Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЕМ ЛОГИСТИКИ В ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕМ КЛАСТЕРЕ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ

Авторы:
Город:
Махачкала
ВУЗ:
Дата:
14 мая 2016г.

На современном этапе развития логистики перерабатывающего кластера АПК Республики Дагестан нуждается в формировании и развитии такой системы государственного регулирования, которая должна выполнять следующее:

Ø не допускать ограничения экономической свободы сельхозтоваропроизводителей и действия рыночных стимулов их деятельности;

Ø способствовать формированию и развитию сельхозрынка, не препятствуя интенсивному становлению прямых межреспубликанских и межрегиональных экономических связей;

Ø соответствовать тем функциям управления и регулирования на каждом уровне, которые позволяют оптимально реализовать внутренние возможности данной территории по решению тех или иных экономических и экологических задач;

Ø носить социально-ориентированный характер, включая реализацию социальных гарантий всему сельхознаселению, а также материальную поддержку наименее обеспеченным его группам;

Ø быть направленной на обеспечение жестких норм природопользования и охраны окружающей среды;

Ø обеспечивать реализацию целевых региональных программ развития перерабатывающего кластера АПК, имеющих четкие количественные ориентиры;

Ø базироваться на использовании репрезентативной (самодостаточной) системы экономических показателей и нормативов развития перерабатывающего кластера АПК.

Нами установлено, что в основе формирования новой системы регулирования развития логистики перерабатывающего кластера в агропромышленном комплексе должны лежать следующие исходные положения [1]:

Ø определяющими в системе экономических  интересов, реализуемых в границах общего рыночного пространства, выступают интересы соответствующих районов;

Ø районы добровольно, исходя из своих долгосрочных целей и экономических интересов, проводят согласованные мероприятия по развитию перерабатывающего кластера АПК (с учетом их синхронизации), а также устанавливают единые правила функционирования через поэтапную унификацию своего хозяйственного законодательства.

Новая система управления развитием логистики перерабатывающего кластера в агропромышленном комплексе региона на практике должна реализовываться через систему договоров, планов, программ, прогнозов. Технология разработки этих документов должна учитывать механизм взаимного согласования предложений районов по сферам совместного их ведения исходя из принципа консенсуса или в соответствии с иными определяющими принципами [2].

В систему документов, необходимых для управления развитием логистики перерабатывающего кластера в агропромышленном комплексе региона следует включить:

Ø концепцию экономического развития перерабатывающего кластера АПК республики,  программу

приватизации государственной и муниципальной собственности;

Ø комплексный анализ экономического развития перерабатывающего кластера АПК республики, включающий оценку факторов, способствующих и препятствующих ее эффективному развитию в условиях рыночной экономики;

Ø экономический прогноз развития перерабатывающего кластера АПК республики и ее регионов в условиях рыночной экономики (с  обоснованием использования новой системы методов регулирования территориально-отраслевых   отношений);

Ø комплексные экономические планы-прогнозы развития перерабатывающего кластера АПК;

Ø двухсторонние и многосторонние экономические договоры (межгосударственные соглашения);

Ø межрайонные  территориальные  и   республиканские  комплексные  целевые  программы   развития перерабатывающего кластера АПК.

Считаем, что система государственного регулирования развития перерабатывающего кластера АПК региона будет развиваться в соответствии с процессами поэтапного формирования рыночного механизма хозяйствования (Рисунок 1) [1].


Предлагаем через государственные дотации и субсидии оказывать поддержку отдельным подотраслям АПК и районам. В унитарном государстве субсидии (часть государственных доходов, переданных в местные бюджеты) являются прерогативой центрального правительства, в то время как в федеральных государствах они могут выдаваться местным органам как федеральным правительством, так и членами федерации. В отдельных случаях (главным образом в странах с федеративным устройством) субсидии могут быть предоставлены регионам России (и даже местными органами) самому федеральному правительству. Субвенции (т. е. субсидии целевого назначения) часто предполагают долевое участие правительства в финансировании мероприятий, проводимых местными органами. Использование системы субсидий вызвано не столько необходимостью ликвидации дефицита местных бюджетов, сколько потребностью правительства заставить местные власти проводить нужную региональную политику. Субсидии, как правило, направляются на развитие предприятий государственной и смешанных видов собственности в регионах приоритетного развития. Дотации и субсидии могут быть, в частности, направлены на покрытие убытков малодоходных предприятий, создание дополнительных рабочих мест, стимулирование развития вновь осваиваемых регионов, на покрытие части затрат по ведению местного хозяйства [1].

Регулирование цен должно осуществляться государством по определенным видам товаров и услуг путем установления различных тарифов для отдельных категорий потребителей. Это касается прежде всего продукции государственного сектора экономики.

Кроме того, следует задействовать такой механизм государственного регулирования как финансирование через специальные бюджетные фонды целевых региональных программ. Эти фонды повышают маневренность и мобильность финансовой системы. Мобилизуя дополнительные средства, правительство получает резерв на случай возможных финансовых затруднений. К прямым методам государственного регулирования развития перерабатывающего кластера АПК относится и государственная контрактная система (в переходный период, например, государственный или республиканский заказ на товары, поставляемые по межправительственным соглашениям) [1].

Считаем, что по товарам, поставляемым на экспорт в соответствии с госзаказом из бюджета организации, выдавшей госзаказ предприятию, следует выделять адресную попродуктовую дотацию, а в случае убыточности экспорта компенсировать все издержки по производству экспортной продукции.

Предлагаем к финансированию государственных контрактов развития перерабатывающего кластера АПК привлечь, помимо средств государственного бюджета, средства целевых фондов, банковские кредиты и т. д. На основе контрактной системы путем разработки механизма подряда и субподряда могут осуществляться взаимоотношения между районами, в частности во внешней торговле.

 

Список литературы

1.     Бирман Г., Шмид С. Экономический анализ инвестиционных проектов. / Пер. с англ. Под ред. Л. П. Белых.– М. Банки и биржи. ЮНИТИ., 1997.

2.     Лексин В. Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. – М. Эдиториал УРСС, 2003.