Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПАРАДИГМА УПРАВЛЕНИЯ ВЫСШИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МОДЕЛИ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
05 января 2016г.

    В условиях социально-экономического развития регионов Российской Федерации меняется и концепция управления социально-значимыми объектами. В частности происходят изменения в парадигме управления, где объект управления рассматривается в единстве факторов внутренней и внешней среды, в котором ориентируются не на объемы выпуска, а на качество продукции и услуг, на удовлетворение потребителей. Такой объект должен управлять высококвалифицированными работниками, имеющими условия для реализации потенциала. Система управления, в свою очередь, должна ориентироваться на повышение организационной культуры и нововведений, на мотивацию работников и новый стиль руководства.

   Таким объектом в системе высшего профессионального образования может выступать Казанский государственный университет культуры и искусств (КазГУКИ) при переходе в автономный режим хозяйствования. В результате исследования нами выявлено, что преобразование КазГУКИ в автономное учреждение не приведет к снижению уровня финансового обеспечения по всем существующим направлениям деятельности, так как это связано с тем, что, во-первых, те направления деятельности, которые обеспечиваются за счет бюджета, после преобразования будут обеспечиваться в полном объеме. Изменится только форма обеспечения – с прямого бюджетного (по смете расходов учреждения), на бюджетные субсидии. Во-вторых, в виду функционирования в университете Института трансфера знаний, оказывающего платные образовательные услуги населению, процесс преобразования формы хозяйствования не повлияет, так как они и ранее не финансировались за счет бюджета.

    Таким образом, этот путь развития КазГУКИ после преобразования в автономное учреждение, который можно назвать «минимальным» следующий:

а) не изменяется структура образовательного процесса; б) не появляется новых видов услуг.

   По итогам реализации такого сценария, эффективность деятельности университета мало измениться, так как при упрощении ряда элементов в деятельности (связанных с достоинствами автономного учреждения), объем финансового обеспечения не уменьшится.

   Второй путь развития КазГУКИ, после преобразования, предусматривает возможность каких-либо изменений в структуре образовательного процесса (появляются новые виды специальностей на уже существующих факультетах, новые предметы, новые виды услуг и т.д.).

   После преобразования КазГУКИ в автономное учреждение, возможность получения прибыли не только сохраняется, но и появляется возможность экономии на затратах путем рационального использования имеющегося имущества и средств. Стало быть, второй путь развития КазГУКИ после его преобразования в автономное учреждение выглядит более привлекательным, так как реализация каких-либо мер в уже существующей структуре деятельности, позволит если не получить дополнительную прибыль, то хотя бы сэкономить часть средств, что также отвечает причинам преобразования учреждения.

    Наиболее эффективные меры по рационализации деятельности КазГУКИ после преобразования его в автономное учреждение в основном связаны с коммерческой формой подготовки специалистов и различными платными услугами. По основному направлению деятельности – подготовки специалистов в рамках государственного задания, возможности увеличения прибыли либо экономии на затратах, довольно ограничены. Следовательно, возможность успешного достижения целей преобразования КазГУКИ в автономное учреждение – увеличение эффективности использования государственного имущества за счет роста экономической отдачи, главным образом связано с тем, какие меры рационализации будут внедряться в указанные сферы деятельности (подготовка специалистов на коммерческой основе и различные платные услуги). Преобразование КазГУКИ в автономное учреждение, практически не дает  существенных изменений в уровне экономической отдачи от ведения деятельности в сфере подготовки специалистов в рамках государственного задания, так как:

а) невозможно увеличить стоимость обучения, поскольку оно определяется на нормативной основе органами государственной власти;

б) нельзя сильно снизить уровень затрат, поскольку, во-первых, пострадает качество обучения, а во-вторых –   если это можно было сделать раньше, то это было бы уже сделано. Поэтому уровень затрат в сфере подготовки специалистов в рамках государственного задания, по нашему мнению, останется практически неизменным.

  Таким образом, исследование перспектив развития существующей структуры направлений деятельности КазГУКИ после преобразования его в автономное учреждение показывает безусловное их наличие. Однако они связаны в основном не с основной спецификой деятельности ВУЗа, а дополнительными и факультативными направлениями: подготовкой специалистов на коммерческой основе, расширение спектра дополнительных услуг и т.д. После преобразования Университета в автономное учреждение, будет сохранен существующий комплекс направлений хозяйствования. Однако, в ключевой зоне хозяйствования – подготовки специалистов в рамках государственного задания, особых изменений в будущем не предвидится. Это касается как не возможности роста доходов в данной зоне хозяйствования, так и широких пределов снижения затрат. Гораздо более перспективно выглядят возможности развития в других зонах хозяйствования. Даже без особых изменений, они в сегодняшний момент времени являются прибыльными. Поэтому получение автономности КазГУКИ позволяет, при внедрении мер по рационализации деятельности, значительно увеличить показатели эффективности его функционирования.

 

Список литературы

1.     Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/190157/(дата обращения: 17.10.14).

2.     Гафиуллина Л.Ф. Организационно-экономический механизм управления системой образования региона как методологический аспект его модернизации //Материалы Международной научно-практической конференции «Глобальные проблемы модернизации национальной экономики», 25 мая 2012 г. г. Тамбов. С. 75-81.

3.     Гафиуллина Л.Ф. Факторы развития рынка профессиональных образовательных услуг в Республике Татарстан// Перспективы развития экономики и менеджмента. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Челябинск. - 2014.

4.     Гафиуллина Л.Ф. Совершенствование организационно-экономического механизма управления системой образования// Экономика, финансы и менеджмент: тенденции и перспективы развития. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Волгоград.- 2014.

5.     Гафиуллина Л.Ф., Миннеахметова Л.А. Анализ возможных направлений развития деятельности Казанского государственного университета культуры и искусств при переходе в автономный режим хозяйствования// В мире научных открытий.- 2010.- №4 (10), Часть 1.

6.     Клишина М. Некоторые особенности финансового обеспечения выполнения задания учредителя для автономного учреждения // Бюджет. – 2008. – № 12.

7.     Клишина М. О некоторых проблемах и перспективах создания и деятельности автономных учреждений // Бюджет. – 2007. – № 2.