Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
14 мая 2016г.

Государственные закупки – один из действенных инструментов управления экономикой в целом и научно- исследовательской деятельностью в частности. Закупки занимают значительное место в затратной части бюджета страны и именно поэтому жестко регламентированы.

Под государственными  закупками понимается, в частности, выполнение государством разнообразных функций, направленных на сокращение расходов государственного бюджета, повышение централизованной управляемости, предотвращение неконтролируемых затрат и издержек, управление материальными потоками в соответствии с рыночным отношениям. Посредством государственных контрактов многие государства решают, в том числе, свои социально-экономические проблемы, обеспечивают проведение научных исследований, создание и внедрение новых  технологий и  разработок. Государственные закупки – это приобретение на бюджетные средства товаров, услуг и работ на свободном рынке для удовлетворения государственных нужд.

Государственный заказ призван обеспечить:

–       потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация;

–       потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ;

–       потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Структура и объем закупок продукции для государственных нужд определяется заказчиками, исходя из объемов финансирования из бюджетов и внебюджетных фондов за вычетом расходов на заработную плату и других расходов, не связанных с расходами на закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд.

В мире принято осуществлять закупки для государственных нужд по определенной системе, прописанной законодательством. Система направлена на уменьшение коррупции и произвола властей в данной сфере. Именно набор четких правил проведения государственных закупок позволяет сделать прозрачным расходование средств налогоплательщиков на удовлетворение государственных нужд. Система нормативно-правового регулирования размещения заказов для государственных и муниципальных нужд можно изобразить следующим образом (Рисунок 1):


Таким образом, государственные закупки осуществляются по определенным правилам и стандартам.

К основным законам, регламентирующим правила, процедуры и принципы размещения заказов, относятся Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ [1] и Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ [2].

С Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ вступил в силу с 1 января 2014 г. Данный закон заменил порядок государственных закупок, прописанный в законе № 94-ФЗ, на федеральную контрактную систему (далее – контрактная система).

Контрактная система, согласно ч.1 ст.3 Закона, – «это совокупность участников контрактной системы в сфере закупок и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок, в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд».

Закупки заказчиками осуществляются для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для:

а) достижения  целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными и муниципальными программами;

б) исполнения международных обязательств Российской Федерации, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является Российская Федерация;

в)      выполнения государственными органами своих функций и полномочий [3].

Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В частности, для обеспечения принципа открытости системы государственных закупок Закон предусматривает размещение полной и достоверной информации в сети интернет в Единой информационной системе с открытым и бесплатным к ней доступом.

На примере реализации Постановления  Правительства Российской Федерации  N 218 "О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства" следует сделать выводы, что в части возмещения и пополнения бюджетных средств в конкурсную документацию необходимо вводить дополнительные критерии оценки и отбора заявок. Ведь критерии не только определяют итоговое место заявки в конкурсе, но и намечают векторы развития кооперации, макрозадачи проектов с высокотехнологическим производством развития российской экономики в инновационной сфере.

Таким образом, необходимо совершенствование организационно-экономического механизма в части формирования дополнительных критериев оценки для отбора заявок на реализацию научно-технических проектов, а также дальнейшего управления сформированной кооперации высокотехнологических предприятий, вузов и научных организаций, т.е. предлагается встраивание подмеханизма в существующий механизм управления конкурсным отбором проектов [4].

 

Список литературы

1.     Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ

2.     Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ

3.     Захарова  Л.Ф.,  Новиков  С.В.  Стратегические  изменения  в  крупномасштабных  организационно- экономических системах: обоснование и реализация // Электронный журнал «Труды МАИ». –2012. – № 53. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mai.ru/science/trudy/published.php?ID=29363

4.     Тихонов А.И., Новиков С.В. Конкурсный отбор инновационных проектов в условиях импортозамещения. Международный Научный Институт "Educatio", г. Новосибирск, Ежемесячный научный журнал, № 4 (11) / 2015, часть 1.