,0

21,7

22,9

36,9

Фактическое

11,8

13,9

15,4

17,4

20

19,9

-

Спортивные сооружения, % ЕПС

По программе

- (+3)

- (+7)

- (+1)

41

41,1

42,6

61

Фактическое

38,2

40,6

38,1

38,9

48,1

45,4

-

Количество

спортсооружений

 

1129

 

1162

 

1142

 

1212

 

1185

 

1218

Количество человек, входящих в состав спортивных команд РФ (чел.)

По программе

-

-

23

25

34

-

≈108 

Фактическое

-

-

57

68

44

38

-

 

Таким образом, наблюдается положительная динамика по количеству занимающихся и обеспеченности населения спортивными сооружениями в Псковской области. Однако данные показатели остаются ниже среднестатистических по СЗФО и РФ. Рост конкуренции в спорте высших достижений вызвал уменьшение количества Псковских спортсменов, входящих в состав сборных команд РФ.

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации программ развития физической культуры и спорта Псковской области является корректность постановки целей и задач, расстановки приоритетов, а также проведение постоянного контроля за достижением запланированных целевых ориентиров (предложенной системы показателей), и, при необходимости, корректировки управляющих воздействий, в связи с изменениями во внутренней и внешней среде.

 

Список литературы

1.     Близневский А.Ю., Филиппов С.С. Применение программно-целевого метода в управлении развитием физической культуры и спорта в Красноярском крае // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 2 (120). С. 15-19

2.     Новокрещенов В.В. Оценка эффективности управления сферой физической культуры и спорта: критерии и показатели // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2005. № 4. С. 206-209.

3.     Об утверждении областной долгосрочной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Псковской области на 2009-2011 годы: постановление Администрация Псковской области от 8 апреля 2009 года N 101 [Электронный ресурс] // URL: http://docs.cntd.ru/document/924019190 - Дата обращения 01.02.2016.

4.     Об утверждении областной долгосрочной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Псковской области на 2012-2015 годы: постановление Администрация Псковской области от 14 февраля 2012 года N 69 [Электронный ресурс] // URL: http://docs.cntd.ru/document/924025366 - Дата обращения 01.02.2016.

5.     Об утверждении Государственной программы Псковской области «Развитие физической культуры и спорта на 2014-2020 годы: постановление Администрация Псковской области от 28 октября 2013 года N 502 [Электронный ресурс] // URL: http://docs.cntd.ru/document/462704070 - Дата обращения 01.02.2016.

6.     О мерах по реализации указа президента российской федерации от 21 августа 2012 г. n 1199 «об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов российской федерации»: Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2012 г. n 1142 [Электронный ресурс] // URL: http://docs.cntd.ru/document/902378408 - Дата обращения 01.02.2016

7.     Шарин В.И. Программно-целевой метод: реалии и проблемы реализации //вестник АКСОР. 2011. № 4. с. 75-79.

8.     Шедько Ю.Н. Устойчивое развитие социо-эколого-экономической системы «регион» (подсистема: физическая культура и массовый спорт) // ВУЗ. XXI век. 2015. № 1 (47). С. 188-201.