Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К МОРЕХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИМОРСКОГО РЕГИОНА СЕВЕРА РОССИИ

Авторы:
Город:
Апатиты
ВУЗ:
Дата:
22 апреля 2018г.

В настоящее время, время рыночной экономики и турбулентного геополитического развития, приходится переосмысливать, традиционно сложившиеся подходы к формированию экономических механизмов регионального развития и их управлению. Приморские регионы России, а их более сорока, формируют свое стратегическое развитие, опираясь на собственный региональный потенциал. Как правило, региональный потенциал связывают с наличием природных ресурсов на территории региона и развитой промышленной региональной инфраструктурой, которые были освоены и созданы еще в период плановой экономики.

Переход к рыночной экономике потребовал изменить управленческий подход к региональному экономическому развитию и поэтому появляется потребность к формированию новых знаний к управлению региональной экономикой с использованием пространственного взаимодействия субъектов экономики в рамках территории региона с использованием регионального потенциала. В этом заключается актуальность проводимого нами исследования.

В качестве объекта исследования мы выбрали Кольский полуостров, как приморский регион Севера России, а предметом определили морехозяйственную деятельность, как приоритетный сектор экономики приморского региона, у которого в настоящее время появляются новые грани хозяйственной деятельности. Наша задача сформировать новые экономические механизмы комплексного подхода к эффективному пространственному взаимодействию экономических субъектов данного сектора экономики.

На Кольском полуострове Севера России еще во времена плановой экономики успешно освоили и развивали территориальные предприятия приоритетных секторов экономики, использующих региональный потенциал, а именно: горнометаллургического, энергетического, морехозяйственного, горно-химического промышленных комплексов. Во времена перехода к рыночной экономике данные промышленные комплексы были успешно приватизированы и в настоящее время сохранили свою деятельность и свое значение для региональной экономики [5].

Следует отметить, что за последние годы изменились стратегические приоритеты национальной безопасности России, которые получили приоритетное направление, связанные с освоением энергоресурсов на шельфе Арктической зоны и развитием обороноспособности на территориях и акваториях Севера России. Продвижение России в Арктику болезненно воспринимается Норвегией, Канадой, США, Данией и другими странами. И в этой ситуации РФ предстоит борьба за возможность освоения живых и неживых природных ресурсов в Арктике. Освоение территории Арктики связано с возрастающей ролью морехозяйственной деятельности. Новый подход к построению морехозяйственной деятельности с использованием пространственного механизма требуют обобщить научные и практические положения ранее существующей, и сформировать новый комплексный подход, необходимый для принятия эффективных управленческих решений [1].

Проведенные исследования субъектов экономики приморского региона, к которому мы отнесли Кольский полуостров Севера России, позволило нам сформировать содержание морехозяйственной деятельности (рис. 1):

Первый и второй блок – это традиционные, расширяющиеся сектора региональной экономики.

Третий блок – можно отнести, для приморского региона, к развивающимся секторам экономики, которых ранее не было в региональной экономике.





Состав первого блока представляют флота различных назначений, которые в своем составе состоят из морских судов. Традиционно для приморских регионов, а в частности для Мурманской области флота обеспечивают: морскую транспортную и рыбопромысловую деятельность, обеспечения обороноспособности страны, пограничной охраны и т.д. Морские суда различных флотов для выполнения своих функций проходят техническую эксплуатацию и обслуживание, а также ремонт в портах и местах базирования на Кольском полуострове и поэтому там созданы береговые инфраструктурные предприятия пространственно взаимодействующих с флотами [7, 10]. Региональные инфраструктурные предприятия формируют экономическую систему, в которую входят материально-вещественные элементы и производственные отношения производственного и непроизводственного характера, позволяющего создания конкурентоспособных условий для эффективной морехозяйственной деятельности в рамках региона [2, 3, 4, 8, 11].

В третий блок морехозяйственной деятельности мы внесли субъекты экономики, связанные с освоением неживых, природных ресурсов на шельфе Арктики, в основном это углеводородное сырье.

Обобщая результаты исследования, мы пришли к выводу, что в Мурманской области сформировалась устойчивая региональная подсистема морехозяйственной деятельности, требующая комплексного подхода при формировании эффективных механизмов пространственного взаимодействия.

