Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РК В НОВЕЙШИХ УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Авторы:
Город:
Астана
ВУЗ:
Дата:
14 мая 2016г.

В статье подчеркивается необходимость модернизации экономической политики казахстанского государства в новейших условиях экономической и политической ситуации под воздействием процессов глобализации.

Ключевые слова: экономические и организационные факторы глобализации, реструктуризация глобальных рынков, структурное замедление развивающихся экономик, экономическая политика государства.

Актуальность и изученность проблемы. В настоящее время перевод экономики  Казахстана на инновационный путь развития осложняется влиянием глобальных процессов. Республика уже интегрирована в мировое хозяйство и, соответственно, имеет от этого как плюсы, так и минусы для своего развития. Проблеме формирования и развития инновационной экономики посвящено большое количество отечественной и зарубежной литературы [1]. Мировая экономика прошла различные этапы в своем развитии: доиндустриальный, индустриальный, постиндустральный, информационная экономика, экономика  знаний и креативное или инновационное общество [2]. Современный уровень ее состояния имеет  существенные отличия в  развитии отдельных государств, что в значительной степени обоснованно выбором той или иной инновационной модели.

Наряду с особенностями проявления глобального кризиса в отдельных странах мира, имеют место и общие признаки. В литературе достаточно полно освещены такие его элементы как инфляция, безработица, демографические и другие проблемы. Кроме того, обращают внимание процессы организационного характера, связанные с изменением структуры мирового хозяйства. Реструктуризация мировой экономики вызывает риски для инновационного развития Казахстана по некоторым важным направлениям. Первое направление связано с трендами качественного изменения сложившихся мировых рынков и приоритетов их развития. Так, в последние два-три года в мировой экономике имеет место стагнация сырьевых рынков, с кардинальным изменением их конъюнктуры, что позволяет прогнозировать долгосрочное сохранение низких цен на сырьевые ресурсы.

Для Казахстана это серьезный вызов, так как в его экономике сырьевой сектор пока является преобладающим. Поэтому диверсификация национальной экономики, ее реформирование на основе выполнения государственных программ индустриализации и «Нурлы Жол», приоритетных проектов агропромышленного комплекса и программ поддержки малого и среднего бизнеса являются приоритетной задачей для Правительства и всех регионов [3].

Другое направление связано с переоценкой роли развивающихся экономик, как «локомотивов глобального роста». Традиционное мнение сильно пошатнулось, так как темпы роста лидирующих в этой группе государств заметно снизились. В прогнозах различных международных экспертов обосновано не только их падение уже в обозримом будущем, но и начало «эры их структурного замедления» [4]. Казахстан, как государство с развивающейся экономикой, уже испытывает и, неизбежно будет испытывать в дальнейшем, влияние и этого, растянутого во времени, процесса. Кроме того, встает вопрос о том, кто в дальнейшем войдет в число новых локомотивов глобального экономического роста. Отсюда необходимость для Казахстана углубления вектора международного экономического сотрудничества с будущими лидерами мировой экономики, а также появление возможности войти в их число, как это и предусмотрено Стратегией-2050. Это второй важный приоритет деятельности Правительства РК в русле инновационного развития страны.

Очевидно, что названные выше тенденции, происходящие в глобальном хозяйстве, характеризуют качественные изменения среды будущего функционирования и развития не только всех государств, но и их бизнес-структур. В этой связи можно наблюдать еще одну, общую для всех стран, тенденцию качественного изменения государственной экономической политики и, прежде всего, политики развития бизнеса. Наблюдения, основанные на анализе публикаций в экономической литературе, показывают, что большинство государств в качестве важных задач новой экономической политики определяют приоритеты инновационного развития бизнес-структур. Это положение уже осознано Правительством Казахстана и взято за основу модернизации экономической политики государства, что также должно стать главной мотивацией в деятельности всех структур отечественного бизнеса, прежде всего, для малых и средних предприятий.

Итак, проявления современного глобального кризиса выражаются для Казахстана вызовами экономического и организационного характера, к которым, в том числе, относятся: качественное изменение сложившихся мировых рынков и приоритетов их развития; структурное замедление позиций развивающихся экономик, в качестве «локомотивов» роста мировой экономики; качественное изменение экономической политики многих государств с укреплением в ней приоритетов политики развития бизнес-структур и в целом, создания лучших условия для развития национального бизнеса. Названные направления с одной стороны отражают современные условия функционирования казахстанской экономики и указывают на основные риски для инновационного развития Казахстана. С другой стороны, они достаточно четко прогнозируют перечень основных направлений деятельности, которые должны быть приняты Правительством РК как корректирующие меры в части реакции на вызовы глобальной среды.