По нашему мнению, морехозяйственную деятельность можно определить, как интегральную региональную экономическую подсистему, обеспечивающую собой совокупность предприятий, организаций, фирм, компаний, занимающихся проблемами исследований комплексного, рационального, экологически безопасного и эффективного использования живых и неживых ресурсов Мирового океана и хозяйственных бизнес-единиц, обслуживающих эти предприятия, гармонически входящую в экономику региона. Схематично многоуровневую экономику Мурманской области можно представить на рис. 2.



Рамки статьи не позволяют подробного изложения результатов нашего исследования. Но в рамках научного промежуточного результата, мы утверждаем, что при формировании стратегии устойчивого развития и расширения морехозяйственной деятельности ключевым факторам будет являться рациональное использование живых и неживых природных ресурсов Северной Атлантики. В условиях рыночной экономики, удовлетворяя спрос на свою продукцию и услугу, предприятия, интегрированные в данную региональную экономическую систему, стремящиеся к получению максимальной коммерческой прибыли, должны решать социально-экономические проблемы региона, а именно, проблемы развития производительных сил на территорию региона, занятости, пополнения бюджета, как регионального, так и национального, сохранение природных экосистем, защита биоресурсов и недопущения их истощения, сохранения способов жизнедеятельности береговых населенных пунктов и т.д.

Повышение эффективности морехозяйственной деятельности, можно обеспечить, при условии создания и использования экономических механизмов пространственного взаимодействия различных территориальных субъектов экономики. К таким экономическим механизмам можно отнести кластерный подход, создание институтов совместных предприятий и использование механизмов создания особых экономических зон. При этом решение разновекторных проблем различных механизмов требуют комплексного подхода, что может являться главной задачей органов власти приморского региона. Комплексный подход к рассмотрению пространственного взаимодействия субъектов бизнеса на определенной территории, обеспечит социально-экономическое развитие экономики и повышения инвестиционной привлекательности региона [6, 9].

 

Список литературы

 

1.                Макарова А. Арктика новых возможностей / Аргументы и факты № 14 (1899), 5-11 апреля 2017г. www.aif.ru

2.                Половинкин В.Н., Фомичев А.Б. Современное состояние и проблемы развития отечественного машиностроения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=4639

3.                Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 328 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [Электронный ресурс] Режим доступа // http://consultant.ru//document/cons_dos_LAW_162176/

4.                Рогинский С.В. Государство и нефтегазовый комплекс: опыт Норвегии и России. – М. – 2002.

7.   Турчанинова Т.В., Храпов В.Е. Взаимодействие предприятий в новых рыночных условиях при пространственной организации эффективной экономики приморского региона / Экономика и предпринимательство. 2015. № 1 (54). С. 233-238.

8.     Турчанинова Т.В., Храпов В.Е. Роль государства в экономическом и социальном развитии общества / Вестник Мурманского государственного технического университета. 2007. Т. 10. № 3. С. 490-495.

9.      Храпов В.Е., Турчанинова Т.В., Иванов Т.Н. Формирование условий пространственного взаимодействия инфраструктурных предприятий промышленного рыболовства на Европейском севере / Издательский дом: Финансы и кредит. Журнал: Региональная экономика: теория и практика, Вып. 1. 2016, С. 124 – 133.

10.   Храпов В.Е., Турчанинова Т.В., Кибиткин А.И. Предпосылки для формирования инновационно- инвестиционной политики пространственного развития предприятий Северного рыбопромыслового бассейна / Научно-практический журнал Федерального агентства по рыболовству «Рыбное хозяйство» № 5. 2015, С.15-18.

11.   Храпов В.Е., Турчанинова Т.В. Методы усиления государственного влияния на работу рыбной отрасли / Вестник Мурманского государственного технического университета. 2005. Т. 8. № 2. С. 333-337.

12.    Храпов В.Е., Турчанинова Т.В. Механизмы пространственного взаимодействия предприятий с единичным и мелкосерийным производством в приморском регионе / Апатиты: КНЦ РАН, 2015. – 105 с.

13.        Храпов В.Е., Турчанинова Т.В. Поиск эффективного механизма пространственного инновационного развития машиностроительных предприятий Арктического приморского региона // Апатиты: КНЦ РАН. 2017.- 135с.