Прежде всего, это укрепление мер по дальнейшей диверсификации национальной экономики. Ее реструктуризация должна проводиться в соответствии с уже принятыми государственными программами инновационной индустриализации (ГПИИР), другими отраслевыми программами (АПК) и проектами инфраструктурной модернизации («Нурлы Жол»). Приоритетным направлением поддержки государством малого и среднего бизнеса должна стать его ориентация на активное участие в названных государственных программах и увеличение доли бизнес структур в промышленном, аграрном секторах и сфере транспорта и инфраструктуры. Реализация этого направления, в условиях долгосрочного сохранения на мировом рынке низких цен на сырьевые ресурсы, позволит осуществить реструктуризацию внутреннего рынка и укрепить позиции страны на внешнем рынке за счет более широкого вовлечения в названные процессы субъектов предпринимательской деятельности, в том числе малого и среднего бизнеса.

Вторым значимым направлением, мы считаем – меры государства по углублению вектора международного экономического сотрудничества республики с будущими лидерами мировой экономики. Данное направление становится важным приоритетом для Казахстана, который сам является развивающимся государством. Тенденции его успешного развития в предыдущие годы во многом были обеспечены адаптацией опыта развивающихся стран. Однако, при сохранении приверженности существующей экономической политике, это может привести к структурному замедлению и национальной экономики. Реализация данного направления позволит выстроить новые отношения, как с традиционными, так и новыми партнерами. Наиболее перспективным представляется вектор сотрудничества со странами Центрально-Азиатского региона. Для реализации многовекторной экономической политики у Казахстана, при его современном политическом и экономическом имидже, сейчас имеются лучшие позиции, чем когда-либо [5].

Следующим направлением корректировки современного курса экономической политики казахстанского государства, тесно примыкающим к мерам первого и второго направления, относятся проработка направлений реализации Стратегии-2050 в новейших условиях. Принятые меры должны обеспечить возможность ускоренной интеграции Казахстана в группу будущих лидеров мировой экономики, в рамках реализации его стратегических задач.

Еще одним важным направлением деятельности казахстанского правительства должно стать создание приоритетов для инновационного развития бизнес-структур. Меры этого плана должно содержать такие стимулы и условия, которые бы побудили все структуры отечественного бизнеса считать инновационное развитие - главной мотивацией в своей деятельности. Результатом этих мер станет не столько количественный рост инновационных производств, сколько формирование новых условий для инновационного воспроизводства на постоянной основе.

Таким образом, новейшая экономическая ситуация, сложившаяся под влиянием глобальных экономических и организационно-управленческих факторов требует от государства своевременной корректировки существующей экономической политики. Затягивание или непринятие подобных мер, чревато, по- нашему мнению, усложнением реально существующей ситуации и сдерживанием эффективности результатов антикризисной программы страны и достижения стратегических целей казахстанского государства.

Выводы:

1.    Диверсификация национальной экономики в современных условиях воздействия глобальных рисков предполагает принятие государством мер по ориентации бизнес структур на более активное участие в государственных программах индустриально-инновационного развития и увеличении их доли в промышленном и аграрном производстве, других важных отраслях и секторах национальной экономики, а также в сфере транспорта и инфраструктуры.

2.     Вторым значимым направлением в корректировке курса экономической политики казахстанского государства на современном этапе является углубление международного вектора, что позволит укрепить экономическое сотрудничество республики с будущими лидерами мировой экономики.

3.      Важное место в новой экономической политике государства должны занимать мероприятия, обеспечивающие возможности ускоренной интеграции республики в группу будущих лидеров мировой экономики, в рамках реализации национальной Стратегии -2050.

4.     Еще одним направлением модернизации государственной экономической политики Казахстана в новейших условиях глобализации можно считать создание приоритетов для инновационного развития бизнес- структур, отражающих такие стимулы и условия, которые будут побуждать все структуры отечественного бизнеса считать инновационное развитие - главной мотивацией в своей деятельности.

 

Список литературы

1.     Глэдстоун Д., Глэдстоун Л. Инвестирование венчурного капитала: подробное пособие по инвестированию в частные компании для получения максимальной прибыли / Пер. с англ. – Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2006. – 416 с.; 10. Зинов В.Г. Менеджмент инноваций: кадровое обеспечение.- М.: Дело, 2003.-512с.; Кубаев К.Е., Байшоланова К.С. Инновационный бизнес.- Учебное пособие.- Алматы: Экономика. – 2011.– 356 с. и др.

2.     Мировая экономика и этапы ее развития. http://5fan.ru/wievjob.php?id=3154.

3.     См.н-р: В. Осипов В. Антикризисная политика - дополнительные меры. – Казахстанская правда, №27, 11 февраля 2016 года. – С.1-2

4.     Абакаев Д. В режиме развития. – Казахстанская правда, №225, 24 ноября 2015 года. – С.1

5.     Ювица Н.В. Многовекторное управление в условиях полиориентированной экономики государства: Монография. – Астана, ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 2015. – 195с.